Гродненщина в первой мировой войне

Андрей Бухаров
Гродненская губерния в годы первой немецкой оккупации 1915-1918 г.г.11 сентября 2

В начале XX века между великими державами шла напряженная борьба за новые сферы мирового влияния, сопровождавшаяся гонкой вооружений. Поэтому создавалась перспектива мировой войны. Особые надежды  с грядущей войной связывала молодая Германская империя (была создана в 1871 году), которая уже в то время стремилась к мировому господству.  В конечном итоге миру так и не удалось избежать военного конфликта, и 1 августа 1914 года началась Первая мировая война.

  В эту войну вступила и Российская империя, которая в то время не была готова к масштабным военным действиям. Особенно тяжелая участь постигла белорусские земли, ставшие в очередной раз театром военных действий. В июне 1915 года в ходе массированного наступления германо-австрийских войск российские силы покинули большую часть Польши. Фронт войны приблизился к Западу Беларуси. Под угрозой окружения, в сентябре того же года, царские войска вынуждены были оставить неприятелю Вильно, Гродно, Лиду, Брест и другие белорусские города. В ходе последующих боев, в октябре 1915 года, линия фронта стабилизировалась по участку Двинск – Поставы – Барановичи – Пинск. Таким образом, территория Гродненской губернии вместе с некоторыми другими западными белорусскими землями оказались в зоне германской оккупации. На сегодня этот район составляет примерно 25 % от современной территории Республики Беларусь (50 тыс. кв. км.).

 Примечательно, что даже после стабилизации фронта германские войска продолжали обстреливать беженцев в то время как военной необходимости в этом не было.  Осенью 1915 года на части занятых северо-восточных белорусских землях было создано военно-административное образование (Обер Ост), которое возглавил шеф генерального штаба Эрих фон Людендорф. Впоследствии “Обер Ост” был разделен на 3 округи: Курляндия, Литва и Белосток–Гродно. Последние две из них были заселены белорусами. При этом, округа Белосток-Гродно состояла преимущественно из белорусских этнических территорий. В ее границах находились 17 тыс. кв. км от современной площади Беларуси с населенными пунктами Гродно, Лида, Волковыск, Мосты, Свислочь, Дятлово, Щучин и др. Восточная граница “Обер Оста” проходила по линии Буг  и приблизительно очерчивала территориальные претензии правящих кругов Германии к России. Таким образом, в зоне германских интересов находилась область, составлявшая примерно 8 % от сегодняшней территории Республики Беларусь. В то же время большая часть захваченных белорусских земель площадью в 33 тыс. кв. км с городами Ошмяны, Новогрудок, Слоним, Барановичи, Пинск, Пружаны, Кобрин и Брест вошла в состав военно-операционной полосы, которая дислоцировалась между восточной границей “Обер Оста” и линией германо-россий-ских окопов. На протяжении всего периода оккупации Беларуси немецкие захватчики рассматривали ее как временно оккупированную и предполагали использовать на предстоящих мирных переговорах с Россией в качестве разменной монеты  взамен на территории, присоединенные к рейху. Тем не менее, это обстоятельство нисколько не помешало оккупантам более чем на 3 года установить в западных белорусских землях режим жесткой оккупации, сопровождавшийся террором и бесчисленными грабежами.      

   Бедствия войны для Гродненской губернии и других западных белорусских городов и уездов начались еще до вступления сюда войск Кайзеровской Германии. Так, серьезный экономический вред был нанесен отступавшей царской армией, которая на своем пути безжалостно разрушала предприятия, мосты, хозяйственные постройки, уничтожала недавно собранный урожай, сжигала деревни. Сотни тысячи мирных жителей вынуждены были эвакуироваться в глубь России. Впоследствии  многие из них уже больше не вернулись в свои дома.

  После установления немецкой оккупации Гродненская губерния получила название «Цесарско-немецкая Гродненская губерния». Ее губернатором был назначен генерал пехоты фон Гелд. Вся власть перешла в руки военных. В Гродно и уездах были созданы цесарско-немецкие управления и назначены начальники (бургомистры) городов и уездов, также созданы и другие императорско-немецкие службы.  На подчиненных Германии в ходе военных действий территориях устанавливался так называемый «Новый порядок». Он сводился к следующему: «все народы не немецкой национальности лишались всех имущественных и политических прав, а их движимая и недвижимая собственность передавалась безвозмездно немцам». В общем, целью оккупантов было превратить наши земли в источник сырья и дешевой рабочей силы.

 Итак, в оккупированных рейхом  белорусских землях установился жесткий оккупационный режим. Поддерживать порядок и спокойствие на захваченной территории должны были этапные коменданты, в распоряжении которых имелись специальные войска, а в борьбе со шпионажем им помогала полевая полиция. Многочисленные приказы и распоряжения регламентировали гражданскую жизнь. Военные чины распространяли их среди местного населения через созданную администрацию путем вывешивания в видных местах обьявлений на немецком, еврейском, русском, польском языках . Широко были распространены военно-полевые суды. За владение оружием, взрывчатыми веществами и боеприпасами сразу предусматривалась  смертная казнь. Людей обвиняли в шпионаже и расстреливали. Строго контролировалось перемещение. Передвигаться было разрешено пешком и в границах поселения. Для прочих перемещений требовалось специальное разрешение. Ночью действовал комендантский час. Жителям запрещалось продавать мясо и продукты нового урожая, охотиться и ловить рыбу. Существовал запрет на получение посылок, журналов, газет, организацию собраний и т. д. Все цветные металлы, а также изделия из них подлежали отчуждению. Хотя за них и полагалась денежная компенсация. Вообще, контроль за соблюдением установленных оккупационной администрацией правил жизнедеятельности осуществлялся довольно жестко. За их нарушения следовали суровые наказания в виде штрафов, тюрьмы, а порой и смертной казни. В ходу были и физические наказания.

