Третьяковская галерея Игр Виталия Потопахина

Алексей Ратушный
Сегодня мы начинаем анализ Коллекции Виталия Потопахина, который сделал прекрасный подарок к моему 66-летию – создал сайт посвящённый интеллектуальным играм.
О чём еще мечтать?
Ведь он приступил к той самой работе, которой и я занимался десятки лет!
Но главная проблема для меня заключалась в том, что я вышел на понимание «внутреннего устройства» миллионов и миллиардов игр.
И потому описание даже наиболее распространённых интеллектуальных игр человечества вызывало очень большие вопросы и очень большие затруднения. И вот – когда казалось, что уже всё позади, я наконец встретил Автора, который отважился на формирование собственной коллекции игр.

Несколько слов о моих разработках игр, что простительно в свой день рождения.
Поскольку уже в 15 лет я понимал, что мир Игр движется в форме Правилообразовательного процесса, и что каждая Игра открывалась заново сотни, тысячи, миллионы раз, и у меня не вызывало затруднений произвольное «математическое» конструирование новых Правил, я отказался для себя от идеи «патентования» «придуманных» мною игр. Ведь на самом деле игры именно открываются! В конце концов про самые значимые достаточно публикаций! Вот Мерцающие шахматы я пытался запатентовать конкретно, как наиболее яркую и многообещающую разработку.
Четыре основных формы игры – последовательная неприоритетная, последовательная приоритетная, пульсирующая неприоритетная, пульсирующая приоритетная уже были представлены Читателю в серии официальных публикаций в прессе и спецбюллютене Архоблспорткомитета.
Но ведь было и множество других моих разработок.
Маша и Глаша
Маша, Охотник и Медведь
Охота на Мамонтов
Затоптать Коня
Оседлать Слона
Конь-Король
Слон-Король
Ладья-Король
Лисичка Обжора
Двойная Обжора
Пехотный бой (Пешки!)
Шахматные Кинограммы
Реальные шахматные поддавки
Киев на доске 4х8
Киев на доске 4х6
Мерцающие поддавки
Варианты шахмат с фигурами Роной, Ратой и Сурмико
На досках
7х7, 8х8, 9х9, 10х10, 11х11, 12х12, 13х13, 14х14, 15х15, 16х16
И версии других досок с неравными сторонами
Гексагональные шахматы на досках от 7 до 127 полей
А всего мною были показаны пути к формированию десятков тысяч и миллионов новых игр.
В том числе активно разрабатывались мною комплексы микроигр шахматных:
Чатуранга малая
Орнаментные шахматные игры Манси и Ханты
Украинский кулон
Украинские шахматы (тысячи форм)
Шахматные гороскопы
Магические квадраты 3х3, 4х4, 5х5 с сериями разнообразнейших игр

