Пойте

Генна Влас
                - 1 -

Скоро новогодние праздники . Ну, а раз праздники, то народу в эти дни ничего не остаётся, как праздновать.
А, как у нас большинство народа празднует? Садятся у телевизора и ждут, когда телекомментатор или иной уполномоченный представитель власти произнесёт праздничную речь.
Ну, а затем ждут появления на экране ТВ веселящей программы. Далее на экране всё идёт, как по шаблону: песни и танцы. А песни шоу-бизнеса – это песни не для народа, а для кучки их сочиняющих и поющих, которые уже давно стали их товаром. И отвлекает от экрана ТВ только то, что периодически приходится поднимать фужеры с шампанским или рюмки с более крепким напитком.
Но даже на моей памяти так было не всегда или, по крайней мере, не у всех именно так.
Когда мне исполнилось восемь лет, то мы переехали в новый просторный дом, выстроенный моими родителями в живописном, почти курортном местечке. Собственно, по природе это место мало чем отличалось от хорошо известной в СССР санаторно-курортной прибалтийской Юрмалы. Такие же огромные вокруг сосны, такая же во многих местах полу-песчаная и подзолистая почва, всевозможные грибы и ягоды в округе.  Правда, у нас не было моря, но зато посёлок окружали чистые в те времена речки Сура и Кадада, с речушками-притоками и многочисленными озёрами в их поймах.
Возможно, в частности, и поэтому, все мои детские и юные годы к нам на праздники любили часто приезжать и приходить гости. И, как правило, это были наши родственники и близко знакомые люди.
В центре стола всегда было место для отца с его тульской гармошкой.
А мотив он мог подобрать к любым популярным в те времена песням. Но все, кто тогда бывал у нас за столом, любили песни народные, или вошедшие в разряд народных, как, например:

« Вьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза …»

Как только отец растягивал меха своей гармони, то все гости откладывали рюмки, бокалы, вилки в сторону, переставали жевать и начинали петь. У кого был слух и голос – те пели в полную силу, остальные же подпевали.
Среди всех женских голосов обычно выделялся голос моей мамы. Он был тонким, но при этом очень сильным. Когда, например, я исчезал со двора, а ей надо было что-то помочь, то она выходила на крыльцо и кричала меня по имени. И её голос при этом можно было услышать на соседней улице. А старшая сестра мамы,  моя тётя Шура, обладала великолепным слухом и голосом, прекрасно пела любые песни и не имела себе равных в пении за нашим столом.
Будучи уже взрослым, я иногда говорил своей тётке: «Тёть Шур, тебе же надо было профессиональной певицей становиться. И ты точно заняла бы почётное место рядом с Руслановой и Шульженко».
Таким и остался в моей памяти дом моих родителей: хлебосольным и певучим. И поминая их, а также близких друзей и родственников, я в первую очередь вспоминаю такие вот удивительно тёплые и яркие минуты из своей жизни. И при этом могу точно сказать, что и сам вырос под удивительно красивые слова и мотивы русских песен.
Пробовал ли я петь, запомнившиеся мне песни самостоятельно?
- Да, пробовал, конечно.
Но почему-то петь на людях, даже в своём классе на уроке пения, сильно стеснялся.
Вызовет, помню, к доске наш учитель пения, фронтовик и баянист, и говорит, растягивая баян и выводя мотив: «Амурские волны»:
- Пой … Пой, ну что же ты?..
Я чувствую, что мои щёки почему-то горят и краснеют перед одноклассниками, мне некомфортно под их улыбочками и ехидными взглядами, но начинаю еле шевелить губами: «Славно Амур свои волны несёт, ветер сибирские песни поёт …».

- Садись … Тройка … Давай дневник, - говорил наш учитель пения, не дождавшись, когда я промычу весь куплет.
Но зато я давал волю своему голосу в лесу, куда школьником часто уходил по грибы, по ягоды, благо лес начинался прямо на задах нашего дома.