Для граждан покоренных территорий вводились немецкие паспорта. В Беларуси они были сначала на немецком языке, а затем с декабря 1915 года -- на немецком и белорусском языках. Немецкие захватчики установили для населения множество налогов: личный налог, на торговлю, промышленность, на животных, в том числе и на собак, целый ряд косвенных налогов. Сбором налогов занимались специальные военизированные команды. Распространенным явлением в сельской местности стали безграничные и часто просто непосильные для крестьян реквизиции животных, урожая, продуктов питания и т. д. Несмотря на то, что за изъятое и полагалась плата, она была очень невелика. Практиковалась принудительная мобилизация местных жителей на различные хозяйственные работы, строительство военных укреплений. При этом людей содержали в нечеловеческих условиях и недостаточно кормили.  С 1916 года осуществлялся и вывоз на работы в Германию. Например, к сентябрю того же года из Гродно и округи было вывезено более 300 человек.    С оккупированных белорусских земель в Герман-скую империю, в основном безвозвратно, в больших количествах отправлялись материальные ценности, промышленное оборудование, скотина, продукты питания, различное сырье. Особенно усиленно разграблялись лесные богатства Беларуси, ставшие для оккупантов хорошим источником дохода. Леса Беловежской пущи оценивались ими в 700-800 млн. марок. Германские оккупанты ликвидировали те предприятия, в существовании которых они не были заинтересованы, в результате чего  массовым явлением в городах стала безработица.

 Жители оккупированных территорий испытывали нехватку продовольствия и других средств первой необходимости: мыла, лекарств и т. п. Постоянно усиливался их дефицит. Эти и другие товары были нормированными – на них вводились купоны и талоны. Хлеб, который в городах распределялся по карточкам, был насыщен различными заменителями, из-за чего люди часто отравлялись. Для того, чтобы как-то прокормиться, многие горожане начали обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственную продукцию. Белорусы страдали от голода, холода и болезней. Особенно тяжело приходилось старикам и детям. Общую ситуацию в оккупированном крае усложняла нехватка мужских рабочих рук.   

  Итак, за короткое время белорусские земли были опустошены и разорены немецкими захватчиками. Вместе с этим, германские власти все более усиливали свою грабительскую экономическую политику. Как отмечал в своих мемуарах генерал Э. Людендорф, экономическая эксплуатация в то время осуществлялась основательно. Муж известной белорусской писательницы Э. Пашкевич (Тетки) С. Кайрыс по поводу первой германской оккупации Западных губерний вспоминал: «Немецкая оккупация сразу парализовала общественную жизнь, остановила выход прессы, не допускала организаторской деятельности, через военно-административный апарат сковала весь край и начала безжалостно его очищать».

 В ноябре 1918 года Германия и ее союзники потерпели военное  поражение в Первой мировой войне. В феврале 1919 года Гродненская губерния была практически полностью освобождена Красной армией. Тем не менее, в ближайшее время для белорусов началось новое бедствие – Советско-польская война. В результате подписанного в марте 1921 года Рижского мира территория Западной Беларуси была присоединена к Польше и находилась под оккупацией  вплоть до 1939 года. Гродненская губерния вошла в состав нескольких созданных поляками воеводств. А в 1941 году белорусские земли вновь были захвачены Германией более чем на три года.

 За годы немецкой оккупации 1915 – 1918 гг. население Гродненской губернии сократилось с  1, 7 млн. человек не менее чем на треть. Многие мужчины навсегда ушли на фронт. Тысячи эвакуированных жителей больше не вернулись к себе на родину. Гражданское население оккупированных территорий погибало от голода, болезней, расстрелов. Населенные пункты были разрушены и разорены Великой войной. Некоторые деревни и вовсе перестали существовать.

 История Гродненской губернии 1915 – 1918 гг.  – это один из трагических эпизодов истории многострадального белорусского народа. Первая немецкая оккупация Беларуси имела множество сходств с оккупацией 1941 – 1944 гг. Это также и экономический грабеж народа, содержание его в лагерях, принудительный труд, отправка людей на работы в Германию, многочисленные факты преступлений немецких захватчиков против человечества. Эти факты нашли свое отражение в изданных сборниках документов («Обзор действий Чрезвычайной следственной комиссии»), фотографиях, кинохронике.

     И если бы не было тех трагедий белорусского народа XX века: Первой мировой войны, польской оккупации и т. д., то можно только представить, какими бы процветающими и многолюдными были бы сегодня наши белорусские города и деревни, в том числе и Гродненщина.

     В наше время мы должны изучать и помнить родную историю, анализировать ее трагические уроки.

Газета Заря над Неманом 2010 г.

На фото: мой прадед Андрей Скидан перед отправкой на фронт. Снимак сделан в Волковысске в 1914 году. Вскоре мой прадед погиб.