В таких грандиозных проектах нет мелочей

Галина Александровна Романова
        Не одну сотню организаций, среди которых были конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, опытные и серийные заводы, поднял и закрутил своим мощным потоком космический «Буран» 70-80-ых. В этом потоке оказался и Балашихинский литейно-механический завод, выполняя небольшое задание. В таких грандиозных проектах нет мелочей, поэтому мы с гордостью можем рассказать о том, что реализовал ОАО «БЛМЗ», внеся свой вклад в особую для истории освоения космоса дату – дату полёта советского многоразового транспортного космического корабля «Энергия - Буран». Это было уже 40 лет назад, 15 ноября 1988 года. Событию предшествовали 15 лет напряженной работы, начиная с соответствующего правительственного решения, разработки и утверждения технико-экономического задания, заканчивая стартом и успешным возвращением корабля на Землю.

        В 1986 году нашему заводу было поручено изготовление оборудования для испытания створок грузового отсека советского многоразового челнока «Буран». Эта конструкция называлась: «Устройство уравновешивания». БЛМЗ изготовил два соответствующих устройства, доставил их на Байконур, провел их испытание в штатном режиме, создав на Земле невесомость.

        Створки – это две большие двери на корпусе корабля, их длина 18 метров и вес каждой по 1,5 тонны. Они снабжены соответствующими механизмами с полным названием «Система управления створками, разъемами, замками створок грузового отсека» (СУ СРЗ СГО). Система срабатывает в космосе, створки открываются, и из грузового отсека манипулятор выставляет на орбиту привезенные спутники или забирает на ремонт и утилизацию устаревшее оборудование для возврата на Землю. «Буран» предназначался для выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Одно из назначений корабля «Буран» - «точная юстировка параметров орбиты искусственных спутников Земли». В первую очередь «точной юстировке» должны были подвергаться спутники орбитальной группировки, обеспечивающей передачу координат GPS.
 
        Грузовой отсек (отсек полезного груза, ОПГ), в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов, расположен в средней части фюзеляжа от задней стенки кабины (от соответствующего шпангоута) до перегородки, отделяющей среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) от хвостовой части фюзеляжа (ХЧФ). В нижней зоне СЧФ между шпангоутами расположены приборы и агрегаты систем, в том числе системы электропитания (баки с жидким водородом и кислородом, приборный модуль и электрохимические генераторы тока), в верхней части - створки ОПГ (четыре секции по каждому борту со смонтированными на них радиаторами системы терморегулирования), открывающиеся на две стороны. Грузовой отсек вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлёте и до 20 тонн при посадке.

В космосе створки веса не имеют, и механизмы рассчитаны только на преодоление инерции и трения. Назначение устройства – произвести испытания: создать на Земле невесомость, взять на себя все три тонны веса и, используя штатные механизмы корабля, покрутить створки с проектной скоростью – градус в секунду. На створке были установлены солнечные батареи и блоки терморегулирования (при открывании они имели вид распускающихся лепестков растения), поэтому кинематика открывания и уравновешивания была достаточно усложненной.

В ОАО «Балашихинский литейно-механический завод» были изготовлены и отправлены на Байконур два комплекта устройства, каждое весом около 30 тонн. Створки успешно выдержали испытания в штатном режиме как на макете, так и на космическом корабле.

        Исполнителями работ были коллективы модельного, механического, ремонтно-механического, инструментального цехов завода. Для БЛМЗ заказ был своеобразным, так как наш профиль – фасонное литье из легких сплавов, выпуск тормозных и нетормозных авиационных колес и агрегатов управления тормозными системами. Если говорить о механическом цехе, то он относится к категории основных производственных цехов, остальные задействованные цехи по существу являлись в заводском цикле производства вспомогательными. Тем не менее, к тому периоду более чем 50-тилетний опыт работы в авиастроении сформировал на Балашихинском литейно-механическом заводе высокий технический, качественный и профессиональный уровень производства во всех без исключения структурных подразделениях.

        Курировать изготовление устройства уравновешивания на заводе было поручено заместителю начальника технического отдела, опытному инженеру-конструктору завода Владимиру Андрияновичу Долгову. Затем на космодроме он же контролировал монтаж устройства, участвовал во всех испытаниях, имея доверенности отдела технического контроля завода и представителя заказчика. На Байконуре в этих работах участвовали сотрудники нескольких организаций, для этого приказом по монтажно-испытательному корпусу была создана бригада монтажников и испытателей численностью до 20 человек.

        Второе направление работы ОАО «БЛМЗ», связанное с многоразовым советским космическим кораблем, для нас являлось профильным. Большие габаритные размеры «Бурана» (длина 36,4 м, размах крыла почти 24 м, высота с шасси более 16 м) затрудняли использование наземных средств транспортировки, поэтому был в короткие сроки спроектирован и построен многоцелевой транспортный самолет Ан-225 «Мрия» для доставки многоразового корабля (и других объектов) на космодром. Он в отличие от ранее модифицированного для этих же целей самолета ВМ-Т «Атлант» позволял транспортировать «Буран» уже в полностью собранном виде, а, кроме того, в перспективе планировался и для более амбициозной космической задачи - стать своеобразным летающим космодромом.

Первые чертежи Ан-225 начали создаваться в 1985 году, а в 1988 году транспортный самолет уже был построен. Это было связано с тем, что самолет создавался на базе хорошо отработанных узлов и агрегатов транспортногоАн-124 «Руслан». Для «Руслана» ОАО «БЛМЗ» уже выпускал агрегаты управления, носовые и основные колеса с новым для того времени графитовым материалом тормозных дисков – «Термар-ТД» взамен порошкового металлокерамического. С точки зрения взлетно-посадочного устройства главное отличие «Мрии» заключалось в количестве стоек: семь вместо пяти у «Руслана», ведь планируемая грузоподъемность составляла 250 тонн. Ан-225 совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев в 1989 году, неся у себя на спине «Буран», а потом доставил нашу гордость - космический корабль «Буран» на авиасалон в Ле-Бурже. Состоялось всего 14 полетов с «Бураном».

       По-прежнему в номенклатуре Балашихинского литейно-механического завода остаются комплектующие узлы для Ан-124, и хочется, чтобы возобновилась на новом технологическом уровне программа многоразового космического корабля «Буран», чтобы не осталась она ярким метеоритом на небосклоне. ОАО «БЛМЗ» имеет среди своих новых проектов и те, которые направлены на дальнейшее сотрудничество с космической отраслью. Обязательно настанет время полетов на многоразовых космических кораблях, сделанных в России!

       От имени коллектива дважды орденоносного Открытого акционерного общества «Балашихинский литейно-механический завод» и его генерального директора Никогоса Симоновича Окрояна поздравляем всех участников этого космического прорыва с юбилейной датой и желаем всем нам инновационных свершений XXI века.