История астрономии от геоцентризма к апокалипсису

Константин Матаков
                ***

Не подлежит сомнению, что всю историю астрономии можно представить как все большее удаление от геоцентризма. Сначала Земля было не только в центре мира, но и занимала значительную часть вселенной, ибо ее размеры в античности уже практически совпадали с нынешними (у Эратосфена), а до самого дальнего тогда Сатурна было всего 660км. Земля не просто была в центре космоса, часто она и была самим космосом. И даже когда Коперник пришел к гелиоцентризму, то поменялось далеко не все. Осталась сфера звезд, и космос был всего-навсего Солнечной системой, где Земля все равно занимала уникальное положение. Так что в действительности гелиоцентризм польского астронома – это лишь ослабленный геоцентризм. И даже когда Кеплер, Галилей, а затем и Ньютон уничтожили сферу звезд, и теория Коперника была общепризнана, - тем не менее, Солнечная система с жизнью внутри нее, все равно имела особый статус, ибо других планетных систем известно не было. Кроме того, вплоть до 20х годов 20 века, астрономы верили, что наша галактика Млечный путь – единственная во вселенной, т.е. она, попросту говоря, и есть вселенная или мир. И разве это все еще не есть слабый вариант геоцентризма, где миром является только Галактика, в которой живет человек, и центр этого мира совпадает с центром этой Галактики?
Затем пришли к выводу, что галактик много, и это было дальнейшее отпадение от геоцентризма, но тут неожиданно возникает теория Большого Взрыва с ее антропным принципом, и геоцентризм будто переживает второе рождение, но теперь уже не в физическом, а скорее в метафизическом смысле: оказывается, вселенная устроена так, что в ней обязательно должна существовать жизнь, и притом именно человеческая жизнь. Однако на этом физики не остановились, и появилась разновидность теории Большого Взрыва в виде инфляционной космологии, что знаменовало собой еще один шаг в сторону от геоцентризма: наша вселенная не одна, иерархия мира еще более усложняется; вселенных может быть очень много, как пузырьков на поверхности кипящей жидкости; правда, об их существовании ничего нельзя узнать, и пока что это голая теория, но философский смысл очевиден – наша вселенная не уникальна. Масла в огонь подлили и астрономы, доказав, что планетных систем огромное количество, единственность Солнечной системы окончательно разрушена, ибо экзопланеты – неоспоримый факт. Астрономические сайты полны статьями, на скольких из этих планет возможна жизнь, при этом считается, что везде, где возможна мало-мальски сносная температура, и хоть какие-то газы, напоминающие земные, а также вода – жизнь чуть ли не обязательно должна быть.. За этим кроется не столько научная логика в чистом виде, сколько желание как можно быстрее добить геоцентризм. Кстати, как ни странно (хотя что странного?), в этих легковерных предположениях о жизни везде во вселенной, кроется геоцентристская логика: да, на Земле везде, где есть вода – присутствует жизнь; но кто вам сказал, что эта логика должна работать в космосе? Американский физик Кард Саган пошел еще дальше, и предложил термин «углеродный шовинизм», - как критику уникальности земной жизни, ибо жизнь, по его мнению, возможна на разной химической основе..
Однако даже с моделью множества вселенных и открытий экзопланет, многое осталось по-прежнему: жизнь все равно известна только на Земле, и доказать ее существование за пределами Солнечной системы при нынешнем техническом уровне человечества – еще очень долго не представится возможным (как характерны при этом примитивные ненаучность, сектантство и мифологизм т.н. уфологии); антропный принцип пока так никто и не опроверг: быть может, он не работает в других вселенных, но ведь само их существование доказать можно не в большей степени, чем инопланетных форм жизни; кроме того, если в других вселенных другие физические константы, то жизнь земного типа там невозможна, а жизнь не на углеродной основе вызывает очень сильные сомнения у ученых, что бы там ни говорил Саган; и потом, даже если другие вселенные существуют, в них все равно действуют законы природы (физики в это верят) – разница лишь в форме, а не в содержании; выходит, что физики просто еще более ослабили геоцентризм, но и в этой плюралистической вселенной все равно мы продолжаем иметь дело с уникальной Землей с жизнью на ней. Каков следующий шаг к уходу от геоцентризма? Хорошо, вселенных теперь много, но ведь все они – это все равно ЭТОТ МИР, мир материи, железных законов природы и т.п. И в этом мире одинокое присутствие человека мешает окончательно убить геоцентризм. И тут у физиков и астрономов остается только один вариант «плюрализации»: предположить, что кроме ЭТОГО МИРА есть еще множество потусторонних миров с принципиально иной «материальностью»; т.е., по сути, на языке физики сформулировать гипотезу адских и райских миров; и вот когда физики и астрономы сделают этот последний шаг к освобождению от геоцентризма, начнут искать следы этих потусторонних миров, и даже попытаются выйти на «контакт» с ними, - мы будем знать, что апокалипсис действительно близок..