Золотая свадьба

Олег Ксюк
               

    На вечеринку, по случаю «золотой» свадьбы Игоря  Максимовича и Ирины Анатольевной Капитоновых пришли только младшая сестра «невесты» Клавдия Анатольевна, внук Леонид, и дочь Татьяна. Сын, отец Лени, находился в длительной командировке и смог поздравить родителей с их полувековым юбилеем только по телефону. Мать Лени давно развелась с его отцом и бывших свекровей знать не желала. Но внук любил дедушку и бабушку и поэтому не мог не прийти к ним, в такой, памятный для них, день. Муж Клавдии Анатольевны с гриппом лежал дома. Дочь в свои тридцать с лишним лет замужем еще не была, а «несмелого» ухажера, никак не решавшегося сделать ей предложение, еще не считала нужным знакомить со своей близкой родней.
    Гостей пенсионеры на свое торжество не приглашали. Им и их маленькая пенсия не позволяла раскошелиться на богатое застолье, и многих родственников и друзей, к этому времени уже не было в живых. А те, кто пребывали во здравии, по разным причинам (кто по дальности проживания, кто по своему высокому статусу в обществе) давно уже не общались со стариками.
    Когда на праздничном столе, застеленном клеенкой, появились хлеб, картошка,  селедка, грубо нарезанная дешевая колбаса, салат «оливье» и компот в графине, а рюмки были наполнены водкой, первым заговорил семнадцатилетний Леня:
    - Поделись, дедушка, секретом  - как столько много лет ты сохранил любовь к одному человеку?
    «Золотой» молодожен несколько минут в задумчивости смотрел на юношу, а потом начал свою неторопливую речь:
    - Любовь, дорогой внучек, существует, конечно. Но жизнь, как это мягче выразиться, состоит не только и даже не столько с поцелуев и любованием друг другом. Все это со временем теряет свои яркие краски и становится обыденным явлением, которое усиливается еще и тем, что в любимом человеке, в процессе постоянного общения с ним, обнаруживаются не только очередные достоинства, но и некоторые недостатки, с которыми приходится мириться.
    - И какие это такие недостатки ты у меня обнаружил в «процессе нашего постоянного общения»? – поинтересовалась Ирина Анатольевна.
    - Сейчас не время и не место об этом говорить. Я лишь хотел заметить мальчику, что совместная жизнь двух любящих сердец – это не только поцелуи в ночной тиши. А это, в первую очередь, постоянное беспокойство о том, - что нужно каждый день кушать, во что одеваться, где жить, как не накапливать коммунальные платежи, как бороться с болезнями? Пусть будущий глава семьи готовится к тому, что желанный союз с любимым человеком, помимо приятных моментов, взвалит на него и кучу разных обязанностей. После женитьбы мне пришлось много работать, чтоб приобрести собственную квартиру и дачу, на которой тоже нужно трудиться. Кроме своей основной работы, я вечерами и в выходные дни подрабатывал грузчиком на рынке, ездил на заработки.
    - А жить у своей мамы ты с бабушкой не мог? – удивился Леня.
    - Твоя бабушка не ладила с моей мамой.
    - Это твоя мама не ладила со мной, а не я с ней! – возмутилась Ирина Анатольевна.
    - Да, да, солнышко, все так и было, как ты говоришь. Но сейчас речь не об этом. Я лишь хочу разъяснить нашему молодому человеку, что в его дальнейшей жизни необходимо иметь чувство долга перед семьей, которая в него обязательно появится. И это чувство долга должно увеличиться во много раз после появления детей.
    - Чувство любви твое переросло в чувство долга? – уточнил внук.
    - Так прямо говорить - нельзя. Жизнь сложная штука. Мы с бабушкой уважали друг друга. У нас были общие проблемы в быту, имелись свои благие намерения, обоюдные желания и, поставленные нами перед собой, цели в жизни. Но, все равно, без чувства долга прочную семью не построишь.
    - И ты никогда-никогда, со своим чувством долга, не изменял моей сестре? – с хитрой улыбкой на лице поинтересовалась Клавдия Анатольевна.
