Бог велик - это вечная истина

Людмила Дивуенко
«Бог велик» - это вечная истина»
Обсуждение рождения и деяний Господа Шри Кришны не сходят с уст преданных, доставляя особую сладость сведущим в этих вопросах людям и вызывая массу сомнений и необоснованных обвинений в адрес Господа у тех, кто не признает Его славы. Господь Шри Кришна снизойдя из Своей вечной обители в полный страданий материальный мир, осветил его и Своей красотой и подвигами покорил сердца тех кто был готов предаться Ему. Для того чтобы участвовать в играх Господа, служить Ему в различных качествах, эти удачливые души в предшествующих жизнях  придавались  молитвам и  аскезам.

Так в своих предыдущих рождениях поступали и царицы Двараки, города столицы, где правил Кришна. В «Маха-курма-пуране» говорится: «Великие мудрецы, сыновья богов огня, желая вступить в супружеские отношения с Кришной, строго соблюдали все обеты и потому в следующих жизнях получили возможность общаться с Господом - источником всего сущего, которого называют Васудевой или Кришной, и все они стали Его женами».
Только имея огромное желание, и достаточно очистившись, можно приблизиться к Господу настолько, чтобы вступит с Ним во взаимоотношения супружеской любви. Однако, «Господь всегда совершенен в Себе, поэтому ничего не желает для Себя. Но чтобы ответить на сильную любовь Своего преданного, Он становится его господином, другом, сыном или мужем». (ШБ 1.10.28 комм).
Поскольку Господь совершенен и обладает качеством ниргуны т.е. свободы от иллюзорного влияния гун материальной природы, то отношения между Ним и Его женами, спутницами Его жизни также лишены малейшей примеси мирского наслаждения, которое возникает при близости обычных мужчин и женщин. Если бы это было не так, то Шримад Бхагаватам не содержал бы описаний сцен семейной жизни Господа, которые являются ярким примером безукоризненного следовании правилам и предписаниям. «Если бы эти действия были мирскими, освобожденная душа, Шукадева, не стремился бы насладиться ими, а Господь Шри Чаитанйа Махапрабху, отрекшийся от мирской жизни, не участвовал бы в обсуждении этих тем». (ШБ 1.10.28 комм).
Облик человека, который принял Господь чтобы явить Свои игры в Гокуле и Двараке, столь притягательный для Его преданных, неверующих людей сбивает с толку. Они не могут признать Его могущество  и объяснить тот факт, что Господь женился на 16108 царевнах и при этом остался не связанным их женскими чарами. Действительно, если люди считают Его обычным человеком, то они могут видеть в этом, лишь проявление отношения между мужем и женами, полным страсти и порока. «Поскольку  жен так много,  то значит, он не может быть им всем верным мужем» - говорят они.
Чтобы правильно понять отношения между Господом и Его царицами важно знать предысторию развития сюжета. Большинство цариц Двараки  до встречи с Господом попали в очень затруднительную ситуацию. Будучи дочерьми великих царей, они были пленницами и прибывали в заточении демона Бхаумасуры. Господь стал их спасителем. «Эти девушки жалобно молили Господа Кришну, чтобы Он освободил их, и милостивый Господь, тронутый их горячими молитвами, сразился с Бхаумасурой и убил его. Затем Господь взял этих пленниц-царевен в жены, хотя в глазах общества они были падшими женщинами. Всемогущий Господь Кришна внял смиренным молитвам этих девушек и женился на них, сделав их царицами». (ШБ 1.10 29 комм).
С материальной точки зрения эти девушки имели огромный недостаток в своей судьбе, и у них не было даже надежды на светлое будущее, однако при помощи  молитвы и полного вручение себя на милость Господа они очистились, и это сделало их достойными Его благосклонности. Господь играл роль их мужа и эти женщины стали не только счастливыми матерями Его многочисленных сыновей, но  прославились благодаря общению с Ним. Ради Своих цариц Господь совершил немало славных деяний и подвигов. «Будучи мужем такого количества жен, Он радовал их всех подарками, чего бы Ему это ни стоило. Он принес из рая растение париджата и посадил его во дворце Сатйабхамы, одной из главных цариц. Таким образом, когда кто-то желает получить Господа в мужья, Господь полностью удовлетворяет его желание». (ШБ 1.10. 30 комм).
      Господь обладает нечеловеческими способностями и поэтому Он с легкостью распространил себя во множество форм. На это указывает стих ШБ 1.11.30 «Затем Господь вошел в Свои дворцы, являвшиеся верхом совершенства. В них жили Его жены, число которых превышало шестнадцать тысяч». У каждой из жен был прекрасный дворец полный сокровищ, и все жены были полностью удовлетворены и не соперничали друг с другом. Единственно чего им всегда было мало - это общения с их Совершенным супругом. Когда Господь Шри Кришна после долгой разлуки возвращался домой, то они не могли сдержать слез, хотя очень старались в присутствии членов семьи не выказывать переполнявших их чувств. Эти женщины были застенчивы и стыдливы. Они вложили всю свою любовь силу взгляда и так обняли Господа. «Объятия взглядом более действенны в супружеских отношениях, поэтому, согласно Шриле Дживе Госвами, в таком проявлении взаимных чувств между мужем и женой нет ничего дурного. (ШБ 1.11 32). Это говорит о том, что муж относился к ним с должным уважением, и они естественно проявляли самые лучшие качества целомудренных женщин.

Господь - всесовершенный атмарама, самодостаточный. Для Своего личного удовлетворения Ему не требуется никакая посторонняя помощь. Следовательно, царицы не могли удовлетворить Господа своей женской привлекательностью, но они удовлетворили Его своей искренней любовью и служением. Они могли удовлетворить Господа только беспримесным трансцендентным любовным служением, и Господь в ответ на это был рад обращаться с ними как со Своими женами. Таким образом, довольный лишь их беспримесным служением, Господь отвечал на него как верный муж. Другой причины для того, чтобы становиться мужем стольких женщин у Него не было.

Никто не сможет повторить это деяние Господа и Его семейная жизнь  - это образец нравственности. «Только по своему невежеству глупые мирские спорщики неверно понимают Верховного Господа и распространяют свои глупые измышления среди наивных людей с помощью пропаганды. Верховный Господь Шри Кришна есть изначальная предвечная Личность Бога, и когда Его могли видеть все, Он являл все Свое божественное могущество во всех сферах деятельности. (ШБ 1.11.37 комм).