Священник Александр Васильев

Юрий Рассулин
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
лиц, упомянутых в письмах из Тобольска
Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Её Детей
к Анне Александровне Танеевой (Вырубовой)

Письма приведены в книге А.А. Танеевой-Вырубовой
«Страницы моей жизни»



СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ

Где упомянут:

Письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны:

№ 7. 15-го Декабря1917 г.;
№14. 23-го Января 1918 г.

{В основу очерка положена статья председателя Санкт-Петербургского православного клуба «Бодрствование» во имя св. муч. Вонифатия Владимира Анатольевича Цыганкова «Последний духовник Царской Семьи. Жизнь и труды протоиерея Александра Васильева», публ. Русская линия, 13.09.2006. Материал переработан и дополнен}.

Васильев Александр Петрович (6 августа 1868 — †23.08/5.09 1918) — протоиерей, духовник Царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист, общественный деятель, член Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА).

Александр Петрович родился в крестьянской семье, в деревне Шепотово Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область). В раннем возрасте лишился родителей; был принят известным народным учителем Сергеем Александровичем Рачинским в школу села Татево, которую тот создал и возглавлял. С.А. Рачинский 5 июля 1882 года совместно со своими учениками создал Татевское общество трезвости, которое послужило в дальнейшем примером для развития православного трезвенного движения в России. Среди первых членов этого общества оказался 14-летний Александр Васильев.

Александр Васильев был направлен С.А. Рачинским на дальнейшее обучение в Бельское Духовное училище, а затем в Московскую Вифанскую Духовную семинарию. Окончив семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1889 г.), где познакомил своих товарищей по академии с опытом трезвенной работы С.А. Рачинского. По почину Александра Васильева в стенах академии было создано первое среди высших духовных школ России «Общество трезвости». Затем подобное общество по его же инициативе было создано при храме святого Александра Невского (настоятель храма протоиерей Иоанн Васильевич Любимов) на бумажной фабрике Варгуниных за Невской заставой (посёлок Малый Рыбацкий на юго-восточной окраине Петербурга). Там же проведён первый крестный ход трезвенников. Став членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которым руководил протоиерей Философ Орнатский, в течение трех лет (с 1890 по 1893 год) проводил беседы с рабочими, и «каждую свою проповедь, о чём бы она ни была, сводил к одному выводу: «трезвись, православный народ, чтобы не погибнуть». Современники отмечали: «А.П. Васильев заявил себя талантливым народным проповедником-импровизатором, много потрудившимся при ведении внебогослужебных бесед с народом от имени Санкт-Петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения».

Рукоположен во священника и назначен в Никольскую церковь села Ям-Ижора Царскосельского уезда под Петербургом (19.07.1892); закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию кандидатом богословия (1893); переведён в церковь Сретения Господня на Александровской улице в Полюстрово (май 1894); совмещал служение в Сретенском храме с настоятельством в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия (с сентября 1894); награждён скуфьёй. Четыре дня спустя иерей Александр Васильев стал членом Епархиального Училищного Совета (16.12.1894). Начиная с 10.09.1895 в фабричном помещении в Болдыревском переулке еженедельно по воскресным дням проводил внебогослужебные беседы.  Руководил основанием Сергиевского общества трезвости (1897). Решением Совета Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы избран членом Совета Братства, которое осуществляло религиозно-просветительскую деятельность (26.03.1898). Почти 13 лет проводил уроки Закона Божия в гимназии княгини Оболенской (с 1900 по 1913 г.), а также в церковно-приходских школах на окраинах Санкт-Петербурга. Вместе с протоиереем Философом Орнатским входил в строительную комиссию по постройке церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице (ныне — Ивана Черных) (с 1899 г.). Труды ревностного пастыря отмечены специальной синодальной грамотой. Педагогические и пастырские заслуги батюшки заметил и высоко оценил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. Награждён от Святейшего Синода наперсным крестом (6.05.1900). Возведён митрополитом Санкт-Петербургский и Ладожским Антонием (Вадковским) в сан протоиерея (6.05.1901).

Награждён орденом святой Анны 3 степени (06.05.1907). Член-сотрудник Попечительства о слепых Императрицы Марии Феодоровны (18.10.1907). Настоятель (с 1912 г.) храма Успения Пресвятой Богородицы в Болдыревом переулке (Болдыревская церковь), который был построен усилиями о. Александра (1910 – 1911). К этому времени в семье батюшки Александра и его жены Ольги Ивановны было уже семеро детей: Сергей (род. 23 января 1894 года), Николай (род. 19 апреля 1895), Мария (род. 2 сентября 1897), Владимир (род. 7 февраля 1900), Екатерина (род. 4 октября 1901), Александр (род. 28 апреля 1903), Иоанн (род. 26 сентября 1905).

