Нарциссическая мать

Любовь Коваленко
"Не рассказывайте своим нарциссическим матерям - сколько вы зарабатываете, как у вас всё хорошо, как вас любит муж, чтобы они не разрушили вашу жизнь".

Татьяна Дьяченко

Несколько лет назад я выложил на своём сайте текст под названием "Нарциссическая мать"и получил сотни комментариев от мужчин и женщин, которые узнавали в моём описании собственный опыт. Эти посетители сайта рассказали трагические истории о матерях, подвергавших их словесному, а иногда и физическому насилию, твердивших им всё детство, что они глупые, никчёмные или не от мира сего. Эти матери вынуждали своих сыновей и дочерей нести бремя бессознательного стыда, а в их нарциссическом мировоззрении ребёнку отводилась роль неудачника.
Нарциссические родители часто привелекают на свою сторону и других членов семьи, создавая разлад и формируя альянсы против "плохого" ребёнка. Иными словами, они травят собственных детей. Жертвы такого поведения часто описывают себя как "козлов отпущения", ответственных за все семейные проблемы. Матери часто сравнивают их с сетрой-"умницей" или братом - золотым ребёнком, назначая таким образом одного ребёнка неудачником, а второго - победителем. Нарциссические родители безбожно лгут, изображая себя жертвой, а своих детей - бессердечными и неблагодарными...

Если Мора рассказывала ей о каком-то особом достижении, мама обычно отвечала: "Гордыня до добра не доведёт". Мама издевалась над её намерением поступить в колледж и говорила, что её никогда не примут. Однако Мору приняли на бюджетное место в тот колледж, о котором она мечтала...
Мама с неохотой купила Море несколько учебников, а всем друзьям рассказывала, что тянет обучение дочери. Мать и сама поступила в местный колледж. В конце семестра она звонила Море, чтобы сравнить свои оценки с оценками дочери. Наконец Мора поняла, что лучше лгать по поводу своих хороших оценок, если она не хочет, чтбы мать нападала на неё.
Когда Мора обручилась с Джозефом, мама не поздравила её, но сказала, что ей не следует ожидать какой-либо помощи со сводебными расходами... На церемонию она опаздала, своим появлением отвлекая всеобщее внимание как раз в тот момент, когда заиграл свадебный марш...
Однажды, и только однажды Мора пожаловалась матери, наивно ожидая сочувствия...
Когда люди из более или менее нормальных семей слышат такие истории, их реакцией бывает вежливый скептицизм. Вера в святость материнской любви почти универсальна. Но я психотерапевт и кое-что знаю. Нарциссический родитель не в состоянии сопереживать и любить. Одни из этих родителей воспринимают своих детей как продолжение себя, как отражение их собственной исключительности; другие используют ребёнка как контейнер для постыдного чувства ущербности, которого не хотят чувствовать сами. Они чувствуют себя победителями, превращая собственных детей в проигравших, или завидуют, когда их ребёнок преуспевает.

Джозеф Бурго "Осторожно, нарцисс!"

Думаешь, мама, что я не знаю, почему ты меня оттолкнула от человека, который мне нравился? Потому что этот человек был психолог, который, помогая мне, мог бы обличить тебя и вывести на чистую воду, открыв мне тот факт, что ты - плохая мать, нарцисс, который любит только себя. Поэтому ты меня уверила, что он мне не подходит, потому что он - нарцисс. Ты увидела в нём опасность для своей репутации, для своей маски жертвы, которую ты всю жизнь изображала перед всеми с такой блистательностью. Эта роль тебе всегда удавалось, а всё остальное - нет. И ты выбрала себя и своё тщеславие, оставив меня умирать от одиночества. И когда я просила вас с сестрой защитить меня от нападок мужа, вы сказали, что у вас нет для меня лишнего дивана. И после этого, ты, дорогая сестричка, хочешь общения со мной? Ради чего? Ради того, чтобы мой муж-пьяница и урод в ваших глазах, который назвал мать тем именем, которого она заслуживала, отдал тебе какое-то сраное полотеносушило, которое вы и сами в состоянии купить? Как же дёшево стоит ваша "любовь" в огромных кавычках, потому что за любовь можно выдавать всё что угодно - и зависть, и ненависть.

Можешь быть уверена, что я вас не прощу, пока вы не попросите прощения, а при встрече также буду лгать вам о своей любви, как вы всю жизнь лжёте мне, дорогая сестричка-сучка!

О, и я тоже выросла нарциссом, на которого возлагались большие надежды нарциссической бабушкой, а разрушались нарциссической матерью. А где в этом процессе была Любаша? Да какая разница! Насрать вообще на неё!!

Очень хорошо показана нарциссическая мать в фильме "Маленькая Вера". Это просто гениально!!!

Отрезали всю жизнь папу даже на фотографии, потому что он вам не подходил, аристократам чёртовым? Да посмотрите на себя со стороны. Вам всегда был нужен козёл отпущения, чтобы не чувствовать себя неудачниками и лузерами.