408 Невероятный Нимрод 16 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

408. Невероятно нелепый "Нимрод". 16 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Четверг 16 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане. Дневная температура: мин.: 10.0°C, средняя: плюс 11.3°C тепла, макс.: плюс 14.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 6.8°C. Восход солнца – 05:18, заход солнца – 21:44 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Рейкьявик (Исландия). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ("Фареро-Исландский рубеж", англ. GIUK gap) ветер свежий (5 баллов), скорость ветра 7 м/с (25,2 км/ч). Волнение моря умеренное (4 балла), Волны удлинённые (до 15 м), но ещё не высокие (1-1,5 м), гребни волн во многих местах в белых бурунных барашках. Лётная погода.

Днём в четверг 16 августа 1973 года в тот момент, когда БПК "Свирепый" приблизился на разрешённое международным морским правом расстояние до американского исследовательского судна ВМС США, которое якобы занималось "водолазными работами" (это на глубине 2280-2320 метров!), ветер усилился, скорость перемещения облаков в небе увеличилась и среди облаков появились разрывы, сквозь которые было видно удивительно красивое чистое и безмятежное голубое небо. Одновременно в небе появились натовские патрульные самолёты, первым из которых был британский "Нимрод" (Далее изложение сведений из многочисленных открытых источников - автор).

Британский турбореактивный четырёхдвигательный многоцелевой самолёт H.S.801 «Нимрод» был когда-то пассажирским самолётом "Комет-4С", но переделан фирмой «Хоукер Сидли» (англ. Hawker-Siddeley) в патрульный противолодочный самолёт дальнего действия. Этим самолётом были заменены устаревшие патрульные самолеты «Шеклтон», переделанные фирмой «Авро» из британских бомбардировщиков «Линкольн» (времена второй Мировой войны). В 1964 году на двух гражданских самолётах «Комет-4С» были установлены - носовой поисковый радар и аппаратура радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В нижней части фюзеляжа оборудовали бомбовый отсек, кроме этого на обновлённые самолёты установили двигатели Мк.250 «Спей» (фирма «Ролле Ройс»). При этом носовую часть фюзеляжа немного укоротили (на 1,98 м), увеличили остекление кабины, сократили количество иллюминаторов по бортам самолёта, фюзеляж разделили на четыре отсека: кабину лётчиков и бортинженера, кабину операторов РЛС и РЭБ, бытовой отсек с кухонькой (камбузом) и негерметичный отсек вооружения (14,78 м).

В первый полёт самолёт-прототип H.S.801 «Нимрод» отправился 23 мая 1967 года. В октябре 1969 года ВВС Великобритании заказало 46 самолётов для пяти эскадрилий, три из них должны были быть противолодочными патрульными разведчиками и бомбардировщиками. У "нимродов" бомбардировщиков отсутствовал хвостовой датчик магнитных аномалий и поисковый прожектор, но вместо них были оборудованы два дополнительных контейнера для дипольных отражателей в носовой и хвостовой частях фюзеляжа самолёта "Нимрод".

Самолёт, который прилетел на выручку американскому исследовательского судна, был новым модернизированным самолётом H.S.801 «Нимрод» ВВС Великобритании. Начиная с 1973 года Министерство обороны Великобритании начало программу усовершенствования «Нимродов» до версии MR.Mk.2 под условным названием «Фаза 2». Самолеты MR.Mk.2 "Нимрод" оборудовались системой дозаправки в воздухе и центральной тактической системой (ЦТС), разработанной фирмой MEAS (Marconi-Elliott Avionic Systems). Кроме этого на этом самолёте должна была быть новейшая радиолокационная станция (РЛС) AN/ASV-21D...

Когда я делал этот снимок,(смотри фотоиллюстрацию), никто на корабле не знал, что главное внимание нужно было уделить этому новому самолёту MR.Mk.2 "Нимрод" ВВС Великобритании, потому что он летал над нами не просто так, а в союзе, в одной программе учений и испытаний новейших методов и способов обнаружения советских подводных ракетоносцев на больших глубинах. Очень жаль, что я ограничился несколькими общими снимками этого самолёта, успокоенный заверением вахтенного офицера, что "Это же "Нимрод"! Старый знакомый! Они часто тут летают...".