    - Не скрою, Клава, – другие женщины мне иногда нравились, но жена всегда была на первом плане.   
    - Врет он как сивый мерин! – покрутив головой, заявила Ирина Анатольевна. – Имелись! Имелись в него любовницы. А в одну сотрудницу на работе, так влюбился, что я даже развестись с ним хотела. Обидней всего то, что один хороший человек тогда на коленях упрашивал меня выйти за него замуж. Он говорил (а так оно и есть на самом деле), что благоверный мой никогда не оценит по достоинству богатства души человека, с которым живет рядом, и не обеспечит ему достаток в жизни. И я, дура, не ушла к нему, о чем до сих пор жалею. Сейчас его жена ходит в норковой шубе и ездит в черной машине, а я на свой большой праздник даже красной икры на бутерброды не смогла купить.
    - И чем же закончилась история с любовницей? – поинтересовалась сестра юбилярши.
    - Я сказала, чтоб он поменял место работы
    - И он послушался?
    - Если б не послушался, я бросила б его.
    - Бабушка, а ты с дедом часто бранилась? - задал свой очередной вопрос Леня.
    - Не часто, но совсем не браниться не получалось! Он говорит, что в него присутствовало чувство долга, а пусть расскажет, как на пятом году совместной жизни начал в запои уходить. Одному Богу только известно, сколько мне стоило сил и нервов - заставить его лечиться от алкоголизма. Он говорит, что с появлением ребенка чувство долга должно увеличиться во много раз, а пусть расскажет как, однажды, я задержалась на работе, а когда пришла домой, то увидела «чудную» картину: муж пьяный лежит на полу, сын – сверху на нем, и оба мокрые. Тогда не то, что ругать, убить твоего деда хотелось.
    - Ну, это один раз так было, и очень давно. Могла б и забыть. – заметил Игорь Максимович 
    - И то мне забыть, как ты, уезжая на заработки, не считал нужным звонить каждый день домой или письмо написать. И то - как я сидела  дома одна с двумя детьми, и всякие плохие мысли разрывали меня на части.
    - А ты, бабушка, поехала бы к нему.
    - Однажды я так и сделала.
    - Я маленькой была тогда, но хорошо помню этот случай. – обратилась к племяннику, все время молчавшая, Таня. – У твоей бабушки тогда как раз день рождения был. Дедушка посадил  меня на плечи, понес по улицам поселка, где работал, и при этом попросил: «Заглядывай за заборы дворов, и смотри, где растут красивые цветы». Мы в тот день вручили бабушке огромный букет алых роз.
    - Что ездила с детьми к мужу – хорошо помню. А был ли букет с розами? - ей-богу забыла. – смущенно улыбаясь, призналась Ирина Анатольевна.
    - Был, был! – в один голос заверили ее супруг и дочь.
    - Ну, за это и выпить не грех – предложила Клавдия Анатольевна.
    После первой выпитой рюмки, все дружно десять минут молча кушали картошку с селедкой. Когда хозяин дома наполнил сосуды для питья спиртных напитков вторично, слово взяла Таня:
    - Папа и мама, живите долго-долго. Вы прекрасная пара. Вы когда сидите рядом и даже ни о чем не говорите, все равно какая-то аура умиротворения окутывает вас. Я всегда по - доброму завидую вам. Рядом с вами я душой и телом отдыхаю и забываю о своем одиночестве.
    - Доченька, не переживай. Ты еще тоже найдешь счастье на свою голову. – с полным доброжелательства взглядом успокоила дочь Ирина Анатольевна.
    - Не на свою голову, а для своего сердца. – поправила сестру Клавдия Анатольевна. – И за это тоже нужно выпить
    После третьей рюмки «невеста» предложила «жениху»: «Давай поцелуемся. Давно мы  с тобой этим делом не занимались». Все участники торжества дружно захлопали в ладоши.
    После четвертой выпитой рюмки женщины запели задушевные народные песни, а дед с внуком в это время принялись о чем- то тихо спорить.
    Последний тост был: «За все хорошее в нашей жизни!».
    Закончилась «золотая» свадьба чаепитием с тортом, который спекла для родителей Татьяна.