                - 2 -

А то, что ко всему прочему, песня строить и жить помогает, да ещё и сплачивает – это наиболее полно осознал уже в Советской Армии. Это уже в Армии репертуар полюбившихся мне песен значительно расширился, и не только за счёт строевых армейских. В него вошли также песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого и даже малоизвестного Юза Алешковского.
Но всё-таки русские песни, поселившиеся в моей душе с раннего детства, всегда оставались и остаются для меня самыми любимыми.
Часто вспоминаю те армейские дни, когда нашему взводу выпадало чистить картошку.  Это случалось приблизительно раз в неделю. А процесс этот проходил в пред-кухонном помещении солдатской столовой.
Там, в центре, ставили чан с водой и ящики с картошкой. Немного в сторонке было место для нашего взводного баяниста-ефрейтора Володи Дутова. И, кажется, не было в полку популярнее человека, чем Вова Дутов. Он и на пиротехнической позиции, и в доме офицеров, и в штабе полка – везде был своим человеком. Поэтому директриса дома офицеров и доверяла ефрейтору срочной службы концертный баян, и позволяла ему им пользоваться в любое время.
В так называемый картофельный наряд в наших руках мелькают ножи, под ноги летят картофельные очистки, в чан – очищенные картофелины.
- Вова, давай забойную …Вдарь-ка, - просит Вову кто-то из сослуживцев.
И Вова Дутов, не заставляя себя долго ждать, растягивает меха своего концертного баяна, запевает сам, а взвод дружно и громко подхватывает:

- Топится, топится в огороде баня,
Женится, женится мой милёнок, Ваня!
Не топись, не топись в огороде баня,
Не женись, не женись мой милёнок, Ваня!
Девки по лесу гуляли, любовались там на ель,
Какая ель, какая ель, какие шишечки на ней!

А строевые?
И строевые песни также сплачивали и помогали преодолевать хандру и уныние даже без гармони или баяна.
- Запевай!.. Правофланговый!.., - командовал замком-взвода.
Тот запевал, а взвод в нужном месте под топот сапог дружно подхватывал:

- Маруся раз, два, три, калина,
Чорнявая дiвчина,
В саду ягоди рвала …

- Печатаем шаг!.., - ещё громче командовал замком-взвода. И снова раздавалось в моей голове: «Раз, два, три …», - и казалось, что вот-вот отлетят мои подмётки на кирзовых солдатских сапогах.
И весь взвод, дружно поддерживая друг друга, печатал шаг и пел, насколько хватало сил его совокупных лёгких. Пел эту, замечательную украинскую народную песню, будто созданную для того, чтобы под неё маршировали солдаты. И никто в то время не чувствовал никакой разницы между русским и украинцем.
А Маруси – они ведь, что украинские, что русские – всё одно, те же Марусеньки.
Помните песню, которую часто с экрана пел наш выдающийся киноактёр Евгений Леонов в фильмах Георгия Данелия:

На речке, на речке, на том бережочке
Мыла Марусенька белые ноги.

А в своих мемуарах Г. Данелия говорит, что эту песню он впервые услышал на военных сборах.
Я также свой вариант этой песни храню в своей памяти со срочной службы на Дальнем востоке. А именно, со времён чистки картофеля моим взводом в солдатской столовой.
В этом, моём варианте, нет ни свёкра, ни свекрови, которые при своих подозрениях насчёт снохи, и мечтают потаскать за косы нашу Марусю. А нет их, я думаю, потому, что для девятнадцати-двадцатилетних солдат срочной службы они были бы лишними. И тот дальневосточный вариант этой народной песни сохранился в моей памяти, хотя он там хранился долгие годы.
Я не нашёл такого варианта в интернете, и решил опубликовать его в этом рассказе:
На речке, на речке – на том бережочке
Мыла Марусенька белые ножки.

Белые ноги устали с дороги
И расплелись её волосы русы.

И расплелись её волосы русы,
Плыли по речке той белые гуси.

Плыли по речке той белые гуси
Прямо навстречу прекрасной Маруси.

Прямо навстречу прекрасной Маруси,
Кыш вы, летите …, воды не мутите.

Кыш вы, летите …, воды не мутите
Белые гуси у нашей Маруси.

Волосы русы, лазоревы очи,
Брови Маруси темней грачей ночи.

Брови Маруси темней грачей ночи,
Щёки с румянцем и ясные очи.

Когда сам пропоёшь песню несколько раз, то она хранится в памяти  долгие  годы, а иногда и всю жизнь. Так пойте же сами! Пойте в праздники народные песни – не всё же смотреть в экран телевизора.
 Пойте даже те, для кого кумиром является замечательный русский и советский поэт Андрей Дементьев. Это у Дементьева есть такие красивые, но спорные, на мой взгляд, строки:

«Пусть же кто-то другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушаем мы».

Нет, слушать молча – не получится гениальнее, думаю я.
Пойте сами … Для себя … Вполголоса … В походе …  Во время чистки картофеля … Но пойте, и не стесняйтесь своего голоса!

14 декабря 2018 года.