Не читающее поколение

Александр Щербаков 5
Я благодарен судьбе, что мне выпало жить после войны, и то воспитание, которое сформировало мое мировозрение, пришлось на то время, когда еще существовало лучшее в мире советское школьное воспитание, когда учителя отдавали все силы, чтобы их ученики знали предметы, которые они преподавали, а родители следили, чтобы их дети хорошо учились. И  существовало внеклассное чтение, были богатые детской литературой школьные библиотеки, когда дети могли прочесть и детские сказки, и такие произведения, которые воспитывали в детях чувство патриотизма, гордости и любви к своей великой Родине – Союзу Советских Социалистических Республик. Наше поколение выросло гармонично развитым, знающим многое из того, что в дальнейшем потребовалось в дальнейшей жизни.  Я написал отдельный рассказ о прочитанных в своей жизни художественных произведениях, которые оказали сильное воздействие на формирование моей личности. http://www.proza.ru/2018/09/30/555.

Но потом наступили времена, когда  уже мои дети стали намного меньше читать, потому что требования к ним стали другие, и еще кроме книг появился «зомбоящик»  - телевизор. Кроме кино, которое тоже оказывало воспитательное влияние на молодое поколение, появились всевозможные сериалы весьма сомнительного свойства, да еще стали выходить на телевизионные экраны ремейки со старых добрых кинофильмов, намного хуже качеством. И новое поколение удовлетворялось этим суррогатом настоящего искусства, потому что не читало источники многих произведений -  повести и романы.

Я застал время, когда в вагонах московского метро все сидящие на сиденьях и большинство стоящих во время движения поезда читали. Кажется, это было еще совсем недавно, но 21-й век внес другую моду, особенно когда Интернет можно было иметь и под землей. Все сидят, уткнувшись в мобильные телефоны, так называемые гаджеты, и что-то читают. Но отнюдь не художественную литературу, которая дает пользу уму и сердцу, а какие-то сенсационные новости, которые на утро не получают подтверждения.

Сейчас появляется поколение людей, которые не читают настоящие произведения, удовлетворяясь эрзац-литературой, всякими детективами Донцовой и Марининой, не требующими включать работу мозга. Скоро люди вообще забудут, кто такие Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Куприн, Чехов, Шолохов, Симонов и другие классики русской литературы,  и те же Драйзер, Лондон, Хемингуэй, Скотт, Диккенс из зарубежной.

Создаётся ощущение, что такое будущее вполне возможно. Более того, оно близко, а, может быть, даже уже наступило. Это не страшилка и не брюзжание немолодого человека. Согласно статистике, сегодня более 80 % подростков (опросы проводились в развитых, компьютеризированных странах) не читают не только классическую литературу, но и другие книги. Независимо, в бумажном или в электронном виде. Причём, соблюдается удивительная пропорция: чем дети старше, тем читают меньше. Российский академик В. Собкин, который много лет исследует динамику чтения подростков, сказал в интервью: «Если в 70-80 г. г. дети 12-16 лет читали по 40 книг в год, то теперь 9. Да и эти 9, в основном, из школьной программы». Приведённые академиком цифры характерны не только для России.
Социологи и педагоги изучают феномен, пишут на эту тему диссертации и, кажется, уже выявили основные его причины…

«Читать тяжело, долго и скучно»
Именно так объясняют своё нежелание читать книги значительная часть не читающих респондентов. Это, повторяю, относится не только к классическим произведениям, но даже к приключениям, фантастике, или, скажем, к таким популярным книгам как «Гарри Потер», «Властелин колец», «Сумерки», «Голодные игры» и другим. Тем более, что многие книги экранизированы и значительно проще и веселей посмотреть фильм. Вообще, слова «проще и веселей» становятся ключевыми. Зачем читать книги, если, благодаря смартфону, «проще и веселей» поиграть в компьютерные игры. Досуг не ассоциируется у подростков с чтением. Рождается не читающее поколение.

