Похитители велосипедов - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Ladri di biciclette
Италия, 1948
Режиссёр – Витторио Де Сика
В главной роли – Ламберто Маджорани
Жанр - драма; экранизация, киноклассика
________________________

Послевоенная Италия, Рим. Семья безработного Антонио Риччи живёт в кромешной нищете. Но вот перед мужчиной блеснул лучик надежды – его взяли на работу, которая, правда, требует наличия у него велосипеда. Велосипед у него был, да сплыл. В ломбард. Продав последнее, что у семьи было, Антонио выкупает двухколёсного помощника и выходит на работу. Но в первый же день какие-то негодяи украли у него доставшееся дорогой ценой средство передвижения. Весь фильм Антонио, со своим сыном Бруно, разыскивают велосипед, и удача порой, кажется, так близко…

Непрофессиональные актёры играют очень достоверно, а мальчик, Энцо Стайола, исполнитель роли Бруно, так и вовсе бесподобно отображает на протяжении фильма различные оттенки гаммы чувств: злость, отчаяние, страх, боль, любовь, обиду, надежду, желание помочь, оказаться полезным, а иногда некоторые чувства, вместе взятые. Его герой простодушный, живой, энергичный, настойчивый маленький крепенький мужичок. Парнишка сыграл ещё в трёх фильмах, но роль Бруно – его лучшая. Жаль, что с таким талантом он ушёл в учителя математики и не сумел состояться как актёр.

Протагонист фильма Де Сикы – Антонио, словно и не живёт в постфашистской Италии, он больше похож на героев раннего Достоевского или мелких забитых чиновников Гоголя. Погрузившись в отчаяние, Антонио будто ставит крест на своей судьбе, и хотя изо всех сил пытается найти велосипед, его растерянность перед жизнью так велика и он настолько забит, что упускает возможности одна за другой. Фильм искренен, но как-то болезненно искренен и преисполнен печали.

Витторио Де Сика в 1948 году снял полуторачасовую черно-белую драму сломленного несчастьями маленького человечка по роману Луиджи Бартолини, и с той поры она считается ярчайшим представителем итальянского неореализма, одним из первых фильмов этого течения. Неизменно входит в первую сотню в различных топах, а в 1950 году отхватила премии Золотой Глобус, BAFTA и Оскар за лучший фильм.