Действительно, этот легко узнаваемый по силуэту странный натовский самолёт с несколько футуристическим обликом, был хорошо известен по секретному справочнику самолётов и кораблей США-НАТО. В этом справочнике были все ТТХ самолёта H.S.801 «Нимрод», но не было данных о самолёте MR.Mk.2 "Нимрод"... Об этом я узнал позже, в октябре-ноябре 1973 года, от офицеров разведотдела штаба нашего соединения, которым я вручил все свои отчёты, фотоснимки и фотоплёнки с разведданными первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый".

Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта «НИМРОД» MR.MK.2 ВВС Великобритании:

Тип: патрульный противолодочный самолет
Двигатель: 4 х ТРДД «Роллс-Ройс» RB.168-20 Spey Mk.250
Размеры, м:
— длина: 39,35
— высота: 9,08
— размах крыла: 35,00
— площадь крыла, м;:197,04
Вес, кг:
— пустого самолета: 41 720
— максимальный взлетный: 45 785
Технические характеристики:
— максимальная скорость, км/ч: 925
— крейсерская скорость, км/ч: 880
— практический потолок, м: 12 800
— перегоночная дальность, км: 9262
— продолжительность полета, ч: без дозаправки: 12, с дозаправкой: 19
Экипаж, чел.: 12-13
Вооружение: боевая нагрузка:
- общий вес: 6123 кг в отсеке вооружения и на 2-х узлах подвески,
- 9 торпед «Стингрей» или Мк.46,
- 2 УР «воздух - воздух» AIM-9 «Сайдвиндер» или 2 ПКР AGM-84 «Гарпун» или «Си Игл» («Морской орёл»),
- глубинные бомбы, мины.

К 1975 году стало известно, что самолёты «НИМРОД» MR.MK.2 испытывали ЦТС (центральную тактическую систему) с новой цифровой ЭВМ и тремя автономными процессорами для навигационных систем, новой РЛС обнаружения подводных целей и новым коммуникационным оборудованием. При этом стало известно, что одинарные передатчики AD-470 на этих самолётах заменили на сдвоенные и установили радиотелетайпный терминал и систему шифрования в реальном масштабе времени, что значительно увеличило эффективность разведданных при патрулировании этими самолётами Северо-Восточной Атлантики.

Дело в том, что Великобритания - это самый активный и серьёзный для нас (СССР, Россия) участник НАТО, потому что: во-первых, - это государство, обладающее собственным ядерным оружием; во-вторых, - государство, способное самостоятельно разрабатывать и создавать современные средства использования и доставки ядерного оружия и в-третьих, - государство, которое ведёт свою традиционно глобальную внешнюю агрессивную имперскую политику, постоянно наращивая мощь своих ВВС (военно-воздушных сил) и ВМС (военно-морских сил). Силы и средства ВВС Великобритании "предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия, для авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС Великобритании, США и стран-участниц блока НАТО на различных ТВД (театрах военных действий), и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике". Зона ответственности Великобритании в блоке НАТО - это Северо-Восточная Атлантика, пролив Ла-Манш и Центральная Европа, где сосредоточена основная часть ударных сил блока НАТО. Кроме этого, Великобритания - это транзитный узел переброски вооружений, боеприпасов и вооружённых сил США и Канады на Европейский ТВД (театр военных действий). Здесь и далее цитируются данные из публикации полковника В. Артемьева в журнале "Зарубежное военное обозрение" №3 1987 (последнее обновление данных - 21.09.2010 года).

"Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.

1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
— Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
— Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
— Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
— Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
— Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
— Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
— Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов — 23 машины).
— Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
— Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
— Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иностранных гостей).
— Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
— Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
— Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».

11-я истребительная авиационная группа (штаб в Станмор):
— Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
— Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
— Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
— Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
— Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
— Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
— Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).

18-я авиагруппа береговой авиации (штаб в Нортвуд):
— Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
— Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
— Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
— Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
— Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).

Части подразделения на других территориях:
— На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
— В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
— На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
— В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».

Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий (аэ), одна — самолетов связи, две — транспортных вертолетов и четыре — ЗУР «Рапира», а именно:
— 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
— 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
— 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
— 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
— 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
— 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
— 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС Великобритании, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны. Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах — примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.

Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО. Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.

Всего, как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардировочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»)... Половину английских ВВС составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС Великобритании превышает 93 000 человек.

Все эти данные (конечно, в редакции данных на момент августа 1973 года), явно показывая свою осведомлённость, поведал присутствующим на ходовом мостике БПК "Свирепый" командир БЧ-2 капитан-лейтенант Александр Прокофьевич Котов, который в этот момент был вахтенным офицером. Он с удовольствием по памяти практически цитировал данные из соответствующих справочников и сказал нам, что в училище писал преддипломную работу о характеристиках британских истребителей и бомбардировщиков и способах их поражения корабельным ракетным и артиллерийским оружием. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин явно были очень довольны уверенными знаниями и тем спокойствием, с которым Александр Прокофьевич рассказывал о самолёте-разведчике "Нимрод".

