Графоман из тридевятого царства в храме Мусейон

Воловой-Борзенко
Графоман из тридевятого царства в храме Мусейон.
(Критика стихотворения Станислава Ливинского)

Вы, конечно, помните любимый мультфильм из нашего детства про раздолбая Вовку из "Тридевятого царства". Сопливого школяра, который не хотел учиться, но желал иметь все, ничего не делая. Незавидная ему досталась доля на пути вожделенному исполнению желаний. Надо сказать, что цензура исключила еще одно сказочное место, где побывал хитроумный школяр, а именно - Храм поэзии Мусейон. И вот что он там натворил посмотрите...

И я б, наверно, кочевал
в метро с работы на работу.
Портреты Сталина срывал,
сводя таким макаром счёты.

Похож наш герой на безобразника Вову, но уже подросшего, политически подкованного, но по прежнему хулиганистого и дерзкого?.. Свой политический протест Вова, конечно, выразит не на лобном месте, где можно и головы лишиться, а в метро, где можно похулиганить, срывая портреты кровавого вождя минувшей эпохи. Хотя срывать, когда кругом висят "портреты новых вождей"

И объяснял бы про добро
и зло дежурному в ментовке.
Но до ближайшего метро
два дня трястись без остановки.

Но наш Вовка понимает, что придется отсидеть пару суток в дежурной части за мелкое хулиганство, и поэтому мечтательно разводит канитель, как в мультике: "Хочу то, хочу это, и это тоже придачу, но делать ничего не буду..."

Зато у нас, куда ни плюнь,
цветут айва и абрикосы.
И май такой же, как июнь
в Москве, и тютчевские грозы.

Вообщем подвизался наш Вовка на ниве поэзии сочинять стихи, а без высоких тем и связи с традицией куда же? Поэтому к теме диктатора примешивается и мотив высокой поэзии в виде "тютчевской грозы".

Ты скажешь – это же тупик,
блаженный край для идиота.
Но, как законченный кулик,
и я хвалю своё болото.

То есть, Вовка живет в блаженном крае идиотов, доволен им, и даже хвалит, потому что кулик в своем болоте не может его не хвалить. Остается Вовке только затянуть песенку: "Сижу в грязи я, грязь я прославляю..."

Где и добра и зла не счесть
в любом, каком захочешь, виде.
И здесь, поверь мне, тоже есть
кого любить и ненавидеть.

А чего же не прославлять "грязь", когда добра и зла не счесть, когда есть кого любить и ненавидеть в этом "болоте"... Вот так Вовка забрел в храм поэзии Мусейон и предоставил музам свое творение, на подобии пирожков, которые он испек для Василисы Премудрой...

Наш поэт "Вова" никогда не посещал храм Мусейон, где божественные музы дают уроки стихосложения, иначе он бы знал, что в литературном произведении, а особенно в поэзии, надо избегать штампов и затасканных образов. В его же стихотворении, они словно соревнуются, какой штамп является более затасканным.

"таким макаром" - выражение пропахло нафталином.
"куда не плюнь" - любимое выражение плебеев.
"каждый кулик свое болото хвалит" - правда немного измененное, но древнее как новгородские берестяные грамоты.

Любопытное в своей качественной характеристике вводится определение "добра и зла", мы то думали, что это свойство того или иного поступка или деяния, ан нет... Предстают эти понятия в любом виде. Далее воображение читателя должно представить себе добро в баньке совершенно голое, а зло в зале правосудия, закованное в наручники и кандалы. Щедрость поэта, давшего читателю пищу для воображения не знает границ.

И в заключении: если вы думаете, что поэт внемлет критике или ему станет стыдно за бездарное стихотворение, то ошибаетесь, это только в мультфильме Вова берется за ум и исправляет ошибки, в поэзии графоманы Вовы клянут критиков и муз, и отправляются искать почитателей своих разнузданных стихов, среди невежд и сладкоречивцев, которые хотят им угодить. Но они не в состоянии понять, что пока они не пройдут строгую учебу у муз в храме Мусейон, пока они не последуют школе русской поэзии, которую создали классики, то музы и литературное сообщество будет отправлять их поэзию, туда, куда Макар телят не гонял.

P/S
Языковой и литературный штамп - это средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах и воспринимаются как признаки «клишированности» мысли, мнимые «стилистические красоты», наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов. Некритическое отношение (автора) к Штампу мешает проявлению творческой индивидуальности, делает писателя жертвой «инерции стиля».

(Большая советская энциклопедия)