Трубач

Коршуниха62
Этот рассказ был напечатан в газете «Жуковский вестник» 2 июня 1998 года номер 61 (8563). Почему я вспомнила о нём через 20 лет? В наше время до сих пор не утихают разговоры о голоде 30-х годов, вызванного засухой и неурожаем, от которого пострадало много советских людей. То стихийное бедствие украинские власти называют голодомором, геноцидом украинского народа, который якобы устроен «москалями». Они не хотят считаться с тем, что и в России жертвами голода стало множество людей. Мой рассказ о судьбе человека, который в детстве чудом спасся от голодной смерти. Бездомный сирота воспитывался в детских учреждениях, впитал в себя всё лучшее и отдавал его людям. В советское время такое поведение это было нормой. Необычна судьба героя моего рассказа.

+++

Одна пожилая жительница микрорайона Угодский Завод рассказала мне такую историю. Когда-то в молодости женился ее родной брат. У него родилась дочь. После года совместного проживания жена подала на развод. Она надеялась получить часть дома и другое имущество, но просчиталась. Все соседи подтвердили, что дом был построен мужем до женитьбы, а вместе они успели нажить всего ничего: досталось жене от раздела имущество всего 7 кур. Родственники мужа и угодчане говорили, что судья вынес справедливое решение. Это был новый судья - 26-летний Алексей Степанович МартыЩенко. Окончив юридическую школу, он был избран народным судьей Угодско-Заводского (Жуковского) района и в июне 1953 года приступил к работе. На этом посту он находился 16 лет. Не могу утверждать, что со всеми его решениями соглашались участники процесса, но от многих слышала о справедливости Алексея Степановича.

Удивительное дело: не менее заметный след судья оставил в истории культуры района. В течении 20 лет он руководил духовым оркестром, создал в райцентре несколько хоровых  коллективов. Некоторые руководители района не раз ему делали замечание, дескать, судья от такого панибратства теряет свой авторитет, мельчает в глазах народа, у него нет надлежащей важности. Алексей Степанович просто жалел таких людей, не понимавших значение правовой и музыкальной культуры для воспитания людей, для предотвращения правонарушений. С этой целью он регулярно встречался с жителями района, в Районном Доме Культуры проводил вечера вопросов и ответов на юридические темы, пешком ходил в Тарутино, Овчинино и другие села и деревни, так как автобусов в то время не было, много писал в районную газету.

А в художественной самодеятельности он участвовал с детства, трудовой путь начинал военным музыкантом.

Алексей Степанович родился в 1927 году в Брянской области. В тридцатые годы разразился страшный голод. Сейчас некоторые журналисты пишут, что голод был создан искусственно Сталиным и пострадали от него Поволжье и Украина. Да нет, от неурожая страдала вся Россия. От голода умерли отец и мать и Алеша стал беспризорником. Попадал в детские приемники Брянска и Москвы, видел, как от голода умирали дети, убегал в поисках лучшей доли. В городе Химки ночевал в сарае, где россыпью хранилась гашеная известь, грелся под котлами с остывающим битумом, а днем шнырял по базару, копался в мусорных ящиках, съедал выброшенные засохшие кожуринки и жесткую сердцевину яблока с семенами. Судьба дала ему шанс выжить и обрести вторую семью.
Из Даниловского дет. приемника его направили в детский дом «Юный стрелок», что на станции Клязьма Московской области. Там он получил путевку в жизнь. Воспитанников детского дома обучали игре на русских народных и духовых инструментах. В 1940 году к ним приезжал главный дирижер Госцирка П.Д. Скворцов, который одновременно был помощником начальника 1-й Московской школы военно-музыкантских воспитанников Советской Армии. Он отобрал способных детей в эту школу. Алексей МартыЩенко в сентябре 1940 года переступил порог музыкальной школы и закончил ее в Ташкенте в 1943 году с отличием. Вернувшись из эвакуации, 16-летний юноша был направлен в военный оркестр курсов «Выстрел», что в г. Солнечногорске Московской области. Ему дали трубу бас-баритон. Оркестранты-подростки играли в будничных побудках, в праздники, исполняли военные марши, песни, классические мелодии.

 После демобилизации из армии в 1951 году он поступил в юридическую школу, окончил её с отличием, а в 1953 году был избран народным судьей Угодско-Заводского района.
Но тогда району очень требовались и организаторы художественной самодеятельности - профессионалы. В пятидесятые годы не было ни одной музыкальной школы, еще не появились телевизоры, поэтому народ валом валил в клубы и дома культуры на любые мероприятия: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, на концерты. В райцентре был хор, которым руководила продавец книжного магазина А. П. Шапошникова. Как же обрадовались участники художественной самодеятельности, когда к ним пришел профессионал. Первое время была скованность при встрече с судьей, но Алексей Степанович быстро к себе располагал, умел агитировать новых участников самодеятельности.
Он такой добродушный, веселый: где Алексей Степанович, там были шутки, смех и песни, - вспоминает Анна Петровна Шапошникова.
Сначала он руководил хором в агрошколе, где обучали бухгалтеров. Затем бывший директор РДК Н. Г. Щевелёва попросила Алексея Степановича помочь коллективу духового оркестра и поруководить хором. Голоса у женщин были замечательные, особенно славились солистки сестры А. П. и М. П. Шапошниковы, Валентина Соколова.

Духовой оркестр состоял из 12 человек и был особой гордостью угодчан. Играли молодые рабочие парни А. Адуевский‚ П. Бочаров, участник войны П. В. Комаров и другие. Особой симпатией у мужчин пользовалась медсестра хирургического отделения Прасковья Лебедева, игравшая на трубе. Она никогда не срывала выступлений, заранее согласовывала
перенесение дежурств на другое время, ее избрали старостой. Играли в праздники, по окончании сева в хозяйствах района, на 9 Мая, обычно на открытых площадках. Звуки оркестра из парка разносились по всему селу.

Позже, когда А. С. МартыЩенко возглавил районную службу быта, к нему обратился главный врач райбольницы А. Д. Рудаков с просьбой организовать хор медицинских работников. Песней “Идем, Идем, веселые подруги” хор заявил о своем рождении, солистку Татьяну Мардашову так и звали Мордасовой за её необычный талант петь частушки. А вскоре с областного фестиваля народного творчества медики привезли Почетные грамоты и подарок - баян “Тула”.

На областной сцене отличился и хор РДК. Пели на два голоса в сопровождении баяна “Амурские волны”, “Бухенвальдский набат”, заняли второе место. Домой при- везли награду - комплект русских народных инструментов.

Довелось Алексею Степановичу руководить хором Жуковской средней школы, в составе которого было 80 человек. С гордостью вспоминает А. С. Мартыщенко, что участница хора Неля Кузнецова стала солисткой Московского театра оперетты, а Виктор Звездов долгие годы возглавлял в Обнинске городской отдел культуры.

- Я всю жизнь мечтал о том, чтобы как можно больше создавать коллективов художественной самодеятельности, которые воспитываются в человеке такие замечательные качества, как взаимопомощь, уважение друг к другу, удерживают от дурных поступков, несут культуру, - сказал Алексей Степанович. И это ему удалось. За общественный труд получил десятки Почетных грамот.
В 70-е годы в районе появились музыкальные школы, коллективы художественной самодеятельности стали возглавлять профессионалы, и Алексей Степанович передал эстафету молодым.
В последнее время он перенес несколько серьезных болезней, стал инвалидом. В тяжелые минуты он как бы слышит свою трубу бас-баритон и вальс “Амурские волны” - в них столько жизненной силы!