Приглашён Государыней Императрицей Александрой Феодоровной преподавать Закон Божий Царским детям (с 09.01.1910). Награждён орденом святого Владимира 4 степени (06.05.1911). Духовник Цесаревича Алексея, затем – преподаватель Закона Божия для Наследника (с 07.01.1912). Дочь о. Александра Мария вспоминает: «Отец преподавал Цесаревичу Закон Божий. Алексей был очень религиозен. Отношения Государя с ним (т.е. с Александром Васильевым – прим. В.А. Цыганкова) были самые тёплые».

Духовник всех Царских детей (1912). «Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Величества» (05.10.1912). Во время болезни Цесаревича Алексея Николаевича по просьбе Царской Семьи ежедневно служил молебны о здравии Наследника пока не миновал кризис и наступило улучшение (10.10.1912).

С Высочайшего изволения переведён в Ведомство придворного духовенства и назначен пресвитером собора Спаса Нерукотоворного образа Императорского Зимнего Дворца (31.10.1912). В связи с этим, вынужден был оставить свои настоятельские обязанности в церкви Воздвижения Креста Господня при Крестовоздвиженской общине сестёр милосердия, которые о. Александр нёс ровно 18 лет. Назначен настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Царском Селе (Фёдоровского Государева Собора) (с 1913 г.). Награждён орденом св. Владимира 3 степени (06.05.1913).

Духовник Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны (с 02.02.1914). При этом отказался от своих прав занять полагавшуюся ему квартиру в доме членов Министерства Императорского Двора на Воскресенской набережной, 22, в ввиду того, что эту квартиру по закону должен был покинуть бывший духовник Царской Семьи протоиерей Николай Кедринский, помощник заведующего придворным духовенством. Поскольку о. Александр жил в удалённом от центра города районе — на Набережной реки Фонтанки, 197, его семье был выделен только флигель на Елагином острове для летнего отдыха.

Почётный член Епархиального Братства Пресвятой Богородицы (27.04.1914) – один из центов православной трезвости и просвещения, видным деятелем которого до самой своей смерти в 1907 году являлся обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. За ревностное пастырское служение награждён палицей и митрой (1914 г.).

Государыня Императрица Александра Феодоровна Николаю II о протоиерее Александре Васильеве (короткие отрывки из писем): «Батюшка прекрасно говорил. Я хотела бы, чтобы побольше людей из города его послушали. Это было бы им очень полезно, так как он очень хорошо коснулся внутренних вопросов».  «Наш Батюшка служил молебен…». «Я просила Батюшку прочесть молитвы…». «Батюшка говорил проповедь о Марии Египетской». «…хотела бы, чтобы ты причастился, и Батюшка думает то же самое». «…Батюшка принёс Бэби Св. Причастие». «Дети отправились… на панихиду по Батюшкиному сыну, он просил нас прийти».

Отец Александр Васильев принимал активное участие в право-монархическом движении. Избран членом Главной Палаты РНСМА (Русский народный союз имени Михаила Архангела) (1910). 21-23 ноября 1915 года присутствовал на открытии Петроградского совещания монархистов в Петрограде.

Отказался от перевода в тыл из боевых частей своих сыновей – предложения, сделанного Государыней Александрой Феодоровной в связи с гибелью на фронте любимого сына, офицера Павловского полка (сент. 1916).

Благоприятно относился к старцу Григорию Ефимовичу Распутину-Новому. Об этом недвусмысленно свидетельствуют воспоминания протопресвитера Георгия Шавельского: «Распутин бывал в его доме, принимался с почётом. Дети отца Васильева будто бы относились к Распутину, как к духовному лицу, при встречах целовали его руку. Отношения между самим о. Васильевым и Распутиным были весьма дружеские». Во второй половине мая 1914 года к о. Георгию приехали специально поговорить о Распутине кн. В.М. Волконский, товарищ председателя Государственной Думы, и свиты Его Величества генерал-майор, кн. В.Н. Орлов, начальник походной Его Величества Канцелярии. С их слов, переданных Шавельским, духовник Их Величеств прот. А.П. Васильев «прекрасно настроенный, добрый и честный во всём, тут он упрямо стоит на ложном пути, дружа с Распутиным, оказывая ему знаки уважения, всем этим поддерживая его».