Огромное достижение – формирование основ Тетраэдальной Логики, развивающей идеи формальной Логики Аристотеля и диалектической Логики Гегеля.
Большую роль в развитии моих представлений сыграли мои ранние работы «Мир мерцающих плоскостей», «Общая теория игр», «Специальная теория игр» в которых мне посчастливилось закрепить набор важных определений и топик освещения вопросов об играх.
Рассматривая общие представления об Играх я, как философ, вышел на разработку представлений об Универсуме Игры как таковой.
Разумеется, большинство конкретных попыток создания новых игр на структурированной так или иначе плоскости упирается в понимание автора-разработчика самого существа предлагаемого комплекса «правил».
Игра – это в первую очередь «состояние подбросившего монетку».
Таким образом, рассматривая самые разнообразные игровые комплексы (театр, искусство, музыка, балет, скульптура, архитектура, огранка камней, причёски, мимика глаз и жестов, позы и манифестации, военные игры включая и игры без правил) мы постепенно выходим на формирование представлений о конкретных формах проявления Игры как игровых комплексах, о есть о сериях из миллионов и миллиардов «микроигр».
Только понимание того факта, что в развитых формах принятых человечеством к распространению игр закрепляются именно устойчивые формы и комплексы функционирования игр и игрищ мы выходим на различения игр затеивающих, игр азартных, игр на интерес, игр на завлечение, игр на завладение, устрашающих или отпугивающих игр и т.д. и т.п.
В предлагаемой к анализу коллекции Виталия Потопахина отсутствуют все карточные игры – а их от пасьянсов и простых гаданий до разнообразнейших развитых форм типа Белот, Преферанс, Покер – миллионы!
Не одними подкидным дурачком, или пьяницей развлекаются люди в поездах, на пляжах и общих камерах.
Невообразимо велико множество игр на улицах, когда целые театральные группы ставят спектакли для одного-единственного зрителя и в итоге завладевают его – зрителя – имуществом.
Практически большинство игр в картах, в лото, в домино – это игры с явно или неявно представленными полями.
А игры кистью!!!
Да, рука может принимать до двухсот принципиально различных положений, но этого мало. Мне довелось держать в руках книгу об искусстве сдавать колоду одним пальцем и общаться с мастерами этого искусства!
Семьсот приёмов!!!
Зная о карточной колоде очень немного, я никогда не играю в карты.
Ни с кем и нигде.
Так оно проще.
И с лото – та же история!
А домино!!!
В представленном Виталием чуде про домино упоминается только однажды.
На шахматной доске.
А между тем домино – это целая культура!
В горячих цехах и среди пенсионеров распространены десятки устойчивых форм игровых комплексов!
Да!
Именно об игровых комплексах как правило говорят, употребляя слово «Игра».
Но игрища Щедровитян, которые, как мне довелось неоднократно указывать, путают – начиная с Георгия Петровича – мысль о предмете с предметом мысли, несмотря на всю их внешнюю «усомнительность» и игры Аросьева или Алексеева – тоже почти щедровитян, но с иной стартовой универсумностью, это немного иное, чем игры учеников Василия Давыдова.
Математическая теория Игр рассматривает только одну из топик освещения игровых комплексов.
Но говоря «шахматы», на уровне обыденного сознания, мы имеем ввиду вполне конкретный набор «правил», безотносительно к комплексам игры с часами, условностей взятия фигур руками, и разнообразнейших премудростей управления например швейцаркой с целью приведения к победе того или иного участника.
Существуют ли на самом деле справедливые игровые комплексы?
Публика не замечает, как правило, таких разделов шахмат, как шахматная композиция, турниры решателей, культура сеансирования, формы игры «вслепую» хотя и имеется целый кластер реально лишенных зрения игроков в «обычные» шахматы.
Шахматная живопись, шахматная графика, шахматная скульптура, шахматная музыка, шахматная поэзия, шахматное образование – целые пласты реального поля игровых комплексов сопутствующих именно шахматной игре не отражаются в попытках реально освещать эту конкретную «игру игр».
А шашечная культура, а пласты шашечных игр и игрушек!
И вот именно этот комплекс «игр игр» находит своё отражение в замечательной коллекции Виталия!
«Третьяковская галерея» игровых комплексов им основана!
http://lotos-khv.ru/
Браво!
Спасибо за подарок!
Теперь мы будем с ним - с этим подарком - с коллекцией - самым внимательным образом знакомиться.
Нижеследующий эскиз я представляю недоработанным и не уточнённым. Поскольку именно этим очень хотел отметить собственный день рождения - материалом о большом творческом и научном достижении жителя моего любимого – ведь я рождён в этом крае! – Хабаровска!
В Хабаровске начиная с 1953-его года я бывал неоднократно, особенно памятны мне посещения от весны 1974-го и лета 1993-его годов.
Последний раз я был там с моим сыном!
Да!
Была и такая Игра в моей жизни: я привёз сына в свою часть в уссурийской тайге.
В той самой тайге где холодной зимой 1975 года я встретился с тигрицей и тигрятами, которые двигались параллельно с нами – идущими в часть из Реттиховской вечерней школы поздним вечером.
И кричал узнавший меня мичман: вот тот самый матрос, который обуграл командира части!
Я привёз сына в это царство элеутерококка, змей-пятиминуток и энцефалитных клещей посмотреть на здание моей второй кадровой роты и на здание первой кадровой роты, где я создал свой первый шахматный клуб.
На его стене я нарисовал огромную матрицу 5х5 с континуумом конь-слон-ладья и магической расстановкой чисел!
Да!
Мне было еще далеко до тщательной разработки и открытия всех форм магических квадратов 4-го порядка, но Бог наградил меня за труды – и в дни десятилетия этой поездки сына на фоне обширного мелкоочагового инфаркта 16-го четвёртого (!!!!!) родилась на Химмаше моя Дашутка!!
Я успел проработать стартовый комплекс идей мерцающего гексогонала, отражающего и игры кодонов в спиралях ДНК и РНК.
И по-прежнему я утверждаю:
«А лучшие песни ещё не написаны!
И нам неизвестно когда их споют!»
Мы всё ещё только в самом начале!
Мы ничегошеньки не знаем.
Мы только-только начинаем догадываться!
И потому я отсылаю вас к блестящей речи Кургиняна об Играх, транслировавшейся вчера по ведущим каналам телевидения.
Прекрасно сказано!
Чудесно.
И желаю Великой Галерее Виталия Потопахина жить и развиваться!
И чем быстрее она войдёт в дом каждого нашего дошкольника – тем лучше!