«Нимрод» MR.MK.2 ВВС Великобритании летел высоко, тяжело и медленно, поэтому его быстро и точно обнаружили в небе, выдали все необходимые данные целеуказания и во всё время его облётов нашего корабля сопровождали в режиме наведения, но не поражения корабельным зенитным оружием. РТС и БЧ-2 спокойно "вели" этот самолёт и по всем параметрам нашего ЗРК "Оса-М" могли в любой момент сбить его одной ракетой 9М33 с гарантированной вероятностью 0,7 (70%).

- Что значит "вероятность" применительно к ЗРК? - спросил командира ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. - Из 10 ракет в этот самолёт может попасть только семь?
- Вероятность - это показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях, - ответил капитан-лейтенант А.П. Котов. - Если цель летит так, как этот "Нимрод", то есть достаточно низко, медленно, плавно, без резких маневров уклонения, то есть предсказуемо, значит, если целеуказание ЗРК "Оса-М" надёжное, а возможности ракеты РМ33 таковы, что она беспрепятственно может лететь прямо к цели, то вероятность, то есть возможность осуществления поражения цели может быть равна единице, то есть гарантированно 100 процентам.
- А что может ракете помешать при таких идеальных условиях?
- Многое... Неполадки в самой ракете, неполадки в системе управления полётом ракеты, противодействие сил и средств РЭБ с самолёта... Вот почему пускают, как правило, две зенитные ракеты и вероятность считают для двух ракет и одной цели.
- Но тогда это будут две вероятности для двух ракет?
- Верно, - сказал командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - К этому нужно добавить, что может быть некоторое число возможных событий пуска зенитных ракет по цели и некоторое число возможных результатов, например, прямое попадание в цель, взрыв боевой части недалеко от цели, взрыв боевой части вдали от цели, отсутствие взрыва по каким либо причинам или вовсе... промах...
- А кроме этого, - добавил невпопад замполит, - ещё может быть, что ракета вовсе не сойдёт со старта, не полетит, останется на пусковой установке...
- Да.., - косо взглянул на своего справедливого и правдолюбивого заместителя по политработе командир БПК "Свирепый". - Всё может быть...

Я слушал всеми своими "ушами" умный разговор старших офицеров БПК "Свирепый" и во мне трепетала только одна мысль-желание, - чтобы меня не заметили и не прогнали от окуляров корабельного перископического визира ВБП-451М, слившись с которым, я старался быть как можно меньше заметным... Мне этот разговор о вероятности поражения зенитной ракетой воздушной цели был крайне интересен.

- Когда я учился в училище, - сказал проникновенно капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, - нам внушали, что вероятность – это отношение возможности происшествия одного или нескольких конкретных событий к общему числу возможных результатов. Например, вы хотите выяснить насколько вероятно выпадение числа "три" на игральной кости с шестью сторонами. "Выпадение тройки" – это событие, а 6 – это число возможных исходов, то есть результатов.
- Если разделить число желаемых событий, например, одно желание-событие - "выпадение тройки", на общее число возможных событий, то есть 6 возможных исходов-результатов, то получим вероятность единичного события.
- На игральной кости только одно число 3, поэтому вероятность "выпадения тройки" будет равна одной шестой, то есть 1/6 или 0.166, или 16.6 процентов.

- А когда я учился в училище, - вдруг подхватил воспоминания командира корабля замполит, - то нам на экзамене сказали, что среди билетов с экзаменационными вопросами 4 "лёгких", 5 "средней тяжести", 10 "трудных" и 1 "счастливый билет" - самый лёгкий, почти "пустой", "на сообразительность". Всего билетов было 20. Нам предложили определить вероятность выбора счастливого билета...
- Ну и как вы определяли эту вероятность?
- Все билеты были перетасованы, как карты в колоде, разложены на столе случайным образом и выбрать можно было только один билет. Это было событие, а общее число событий равнялось числу билетов, то есть 20. Таким образом, вероятность "вытянуть счастливый билет" равняется 1 к 20, то есть 1/20 или 0.05, или 5 процентов.
- Значит, - "включился" в разговор командир БЧ-2, он же вахтенный офицер, А.П. Котов, - вероятность выбора "лёгкого билета" - 4/20 или 0.2, или 20 процентов; "билета средней трудности" - 5/20 или 0.25, или 25 процентов, а вероятность выбора "трудных билетов" - 10/20 или 0.5, или 50 процентов.