На следующий день состоялся трёхчасовой разговор о. Георгия с о. Александром Васильевым: «Скоро разговор перешёл на интересующую меня тему о Распутине. О. Васильев не отрицал ни близости Распутина к Царской семье, ни его огромного влияния на царя и царицу, но объяснял это тем, что Распутин, действительно, – человек отмеченный Богом, особо одарённый, владеющий силой, какой не дано обыкновенным смертным, что поэтому и близость его к Царской семье и его влияние на неё совершенно естественны и понятны. О. Васильев не называл Распутина святым, но из всей его речи выходило, что он считает его чем-то вроде святого». 

При этом о. Александр, по словам о. Георгия, подтвердил, что Григорий Ефимович, действительно мылся в бане с «великосветскими дамами, которые его мыли». Но, как объяснил Григорий Распутин, он делал это для того, чтобы смирить их гордыню: «для смирения... понимаешь ли, они все графини и княгини и меня грязного мужика мыли...». О. Александра этот факт нисколько не смущал, как, впрочем, и Государя Николая II, который был прекрасно осведомлён о банях, но не находил в этом ничего странного и предосудительного, считая, что у крестьян так принято.

Тем не менее, протопресвитер Георгий Шавельский настойчиво внушал отцу Александру мысль о «пьянстве и разврате» Распутина, обрушивая на священника горы доказательств, неоспоримых фактов и свидетельств. При этом сам Шавельский, как оказалось, видел Распутина всего лишь дважды и то издалека. Мозговой штурм продолжался три часа, и, видимо, какой-то эффект всё же был достигнут. В завершение разговора отец Александр, поддавшись на уговоры, ответствовал: «Я не отрицаю ни пьянства, ни разврата Распутина, но... у каждого человека бывает свой недостаток, чтобы не превозносился. У Распутина вот эти недостатки. Однако, они не мешают проявляться в нем силе Божией». Вот так и Галилео Галилей, во время аутодафе, отрёкшись под давлением от своих научных воззрений относительно вращения земли, всё же произнёс своим истязателям: «А всё-таки она вертится».

Именно о. Александру было поручено проводить Григория Ефимовича в последний путь, о чём свидетельствует дневниковая запись Государя Императора Николая II от 21 декабря 1916 года: «В 9 часов поехали всей семьей… к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17-е дек. извергами в доме Ф. Юсупова, который стоял уже опущенный в могилу. О. Александр Васильев отслужил литию, после чего мы вернулись домой. Погода была серая при 12 градусах мороза».

Отец Александр служил напутственный молебен перед образом Божией Матери «Знамение» при отправлении Царской Семьи в сибирскую ссылку. В дневнике Государя Императора Николая II за 30.07.1917 есть запись: «Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божией Матери. Как-то особенно тепло было молиться Её святому лику вместе со всеми нашими людьми». О том же говорит записка Государыни Императрицы Александры Феодоровны (для Ю.А. Ден) от 30.07.1917: «Приносили икону Знамения. Как я благодарна, что это удалось сделать. Горячо молилась за Вас».

С отъездом Царской Семьи в Тобольск здоровье батюшки стало заметно ухудшаться, появились сильнейшие боли в сердце. Будучи больным, служил напутственный молебен для камер-юнгферы М.Ф. Занотти, комнатных девушек А.П. Романовой и А.Я. Уткиной, которые последовали вслед за Царской Семьёй в Сибирь. В письме из Тобольска Анне Александровне Вырубовой от 15 декабря 1917 года Государыня Александра Феодоровна пишет: «Отец Александр, говорят, ещё очень болен, он служил напутственный молебен у Спасителя для моих трех».

После отправки Царской Семьи в Тобольск стараниями протопресвитера придворного духовенства Александра Дернова в целях улучшения его положения о. Александр Васильев переведён на рабочую окраину, в храм Успения Пресвятой Богородицы (Болдыревский), который был построен о. Александром. В этом приходе, рабочие могли защитить своего батюшку если не от ареста, то, по крайней мере, от покушения на его жизнь пьяных солдат и матросов. Усилиями того же протопресвитера батюшке была назначена пенсия, что давало его большой семье возможность для выживания в условиях надвигающегося голода и разрухи. К этому времени здоровье неутомимого пастыря было уже основательно подорвано. Назначен настоятелем храма святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе (1918).

Спас от уничтожения и поругания икону "Сохранная икона" с изображением святых, имена коих носили Члены Семьи Императора Александра III. Эта икона была написана в честь их чудесного спасения 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда возле станции «Борки» (начало 1918 г).

Арестован (29.08.1918). После принятия Советом Народных Комиссаров печально знаменитого постановления «О красном терроре» тяжело больной протоиерей Александр Васильев был расстрелян в Петрограде (05.09.1918).

Источники:

1. Цыганков В.А. «Последний духовник Царской Семьи. Жизнь и труды протоиерея Александра Васильева», публ. Русская линия, 13.09.2006.

2. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954.