Как ухаживали за одеждой и обувью

Любовь Полякова Пермь
  Нынешние молодые привыкли к автоматическим стиральным машинам (загрузил бельё, насыпал порошка, включил – и через пару часов вынимаешь чистое отжатое бельё), им трудно представить себе сколько сил и времени раньше занимала обычная стирка в неблагоустроенном городском жилье.
   Сначала надо было принести с колонки несколько вёдер воды, согреть одно ведро для замачивания. Потом отсортированное бельё замачивалось на несколько часов в тазах (белое и тёмное отдельно) в мыльной воде с содой. Затем в таз с тёмным бельём добавлялся кипяток, и хозяйка простирывала руками и хозяйственным мылом каждую вещь – тёрла на ребристой жестяной доске. Белое постельное бельё (а цветное в городах не признавалось, считалось «деревенским»), полотенца и скатерти после замачивания прополаскивались и закладывались в выварку (большой жестяной бак для кипячения белья). В воду добавлялось тёртое хозяйственное мыло (позже – стиральный порошок). Бак зимой ставился на печь, а летом – на примус и час-полтора бельё «вываривали». Из кипятка горячее бельё доставали большими деревянными щипцами. Затем всё надо было хорошо прополоскать в нескольких водах, пока не пропадал резкий запах хозяйственного мыла. Те, кто жил рядом с каким-либо водоёмом, в тёплое время года ходили на него полоскать бельё (для этого строились специальные мостки). Некоторые умудрялись полоскать прямо на городских колонках (всё экономия сил, не надо воду таскать), но мы жили в центре города и здесь трясти своим бедняцким бельём было как-то не принято… При последнем полоскании в воду для белого белья добавлялись синька и крахмал. Отполосканные вещи отжимались руками и развешивались для просушки. Зимой бельё сушили у печки, летом – во дворе на специально протянутых верёвках или в сенях. Двор нашего дома (он же и двор гастронома) был заставлен ящиками, сюда постоянно заезжали машины с продуктами, поэтому места для сушки белья не было совсем. Сушили где попало – на крыльце, в общих сенях (в сторонке, чтобы не мешать соседям) и даже на крыше соседнего дома – одно наше окно располагалось высоко и из него можно было вылезть прямо на крышу примыкавшего к нам одноэтажного дома. Но заниматься такой «гимнастикой» рисковали далёко не все, поэтому бельё развешивал и снимал, обычно, мой старший брат (и я, когда немного подросла).
  Такая стирка отнимала не меньше полдня от единственного на неделе выходного, а также требовала немалых физических сил. Принести чистую воду и вынести грязную, простирать, прополоскать, отжать… и всё руками! Мыло – едучее, хозяйственное. Руки после такой стирки шелушились, глаза слезились, спина болела… Можно было носить бельё в прачечную, но это требовало денег, да и бельё там отстирывали хуже, крутили его в механических стиральных машинах, отчего оно быстро ветшало и рвалось (покупать новое – опять деньги), поэтому в небогатых семьях предпочитали стирать сами.
  Гладили бельё на столе, подложив старое байковое одеяло (специальных гладильных досок не было). Утюги были тяжёленными, нагрев не регулировался, поэтому надо было очень внимательно следить, чтобы он не перегрелся и не подпалил одежду (вовремя выдернуть из розетки).
   Кроме стирки одежда требовала регулярной починки. Вещи носили подолгу, передавали от одного к другому, поэтому нужно было постоянно зашивать дырки, ставить заплаты, штопать продравшиеся чулки и носки. Верхнюю одежду, сшитую из хорошей ткани, но выцветшую со временем и кое-где изношенную, отдавали в мастерскую или знакомому частнику «перелицовывать» - вещь распарывалась, «лицо» ткани менялось с изнанкой, потёртые и дырявые места удалялись, ставился новый подклад – и из взрослого пальто получалась вещь меньшего размера, например, на подростка.
  Обувь тоже носилась долго и требовала постоянного ухода. В каждой семье имелись баночки с чёрным сапожным кремом (обуви другого цвета почти не было) и щётки для чистки обуви. Окончательный блеск наводился специальными «бархотками», прямоугольными ворсистыми тряпочками. А ещё на улицах стояли стационарные будочки, где за очень небольшую плату тут же на вас чистили вашу обувь и занимались небольшой починкой: прибить каблук, сменить набойки, починить застёжку.

Фото из интернета.