- Ну, и какой билет вы вытянули? - спросил замполита командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - Счастливый?
- Нет, - задумчиво ответил капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин. - Я вообще билет не "тянул". Я просто в уме высчитал вероятность всех этих событий, доложил экзаменаторам и они мне поставили "пять баллов" без экзамена.
- Выходит, вам выпал ещё более счастливый случай, - прибавил капитан-лейтенант Александр Прокофьевич Котов. - Непредвиденный, то есть невероятный...
- Это и есть - судьба, - подытожил разговор командир БПК "Свирепый". - Его величество - Случай.

Старшие офицеры замолчали, а я только сейчас смог перевести дух и распрямить затёкшие от неподвижности спину, плечи и ноги. Корабль неспешно на малом ходу (3-4 узла) двигался в неспокойном море-океане, вдалеке в тумане продолжало своё глубоководное "водолазное дело" исследовательское судно ВМС США, а над нами всё также неспешно "нарезал" круги британский натовский патрульный самолёт "Нимрод". Каждый из нас мог совершать множество разных дел, у каждого из нас были свои задумки, интересы, потребности, боевые задачи и высчитать вероятность какого-либо события из множества возможных событий было невероятно трудно, практически невозможно, но мы, все присутствующие на ходовом мостике и на БПК "Свирепый", почему-то твёрдо были уверены, что этот натовский самолёт и это, возможно, враждебное судно без всякой вероятности, но точно, гарантированно точно, то есть "стопроцентно", могут быть поражены нашими ракетами или снарядами... Почему?

Потому что, сколько бы ни было факторов, влияющих на любое количество событий и вариантов событий, сумма вероятностей любого события равна 100%, а вероятность невозможного события равна нулю. Шансов на победу у БПК "Свирепый" в отношении к натовскому тихоходному, большому и низколетящему разведывательному самолёту "Нимрод" и почти невооружённому тихоходному исследовательскому судну ВМС США в данных конкретных условиях нахождения в отдалённом морском районе Атлантики гораздо больше, чем обоих наших "противников", поэтому победа будет за нами... Если за этой нашей победой прилетит или вынырнет "ответка" в виде противокорабельной ракеты или торпеды, то это будет уже другое событие, другая вероятность, другая судьба, а пока мы были уверены, сильны, бодры и веселы...

Распогодилось и на крышу ГКП вышли моряки, чтобы сфотографировать британский огромный самолёт "Нимрод", который медленно и плавно, натужно ревя своими четырьмя турбореактивными двигателями, кружил и кружил над морским районом, в котором сошлись советский БПК (большой противолодочный корабль) проекта 1135 типа "Буревестник" и американское исследовательское судно ВМС США. В любом случае кто-то из нас должен был как-то покинуть это место, разойтись, поэтому никто из нас не удивился, когда тихо и незаметно, скрываясь за клубами тумана, низкой облачностью и темнотой, судно куда-то исчезло, самолёт - улетел, а мы, БПК "Свирепый", вздохнули облегчённо и пошли отдыхать после напряжения 24-часовой боевой тревоги.

Фотоиллюстрация. 16.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". Этот снимок я сделал с галереи (прохода) сигнального мостика левого борта. Матросы в белых рабочих робах - это подвахтенные, а матрос в чёрном бушлате и берете - вахтенный сигнальщик-наблюдатель БЧ-4. Матрос на крыше ГКП (главного командного пункта), который фотографирует пролёт за кормой БПК "Свирепый" натовского разведывательного патрульного самолёта "Нимрод" ВВС Великобритании, - кто-то из РТС (радиотехнической службы). Тонкие "штыри" на кронштейнах - это радиоантенны, так же, как "висящий" в воздухе справа изолирующий элемент тонкой проволочной антенны. Из-под нижнего края снимка виден сигнальный прожектор с кнопкой для подачи сигналов светом азбукой Морзе. На переборке надстройки "торчит" водо- взрыво- защищённый "рубильник", вероятно, "колоколов громкого боя", или "ревуна". По краю верхнего обвода "крыши" трубопровод и форсунки системы дезактивации и обмыва корабля водой или специальными растворами, смывающими радиоактивные, химические или бактериологические осадки и вещества. За фигурой матроса наверху - антенный пост РЛС системы управления кормового зенитного ракетного комплекса - АП СУ ЗРК "Оса-М".