Поздний мезозой-151

Антон Тюкин
Антон ТЮКИН

СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА
"ПОЗДНИЙ МЕЗОЗОЙ"-151

IN MEMORIAM
(взросление)

Четырнадцатилетним

1.

Когда тебе четырнадцать, не больше,
Так странно изменяется страна.
Не много было в детстве удовольствий?
Я не о том. Мне вспомнилась весна. 

Снег таял. Век круглился. Мы бежали
Из школы средь апрельской кутерьмы.
Во что-то верили, над чем-то глупо ржали…
Сегодня эти школьники - не мы.

Светило солнце. Парило и пело.
Потом рванула свежая листа.
А вечером - в приёмнике шипело
Чрез треск про “неотъёмные права”.

Менялись времена. Ходила “Юность”
По всей квартире с “Комсомолкой”. На руках   
Был “Новый мир”… И многие очнулись,
Не веря счастью, продираясь через страх.

2.

Крутились ручки да горели шкалы…
Трещал транзистор. Выло. Через ад 
Мне Мандельштам закладывал начала,
Войновичу да Генесу был рад.

“Поверх барьеров” Ратушинская летала… -
Такие были, братцы, времена.
Пришла весна, случилась, настала!..
А после – даже, вроде, не война,

А так - пожар, знакомое: “Чернобыль”,
Где перед тем три лета прогостил…
Качнулся мир, как старый школьный глобус
И покатился… Прах держу в горсти

Империи, которая давила, 
Давала то срока, то ордена…
В тринадцать мы - никто, но всё же “сила”.
В четырнадцать - один, твоя - война,

Твоя - беда, единого - сраженье,
Призыв - к служенью, миру - вопреки!   
В четырнадцать - огромно пораженье,
Со всеми вместе - к свету… Мотыльки?
 
3. 

По всем экранам выли вертолёты, 
А я взрослел и обретал лицо.
Солдаты харкали радиоактивной рвотой, 
Ловили мародёров-подлецов: 

Комиссионки в Киеве трещали
От страшного смертельного добра… -
Другого мира мне не обещали,
Судьба бывает менее добра!

В четырнадцать - верстается программа
На будущее… После - устаём
И отстаём от века. Панорама:
Квартирка утлая, где я да ты - вдвоём.

Проходят годы, как “неповторимость”.
Не манит даль, не плачет “русский рок”
В моей душе, познавшей нелюбимось, - 
Вся нелюдимось вышла, как итог…

Пылали стержни, да не пахло страхом.
Я не грущу, я вспоминаю прах
Империи взорвавшейся - и махом
Ворвавшейся в туннель. За махом - мах

Разборок на базарах… Вечерами
Не радио, а гопники ревут…
Бреду с опаской чёрными дворами -
Опять, как “мы”, - у времени в плену.      

16.12.18

Примечание:
- In memoriam (лат.) - на память

* * *

ОСЕНЬ В КОМНАТЕ
(сон)

Спущенные жалюзи дрожат.
Воздух разлинован, как тетрадь
В тридцать горизонтов. След ножа
На столе, на потолке. Как тать -

Луч, как мёд (а яблоко, как тень) -
Медленен, тягуч, как мира боль…
Летние мгновенья? Дребедень.
Будет снег - на раны, словно соль?

Нас укроет? - “Будешь вспоминать
Эту комнату?” - “Я так тебя люблю”.    
Время тикает. Качается кровать.
Голоса людей - шаги по дню 

За окошком, красные листы…
Плечи обнажённые в плену
Рук да поцелуи - чрез мечты,
Ужасы, грядущую войну…

Вновь тропинки тела твоего
Пробегаю. Валимся - и сны:
Первый миг - уже не одного, 
Жар - под кожу с отблеском луны…

16.12.18

* * *

КОЛОДЕЦ ВРЕМЕНИ

Н. Р.

Что-то вышло? Не туда пошло.
Нет, не пошлость. Мне не объяснить.
Помню звук дыханья твоего.
Знаю: больше некого винить.

Просто повернулась и ушла.
Как мне рассказать о волосах,
О чешуйке солнца-ноготка,
О чудесных голубых глазах?

Не поверить и не осознать…
Ну и что я, право, в ней нашёл?
Только плеск озёрный - не кровать.
В черноту б - ведром? Колодец гол.

16.12.18