***

Виктор Мироненко
                ТРАГЕДИЯ ДЮБРЮКСОВ И НАША

    Как во многом похожи трагедии, в том числе трагедии миллионов французов и наших соотечественников в прошлом и сейчас! Почему такие события повторяются и кто виноват в этом?

    Невольно эти вопросы возникают во время современных событий в России и во Франции, когда вспоминаешь беды, например, Поля Дюбрюкса и сотен тысяч французов, бежавших на восток, в частности в Россию, и сотен тысяч наших соотечественников, бежавших во Францию и другие государства, видишь подготовку нового государственного переворота в нашей стране.  Эти параллели заставляют задуматься.

    Трагической была судьба французского дворянина Поля Дю Брюкса, заложившего основу нынешнего Керченского музея, приоткрывшего миру  интереснейшие страницы истории многочисленных греческих городов на Керченском полуострове, объединившихся в 480 году до нашей эры в  Боспорское государство, блистательная столица которого - Пантикапей находилась на территории Керчи.

    Выдающиеся люди России с глубоким уважением относились к Дю Брюксу – даровитому, трудолюбивому, честному человеку, но даже после первого знакомства отмечали его большие проблемы. Посетивший проездом Керчь Александр Сергеевич Пушкин в письме  своему брату писал: «Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прислан из Петербурга для разысканий – но ему не достает ни денег, ни сведений, как у нас водится».
 
    Император России Александр Первый, приехав в Керчь, побывав на горе Митридат, раскопках Пантикапея, в крепости Еникале, музее древностей нашего первого керченского археолога, сняв коменданта крепости Еникале с должности за злоупотребление властью – работу  солдат на личном комендантском поле, поручил Дюбрюксу продолжать раскопки с целью научных исследований, что оградило ученого от многочисленных препятствий, создаваемых коррумпированными чиновниками.
   Бродя с археологической лопаточкой по склону господствующей над местностью горы Митридат, глядя на город, соседние сопки, напоминавшие ему Францию, Дюбрюкс с болью вспоминал 14 июля 1789 года – трагическое для него начало Великой французской революции.

     Являясь патриотом Франции, дворянин Поль Дю Брюкс, общаясь с другими молодыми людьми из его среды, горячо осуждал вооруженный захват крепости – тюрьмы Бастилии, отмену Учредительным собранием привилегий правящих сословий, конфискацию имущества церкви и настойчиво призывал к восстановлению старых  порядков.
 
    Однако некоторые из его приятелей, знакомые с книгами  просветителей,  примкнувшие к революционерам, утверждали, что низвергнутая власть - это убогое прошлое. Надо бороться не за возвращение к прошлому, не за сохранение правления узкого слоя людей с помощью обмана и силы,  а за переход к гуманной, справедливой власти всего французского народа.
 
    Посчитав это демагогией, так как справедливость у разных людей разная, Поль Дю Брюкс вместе с отцом, братьями и большинством дворян с оружием в руках вступил в сражение на стороне монархистов – роялистов, получивших  помощь соседних государств, начавших интервенцию - военные и террористические действия против вздыбившейся в необычных преобразованиях Франции.

    На террор интервентов и роялистов революционеры ответили   жесточайшим террором, который коснулся многих слоев населения, в том числе из своей среды. В 1793 году был казнен французский король Людовик 16-й, а через год  были арестованы возглавляемые Робеспьером якобинские революционеры и без суда обезглавлены. Революционные войска выбросили интервентов из Франции. Роялисты отступили сначала в Австрию, потом в Российскую империю, где Поля Дю Брюкса стали называть Павел Дюбрюкс и предложили занять пост начальника керченской таможни.

    Несмотря на то, что подавляющее большинство французов обвиняло в жертвах революции старую власть – монархистов, ибо народ восстает, когда власть не оставляет другого выбора, кроме революции, Дюбрюкс по-прежнему считал преступной революцию, приведшую вполне закономерно к гражданской войне,  к нескольким последующим революциям, контрреволюциям, в результате чего пострадали миллионы французов.

    Как в этом поразительно похожа Великая французская  революция на нашу Великую Октябрьскую социалистическую революцию! Как и наша, французская революция завершилась кровопролитной гражданской войной, интервенцией, террором, побегом за рубеж сотен тысяч побежденных!

    Но, несмотря на это, население Франции ежегодно празднует 14 июля как День Великой революции, направленной на освобождение от гнета, дикой несправедливости, унижения, страданий, как День светлого, радостного, неизбежного улучшения жизни большинства народа.
 
    Прожив в Керчи 24 года, много трудясь, много полезного сделав для России, получая, как и многие чиновники невысокого ранга, ничтожное жалованье, выдаваемое с уверенностью, что эти чиновники необходимое себе доберут взяткой, Дюбрюкс  до последних своих дней с тоской мечтал вернуться на Родину.
 
    И вовсе не из-за процветания коррупции, воровства, бедности (всего этого и во Франции много), а потому, что просто хотел жить и умереть на Родине, даже в бедности, с крохотной пенсией. Но в этом Дюбрюксу, бывшему французскому офицеру, несмотря на награждение его правительством  Франции крестом «Святого Людовика»,  французские чиновники постоянно отказывали.
 
    Павел Дюбрюкс – человек с трагической судьбой был с почетом похоронен рядом с другим почетным человеком, его другом, керченским градоначальником Иваном Алексеевичем Стемпковским на горе Митридат.