В воспитании решающую роль играет личный пример. Родители перестали читать детям вслух. Если раньше на ночь детям читали книжки или пели колыбельные, то теперь предлагают посмотреть мультики. Домашние библиотеки стали редкостью. Да и зачем, когда в одной электронной книге целая библиотека. В библиотеку теперь ходить не надо. Дети перестают читать ещё и в тех семьях, где их не приучили к труду. Потому что, как ни крути, чтение это труд. Интеллектуальный труд.

Есть, впрочем, и вполне объяснимые причины. Чтение серьёзной книги, чтение классики требует работы мозга. А дети так устают от обилия информации, что мозг требует отдыха. Да и телевизор подталкивает подростков не труду, не к ответу на жизненно важные вопросы, не к самопознанию (всё это невозможно без чтения книг), а к развлечениям, играм, весёлому времяпрепровождению. Между тем, именно чтение развивает память и внимание, учит мыслить, дисциплинирует ум.

Классика уходит семимильными шагами. Потому что особенно много, если так можно выразиться, не читают классическую литературу. Тут, опять-таки, не трудно объяснить почему: подросткам малоинтересно то, что было 100, 200 и более лет назад. Другая жизнь, другие люди, другие слова и понятия. На книжных развалах собрания сочинений классиков продаются дешевле, чем детектив популярного автора.

Классические книги становятся не только малоинтересными, но и, попросту, непонятными. Это тоже не удивительно. У современных подростков нет нашего опыта чтения, который начинается, как правило, не с классики, а с более простых для восприятия книг Жюль Верна, Фенимора Купера, Майн Рида или, скажем, Аркадия Гайдара. В музыке тоже сначала «Детский альбом» П. Чайковского, а потом уже 5-я симфония Бетховена или «Лунный свет» К. Дебюсси. Мой вопрос внукам  подросткового возраста, не хотели бы они прочитать ту или иную книгу из классической литературы, как правило, вызывает встречный вопрос: «А эта книга входит в школьную программу?» Да и зачем читать, когда можно познакомиться с кратким изложением содержания в интернете.

Кроме того, что тоже немаловажно, читать стало не модно и не престижно. Над читающими подростками посмеиваются. Их скоро можно будет заносить в красную книгу. Так же как не модно теперь дарить книги. Лучшим подарком стали деньги. Если раньше, когда в школе были неинтересны уроки литературы или осточертело чувствовать себя насильственно ограниченным рамками школьной программы, то мы запоем читали то, что нравилось. В том числе и классику. Особенно ту, которая в эти программы не входила. Например, книги Ги де Мопассана на любовную тематику.

Теперь, возможно потому, что темп жизни ускорился и стали доступны самые различные информационные технологии, есть масса других, более развлекательных способов провести время. Многие родители пытаются оградить ребёнка от всех этих современных технологических «примочек», не покупают им смартфоны, но, в конечном итоге, запрещённое, как известно, становится ещё более желанным.

Надо отметить и то, что у читающих подростков свои проблемы, так как, порой, они не знают, что читать. Даже в сети нет толковых «путеводителей» в безбрежном океане книг. В результате читающим «белым воронам» попадаются книги пустые, никчемные и тяга к чтению становится меньше и меньше. Уверен, что такие «путеводители» — важное государственное дело. Они должны быть составлены опытными педагогами, знающими психологию подростка.

Сказанное выше удручает. Классические книги подчас способны изменить жизнь не только отдельного человека, но и человечества. Мир будущего без классики, без книг, золотые крупинки которых земляне вымывали в течении сотен и даже тысяч лет из миллионов тонн книжной руды, станет не только скучнее и монотоннее, но и хуже. Мир, не читавший Гомера, Шекспира, Голсуорси, Толстого, Достоевского, Булгакова… Хорошо сказал Александр Герцен:
«Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века».