Приложение:
Я приступаю к анализу 125 игр представленных Виталием Потопахиным.
Сегодня я публикую формализованный обзор его «шахматных» игр.
Кроме низ в коллекции представлены еще два крупных блока – шашечных игр и игр топологических.
С ними я познакомлю Читателя чуть позже. Просто и этот обзор и последующие требуют тщательных уточнений и старательного изучения.

Шахматные игры в коллекции Виталия Потопахина
12. Сенегальские шахматы Полей:30 Фигур:2 Доска: 5х6  НР:14
15. Минишахматы Полей:25 Фигур:6 Доска: 5х5 НР:10
19. Ludus Latrunculorum Полей:25 Фигур:2 Доска: 5х5 НР: 10
22. Сеги Полей:81 Фигур:8  Доска: 9х9 НР:20
24. Шашматы Соломона Голомба Полей:64 Фигур:4 Доска: 8х8  НР:12
25. Чатуранга Полей:64 Фигур:5 Доска: 8х8  НР:8
36. Вся королевская конница Полей:64 Фигур:1 Доска: 8х8  НР:4
39. Сянци - Китайские шахматы Полей:90 Фигур:7 Доска: 9х10 НР:16
50. Гамма-игра Полей:100 Фигур:5 Доска: 10х10 НР:18
53. Чанги - корейские шахматы Полей:81 Фигур:7 Доска: 9х9 НР:16
55. Шахматы Доусона  Полей:9 Фигур:1 Доска: 3х3 НР:3
66. Ритмомахия Полей:128 Фигур:24 Доска: 16х8 НР:24
67. Хнефатафл Полей:121 Фигур:2 Доска: 11х11 НР:13 и 24
68. Таврели Полей:64 Фигур:6 Доска: 8х8 НР:16
69. Тобит Полей:38 Фигур:2 Доска: 6х7 НР:12
70. Буга Шадыраа Полей:36 Фигур:3 Доска: 5х5+6+5 НР:8
71. Сенет Полей:27 Фигур:2 Доска: 3х9 НР:5
72. Шахматы Тамерлана Полей:112 Фигур:11 Доска: 10х11+2 НР:28
73. Шатрандж Полей:64 Фигур:6 Доска: 8х8 НР:16
74. Русские циклические шахматы Полей:32 Фигур:2 Доска: 8 х 8 НР:12
77. Банглагор Полей:25 Фигур:3 Доска: 5х5  НР:3
78. Шатра Полей:59 Фигур:5 Доска: 6х7+3х3х2+2 НР:17
85. ДАС-Шахматы Полей:104 Фигур:11 Доска: 10х10+4 НР:22
88. Аримаа Полей:64 Фигур:6 Доска: 8х8 НР:16
91. Четыре времени года   Полей:64 Фигур:5 Доска: 8 х 8 НР:5
93. Стоклеточные шахматы Полей:100 Фигур:8 Доска:10х10 НР:20
94. Шахматы Капабланки Полей:80 Фигур:6 Доска: 8х10  НР:10
95. Дамоне Полей:32 Фигур:2 Доска: 8х8 НР:8
96. Дельта Полей:32 Фигур:4 Доска: 10х10 НР: 8&8
97. Замма Полей:81  Фигур:2 Доска: 9х9 НР:40
101. Матрица Полей:16 Фигур:1 Доска:4х4 НР:1
102. Ферзя в угол Полей:64 Фигур:1 Доска: 8х8 НР:1
107. Затрикион Византия Полей:64 Фигур:6 Доска: 4х16  НР:16
109. Дабло Полей:41 Фигур:4 Доска: 9х9 НР:19
111. Курьерские шахматы Полей:96 Фигур:8 Доска: 8х12 НР:24
113. Радужный Рассвет Полей:64 Фигур:6 Доска:8х8 НР:16
114. Ультиматум Полей:100 Фигур:6 Доска: 10х10 НР:16

Номер – это номер игры в Коллекции на сайте Виталия
http://lotos-khv.ru/game/flashmob/flashmob.htm
НР – фигур у одной из сторон в начальной расстановке
Фигур: число фигур играющих. Например в шахматах ШЕСТЬ фигур: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, Пешка.
То есть здесь я представляю как бы содержательный элемент игры – сколько качественно различных объектов перемещается. Пешек у каждой из сторон по восемь, но фигура это одна! То есть это одна формула холда, один комплекс полей. Понятно. Что пешка на краю и пешка в центре, пешка на поле превращениями пешка в начальной позиции – это разные комплексы полей, но именно поэтому мы и говорим об игровых комплексах.
Универсальные категории Фигуры, Поля и Хода составляют базовый категориально-понятийный аппарат любой собственно «игры». И именно этот аппарат мы и представляем в формализованном описании элемента коллекции. Каждая из категорий по мере наших скромных сил описана нами в материалах «Шахматной Шкатулки» на прозе.ру и стихи.ру

Фото Виталия Потопахина с его странички ВКонтакте