Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит, скромно прячась в его тени, великая женщина. Не менее, а может, и более великая, чем он.
Вторые сутки нахожусь под впечатлением...
Нет, это слабо сказано.
Нахожусь, в благоговении, в измерении ином...
Уже давно, лет двадцать назад, я познакомилась с творчеством Даниила Андреева.
Да, можно по-разному относиться к его знаменитой "Розе мира". Сейчас не о ней, хотя она потрясает – мощью идеи, масштабом, сакральностью своей.
Но меня глубоко тронули прежде всего стихи Даниила Леонидовича, сына известного писателя. Тронула его, да и их обоих, судьба - невероятно жесткая, безжалостная. Крутой маршрут – воистину.
Не обычная, в высшей мере мистическая судьба...
Дело в том, что у Андреева-младшего был дар вестничества. Это больше, чем поэт и писатель. Это иное качество мысли и мироощущения, высшего порядка...
Сам он себя называл "вестником другого дня". К нему провиденциально приходили картины метаисторического плана, глубинной логики свершения ключевых для России событий. которые он считал себя обязанным донести до людей. Он создал свою концепцию истории, основанную на связи Небесной и земной Руси. Как говорится, "не сам, но через него"... Этим он всецело служил - им, то есть, нам. И Богу.
Но... опять-таки сейчас хотела сказать об ином – о его жене. О его живом, видимом глазу ангеле. А без ангела такому огромному таланту выжить абсолютно невозможно – ни в какие времена. Тем более, в 20-50 годы века-волкодава (выражение Осипа Мандельштама, так же замученного лагерями), в век разнуздавшегося Антихриста, цепко прихватывающего и начавшийся новый...
Но ближе к теме.
Алла Андреева – вот кто не дает мне покоя сейчас. Ну и не надо!
Ведь это такое счастье!... И свет... И смысл...
Все три слова лучше написать с большой. Но стесняюсь их, больших. Сэкономлю на другое слово, дальше.
Если по порядку: мои товарищи-коллеги позавчера поехали в Брянск - там в филиале проходила защита наших дипломников. Я не смогла. Но стала смотреть информацию про этот город. И вдруг увидела: в 2014г. в Брянской области открыт музей Даниила Андреева! Моего любимого! Близкого по духу, удивительного... И даже то, что он тезка моего отца нас сближает как-то – до дрожи... И то, что первое свое ошеломляющее наитие он испытал в одном из московских храмов (а мне никогда не забыть первое дуновение какой-то великой Тайны в районе таганских церквушек, тогда, в присно памятном 1999-м...), и вера в Небесную Россию, в ее душу Звенту-Свентану – что главное.
Да всё оно, если вдуматься, главное!
Стала смотреть дальше: есть документальные фильмы о нем, ура! И в их числе "Даниил и Алла".
Глядя на этих двоих, я почти всё время плакала. И не скажешь сразу, от чего именно. От гордости за человека – в принципе, от невозможности долгого счастья на этой грешной земле, в этой давильне времен и стальных систем, от щемящего сострадания, от собственного несовершенства...
Сплав благородства, подлинной красоты, верности, ума и одаренности - это мало сказать.
Про таких говорят: от Бога пешком пришла. Спустилась... А куда спустилась? А за любимым в ад. В тюрьму. На десять лет.
И вся жизнь, а это ни много ни мало 90 лет – отдана ЕМУ. Когда Даниил скончался от тяжелой болезни (еще в тюрьме получив обширный инфаркт), Алле не было и пятидесяти.
Да, Бог спас их от расстрела. И в 56-м она первой вышла на свободу. И еще три года ждала мужа. Он вышел в 59-м – по ее бесконечным хлопотам. Жить ему оставалось 23 месяца. Эти последние считанные месяцы и дни (в холоде и голоде, без квартиры) были отданы смыслу жизни - книге, собирались и разбирались рукописи, с риском для жизни вынесенные из уз. Книгу о Розе Мира писатель-пророк держал почти всю в уме – писать там запрещалось. И он торопился. Алла осеняла его своим теплом, крылышками своими волшебными.
Любовь? Миссия? Долг? Жертва? Предопределенность?
Всё подходит, и всё необъяснимо. И всё - подвиг.
Они венчались за месяц до его ухода.
Там же и отпевали...
И жена (здесь вспоминается Ксения Петербургская) взяла на себя ЕГО ношу, ЕГО крест. Несгибаемо-прямая и осиянная, вдохновенная неземным духом, она наизусть читала его стихи, особенно в местах заключения, во "Владимирском централе", она неустанно молилась и укрепляла слабых, печатала, пока могла, ЕГО рукописи.
"Религия и культура – два крыла, - так говорила эта мудрая и прекрасная женщина. На одном не улетишь, одна без другой погибает".
И ведь так, так: обе, вместе, питая и оживляя друг друга, они несут нас к Богу...
Алла оставила пишущую машинку (его машинку!) только когда совсем уже перестала видеть, но жила и справлялась сама, одна. Откуда было столько сил в этой хрупкой, прошедшей через пытки преисподней, женщине?! Знавшие ее при жизни дивились этому чуду. Иконописности ее облика. Для нее словно не существовало времени...
А Алексей Рыбников посвятил именно ей свою изумительную оперу "Миссия оглашенных".
Кстати, ее картины (пока могла, писала) тоже чудесны - прозрачны и спасительны для душ наших – очерствелых, автоматизированных. Например, встреча Богородицы и Елизаветы, ангелы на Голгофе... Она ведь даровитым художником родилась.
И не уныло-постнически, не фарисейски, а радостно-торжественно она несла свой тяжелейший крест. Несла в сокрушительные 90-е, не теряя веру в высшее, в Россию-Свентану, в Добро и его победу - так ВИДЕЛ и Он, её избранный, её, теперь уже небесный, муж. Несла до самого конца...
Алле исполнилось ровно 90, она была еще полна сил, близилось столетие Даниила Андреева. В чистый четверг, накануне Страстной пятницы, она исповедалась и причастилась. А ночью ее тесная квартирка загорелась. Нет, Алла прекрасно знала выход. Но её нашли около архива – Его архива, его вдохновенных трудов – она не могла спастись, на спасши Его наследия, убежать БЕЗ него...
Что сказать, что добавить к этому ещё? И нужно ли?
Хочется просто смотреть и смотреть на нее – мироносицу, несущую благую весть из первого века нашей эры в двадцать первый...
Светлая память и нижайший поклон им, "затерянным, горьким, двоим".
Это строчки из одного из последних стихов Даниила Леонидовича "Сочельник" (1949г.).
Оно как нельзя кстати в эти дни...
Речи смолкли в подъезде.
Все ушли, мы одни, мы вдвоём.
Мы живые созвездья
Как в блаженное детство зажжём.
Пахнет воском и бором.
Белизна изразцов горяча,
И над хвойным убором
За свечой расцветает свеча.
И от теплого тока
Закачались,танцуя, шары –
Там, на ветках, высоко
Вечной сказки цветы и миры.
А на белую скатерть,
На украшенный праздничный стол
Смотрит Светлая матерь,
И мерцает её ореол.
Ей, Небесной невесте –
Две последних прекрасных свечи:
Да горят они вместе,
Неразлучно и свято в ночи.
Только вместе, о, вместе,
В угасаньи и в том, что за ним...
Божий знак в этой вести
Нам, затерянным, горьким, двоим.
(Стихотворения и поэмы Д.Андреева "Русские боги", М. Современник, 1989.)