Рецензия на фильм Такое не забывается никогда

Петр Панасейко
       
         

                На портале «Проза.ру» я состою с 21 июля 2015 года. И с самого начала  заметил, что некоторые авторы уж больно стремятся похвастаться изданными книгами, размещая их обложки на своих страницах. Не буду лишний раз говорить о том, что в наши дни, если у тебя есть лишние деньги,  можно издавать каждый день по книге. Я хочу сказать о другом.

          Да приятно, конечно, видеть свои произведения напечатанными, открыв книгу, пахнущую ещё типографской краской. Вряд ли кто от этого удовольствия откажется. Но существует ещё большее удовольствие, видеть, как герои твоих рассказов оживают в буквальном смысле слова. Речь, как понял уже читатель, идёт об экранизации произведений. Не каждый автор может получить этот драгоценный подарок.

        Такой "подарок"  я получил вчера, когда посмотрел короткометражный художественный фильм «Такое не забывается никогда». Он снят ульяновским кинорежиссёром Павлом Жарковым по мотивам моего рассказа «Случай у кассы» (http://proza.ru/2017/05/29/945). Его я написал 29 мая 2017 года под впечатлением прошедшего 72-го Дня Победы. Хотя собирался  написать его ещё ранее, когда участники той страшной войны сами ещё ходили по магазинам,а  сегодня, увы, даже живущие среди нас фронтовики, которым за девяносто, уже не ходят по торговым точкам. Их становится всё меньше и меньше. Но с их уходом должна продолжаться память о них. С этой целью и был написан мной рассказ.

      22 августа 2017 года  я получил юбилейную 2500-ю рецензию к рассказу "Случай у кассы".  Однако она оказалась для меня весьма необычной: Павел Жарков, зарегистрированный на портале «Проза.ру», прочитав мой рассказ, просил разрешения на экранизацию. Я  согласился, ни на что особо не надеясь. Какое же было моё удивление, когда спустя год и неполных четыре месяца  увидел обещанный фильм.

          Теперь о самом фильме.

          В отличие от Михаила Шолохова, утверждавшего актеров на главные роли в фильме «Тихий Дон» и присутствующего при съёмках, я понятий не имел, кто снимается в фильме «Такое не забывается никогда». Это тем более интересно, что на месте режиссёра я бы не смог так удачно подобрать актёров, как это сделал он. Видимо, сработала на все сто процентов интуиция.

       Тринадцать минут продолжается фильм, и все эти 780 секунд я любовался игрой Александра Егорова, прекрасно исполнившего роль главного героя – дедушки. Не отстаёт от него и «бабушка» (Альбина Андреева) со своими внуками. Их, насколько я понял, сыграли сестра и брат Вероника и Слава Никишины. А как сыграли?! Возможно, перед нами будущие кинозвёзды! Ведь вместе с ними в эпизодах приняли участие Алексей и Ирина Никишины, судя по всему,  их папа и мама.

         Когда я смотрю фильмы, то всегда удивляюсь, зачем актёры соглашаются на отрицательные роли. Вопрос, разумеется, интересный. Понятно, что положительные роли играть куда приятнее, но … кому-то надо играть и роли отрицательные. Но для действительно талантливых актёров и актрис, как давно было замечено, нет разницы какие роли играть. Талант он или есть, или его нет. Не сомневаюсь, что Лада Малаева, сыгравшая роль кассира, таким талантом обладает. Она свою роль исполнила так, что если не знать, что это художественный фильм, то можно принять эпизоды с её участием как видеозапись камер наблюдения. Кажется, событие происходит на самом деле. Как я узнал, по профессии Лада актриса, возглавляет детский театр "Радость" города Ульяновска.

        Зрители, посмотрев фильм, не могут, я думаю, не обратить внимание на яркий талант маленькой актрисы Кати Сабанчевой, сыгравшей Марийку в детстве. Так свободно чувствовать себя перед кинокамерой не каждая её ровесница сможет. Катя смогла. Я же смотрел на неё, слушал её, и пришёл к выводу: да, при написании рассказа именно такой я эту девочку и представлял. Как Павел Жарков сумел найти её на эту роль не представляю. Это, несомненно, его большая удача. Пройдут годы, Катя вырастит, возможно станет актрисой, но, не сомневаюсь, никогда не забудет свою первую роль, как не забыла это Анна Каменкова, в шестилетнем возрасте сыгравшая главную роль в советском фильме «Девочка ищет отца».

      Дедушку в молодости во время войны сыграл Сергей Титов. Ему досталась трудная роль на первый взгляд, играть эпизод с девочкой. Он же  с ролью справился на «5». С плюсом. Как и в эпизоде с участием Ольги Александровой (взрослая Марийка).

       Надо отдать должное Олегу Пономаренко (немецкий офицер),  Олегу Казаку (староста) и Анне Шестопёровой (жена старосты). Играть врагов не очень приятно, но они перебороли эту неприятность.

       Очень запомнился своей ролью лейтенанта  Борис Алексеев, как и Дмитрий Озеров ролью Сорокина.

       Моя благодарность сценаристам фильма Леониду Овтину и Ирине Лавыревой. По мотивам моего рассказа им удалось написать киносценарий, на основе которого Павел Жарков  снял  фильм, который не оставит зрителя равнодушным, ибо он с самого начала берёт, как говорится, за душу и не отпускает до его окончания. Оператор - Виталий Антонов.

         Недавно наш президент утвердил мероприятия по празднованию в 2020 году 75-летия Великой Победы. Снятый за полтора года до этой даты фильм «Такое не забывается никогда» займёт достойное место в указанных праздничных мероприятиях.

          И ещё. Сейчас наши телеэкраны заполонили всевозможные телешоу и телесериалы о «ментах, «зэках», «врачах», но, возможно, ближе к юбилею Победы по телевизору мы сможем вместо этого увидеть фильмы о войне, в том числе современных режиссёров.

16.12.2018 г.

На фото режиссёр фильма Павел Жарков