   До последних своих дней Дюбрюкс проклинал 14 июля 1789 года, переворот, сделавший Наполеона императором, все иные перевороты, принесшие огромные беды Франции и другим государствам.
 
    Мы, граждане России,  можем его в некоторой степени понять, помня совсем недавний ползучий государственный переворот 1990 – 1991 года, завершившийся гибелью СССР, которую Президент Владимир Владимирович Путин назвал крупнейшей катастрофой 20 века.
 
    Надо было в конце 1980 годов строго в рамках закона развивать мелкое и среднее частное предпринимательство и государственный сектор экономики с директивным и рекомендательным планированием. Так это было в СССР  в период НЭПа, в воспринявших наш опыт Китае и многих других успешных странах.


    Но завершившийся в декабре 1991 года коренной государственный переворот и последовавшие «реформы» по директивам США принесли всесторонний развал страны, много трагедий, несчастий, превратили русский, украинский, белорусский и другие народы в разделенные народы. По экономике, объему ВВП наша страна в 1913 году занимала 5 место в мире, в 1937 – 1991 годах – 2 место в мире, сейчас борется за 11 место! Это опасно снизило обороноспособность нашей Родины.

    Не может не тревожить стремление НАТО, обеспечив перевороты в Беларуси, Казахстане и других республиках бывшего СССР, окружив нас военными базами, ослабив санкциями, организовать у нас переворот во имя полного распада России, получения свободного доступа к нашим самым большим в мире запасам природных ресурсов, необходимых для промышленности государств НАТО.
 
   Учитывая эту ситуацию, министр иностранных дел  Лавров определил отношения между НАТО и Россией – хуже времен холодной войны, а     Президент России Владимир Владимирович Путин, видя нарастающие, опаснейшие угрозы, назвал действия Запада стремлением лишить Россию суверенитета.
 
    Чтобы не допустить реализации этих планов, необходимо учесть наши просчеты во внешней политике. Уже всем понятно, что ошибочным было назначение в Украину – часть Русского мира в качестве послов олигарха Черномырдина и либерала Зурабова. С ними лидеры русских,   пророссийских организаций не могли встретиться годами. Они отдавали предпочтение украинским олигархам, которых народ Украины ненавидел, не передавали руководству России реальную информацию, необходимые рекомендации.
 
    Это способствовало переворотам в Украине 2004 и 2014 годов. Желая быть объективным, хочу отметить, что и некоторые лидеры пророссийских организаций в Украине тоже допустили ошибки. В частности, лидеры в прошлом моей организации, объединив усилия в 2002 году с неавторитетными тогда в народе атироссийскими политиками Ющенко и Тимошенко, организовали приезды активных людей из регионов в Киев для отставки Кучмы с должности президента Украины.
 
    Я доказывал им, что они поднимут авторитет Ющенко и Тимошенко, приведут их к власти, уничтожив авторитет своей организации, что такое сотрудничество, обеспечивающее привод к власти антироссийских сил, является нарушением программы, устава организации, предательством.

    Эти доводы не были приняты во внимание. Мои же товарищи, очень хорошие, патриотичные люди, проявляли слишком  большую доверчивость к лидерам, как и в 1990 году, когда я требовал отставки Горбачева с поста генерального секретаря партии, предупреждая, что Горбачев погубит партию и страну.

    Во время совместного с Ющенко и Тимошенко митинга 16 сентября 2002 года возле памятника Шевченко ко мне подошел работник российского посольства в Украине Всеволод Владимирович Лоскутов, знавший меня как народного депутата Украины, внесшего много законопроектов, направленных на создание Экономического союза Украины с Россией, и огорченно сказал: «Виктор Андреевич, и вы здесь?!». Я со стыдом ответил: «Понимаете, партийная дисциплина.  Но я требовал не проводить совместных акций с Ющенко и Тимошенко».
 
   В 2004 году завершился ползучий оранжевый государственный переворот, приведший к власти Ющенко и Тимошенко. Осознавая недопустимость подобных действий руководства в будущем, многократно в течение двух лет направлял обращения в ЦК и ЦКК с требованиями рассмотреть нарушение программы и устава руководством организации, дважды в знак протеста против не рассмотрения обращений и отсутствия всяких ответов подавал заявления о выходе из организации. И по-прежнему не находил должной поддержки даже среди своих товарищей, хотя, подчеркиваю, они прекрасные люди! Кстати, подобное отношение к лидерам проявляется во многих политических организациях.

    Невольно вспоминаются слова писателя Проханова в книге «Последний солдат империи»: «В верноподданной партии силен инстинкт послушания. Партийная дисциплина вручила судьбу организации в руки немногих вождей. Партию умертвляют, а она, истекая кровью, ползет, как овчарка, навстречу стреляющему в нее хозяину. Умирает, но лижет его руки».

    Отсюда важно сделать вывод, что приносящая большую пользу дисциплина, доведенная до крайности, приводит к большому вреду. Особенно, когда силы, уничтожившие СССР, ведут ускоренную работу для уничтожения России, в том числе, осуществляют и разрушительную идеологическую деятельность.

   Для спасения Отечества необходимо внесение в Конституцию страны объединяющей народ государственной идеологии: суверенитет и всестороннее развитие России, закон в интересах народа, общественной справедливости, семьи, коллективизма, развития личности.

    Да вот неудачное стечение обстоятельств: согласятся ли с этим «наши» олигархи, либералы?               
                В. А. Мироненко