Сам факт

Эд Гемадзе
     От автора: Человек рождается, становится
     старше и... ещё старше.            Старик
 
     Что важно - цель, в конце пути?
     Иль путь - где цель была началом?
 
     РАЗМЫШЛЕНИЯ
     Жизнь, по сути своей устроена так, что всё в ней происходит как будто
бы последовательно и логично, но, в то же время, как это чаще всего
бывает, – непредсказуемо. Иногда события разворачиваются таким
образом, что мы не успеваем не только предугадать их дальнейшее
развитие, но и порой перестаём понимать, что происходит в настоящем, и в
какой степени они затрагивают нас. Особенно запутываешься, когда
события непоследовательны ни по своей сути, ни во времени, а наезжая
одно на другое, утрачивают свою значимость, меняя по пути намеченную
цель, где мы уже не в состоянии толком осознать текущее, и уж тем более
разобраться, в том, что будет потом. Порой всё происходит сразу и
одновременно, теряя при этом логику и смысл.
     Происходящие события обязывают нас реагировать на них
соответствующим образом и вовремя принимать правильные решения. Но
жизнь полна событиями, текущими внахлёст, в которых мы беспомощно
потерянные в океане, спасаясь с тонущего корабля, безвыходно
выныривая на поверхность, боимся оказаться за бортом, (ха-ха). Вот такая
бессмысленная круговерть закручивает нас порой и в жизни.
     Вникая в вышесказанное, внимательно улавливая в каждом слове суть,
можно выделить одно из них, а именно - "потом". Пожалуй, в этом слове
заложен главный философский смысл всего, что связано со смыслом жизни
- с мечтами каждого из нас, шедеврами, которые мы создаём, успевая
сотворить его в задуманные сроки или по разным причинам оставляем на
потом. А, сотворив или оставив, тут же забываем и вновь в погоне к
новому идём. В нашем потом - все жизненные мелочи, с которыми мы в
окружении со всеми якобы живём, не замечаем, как стареем сами. А здесь
и кроется, пожалуй, та самая простая и понятная всей нашей жизни суть -
человек рождается, становится старше и... ещё старше. Под этим мог
расписаться каждый бы старик.
     Слово потом наполнено глубоким смыслом - это отпущенный для нас
отрезок времени, в котором всё и происходит: рожденье, становление,
любовь, проникновение во смысл бытия и мысли: "Что важно – цель в
конце пути? Иль путь, где цель была началом"?
Не хило, однако.
     В самом конце пути, наверное найдем ответ на непростой вопрос. Пока
же будем разбираться - к чему идём и как, каким путём придём к
конечной цели, а может быть и не придём. А хуже, если вовсе не дойдём,
оставив на потом, или сойдём с дороги.
     Итак...
 
     В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
     случаются события, связанные с приятными воспоминаниями, особенно
неожиданные, хранящих в себе загадку и даже некую таинственность.
События внезапно прерванные, так и не получившие своего продолжения,
к которым приятно возвращаться, словно к неоконченной сказке.
Такие события сильны именно своей незавершенностью. Они, словно
необыкновенный праздник, остаются в памяти, как факт, который
невозможно позабыть. Имей они продолжение, не оставили бы о себе
яркой вспышки того мгновения, которое всегда можно продлить в
фантазиях по своему желаемому развитию и снова воспроизвести те
приятные впечатления, которые не оставляют тебя и по сей день.
Впечатления, с которыми всегда можно уединиться где-нибудь, не впуская
в свой мир никого. Один из таких ярких моментов я пережил,
столкнувшись однажды с необыкновенной ситуацией, неожиданно
захватившей меня до такой степени, что я до сих пор не могу понять –
было ли это на самом деле или явилось предметом моего воображения.
 
     ТАК УЖ МЫ СОЗДАНЫ,
     что отрезки времени, которые фиксирует наша память, остаются в нас
благодаря впечатлениям, особенно ярким впечатлениям, возникшим от
неожиданного явления. Маленький свет, который мы на мгновение можем
увидеть в абсолютно тёмном пугающем пространстве, и есть то яркое
впечатление, которое способно взбудоражить наши чувства пробуждением
надежды на спасение.
     Этот маленький свет, как долгожданное явление, способен проявить в
сознании нашем яркое впечатление. Он – словно огромная звезда для нас,
в действительности, какая-то очень маленькая светлая точка, появившаяся
в нужный момент в совершенно тёмных безднах нашего мира.
     Таким же впечатлением может быть просто лицо незнакомой девушки,
мелькнувшее в толпе, как вспышка света, оставившая след во мне,
исчезнув навсегда. «Я под впечатлением», – говорим мы, осознав
мгновенье вечности, где нас давно уж нет.
 
     ПАУЗА (извлечение из жизни)
     Я работал у себя дома над диссертацией, чтобы закончить её
в назначенные сроки - цель, к которой я уже почти пришёл.
Казалось бы, осталось лишь закончить, но не тут-то было.
Как сказал однажды человек, прочувствовавший на себе аналогичный
путь, - "Начало конца, всегда сложнее конца начала".
     Пройдя весь этот путь, прочувствовал его и я, отметив для себя, 
насколько правильно звучала эта мысль. Было непросто подвести
черту со всеми результатами начала и уложить концовку с
долгожданной точкой в трёхдневный срок, как вдруг...
     Неожиданно раздался звонок городского телефона, который вывел
меня из отрешенности и от всего, что было связано с работой.
«Совсем некстати», – подумал я, лениво поднял трубку и услышал
приятный голос девушки, который без всяких отступлений пригласил меня
пойти сегодня на концерт.
     Я не знал кто мне звонит, и эта интрига усилила мой интерес.
     - Здравствуйте, - услышал я приятный голос, - если вы свободны,
приглашаю вас сегодня вечером пойти со мной в консерваторию на
концерт. Не удивляйтесь, знаю, вы любите камерную музыку, я тоже,
поэтому звоню вам и приглашаю, как на праздник.
     Не представляю мужчину, который в таких случаях мог бы отказаться
от приятных сюрпризов, а интуиция подсказывала мне, что этот звонок
был полон ими.
     - Спасибо, это действительно звучит, как приглашение на праздник, –
ответил я, – за вашим голосом готов идти хоть на край света. Признаюсь, я
не узнаю его, но это не имеет ни какого значения.
     - На край света не надо, приходите в консерваторию, я буду в половине
седьмого у входа.
     Я согласился, изменив все планы, и она пришла, как и договаривались,
в половине седьмого.
     Увидев её, одной загадкой стало меньше - она была мне незнакома. Это
было совершенно очевидно, ибо такую утонченную натуру забыть было бы
невозможно.
     Её глаза отражали образ женщины моей мечты. Я готов был прямо
сейчас вместо концерта идти с ней в ЗАГС.
     В этой ситуации мне нельзя было признаваться, что вижу её впервые.
Это означало бы, что я забыл её сразу же после знакомства, а это
совершенно невозможно. Не спрашивать же после всего, – «как вас
зовут?» Разве что, если бы она не знала моего имени. А она знала.
     Поражаюсь, почему все знакомые женщины всегда знали, как меня
зовут, даже через много лет после знакомства, а я частенько забывал их
имена?
     Мы вошли в зал консерватории.
     - Проходите, пожалуйста, – сказали нам, – у вас места в персональной
ложе.
     «Вот это да! Кто же такая эта таинственная незнакомка? Только без
паники, узнаю потом», - подумал я. Но это время, к сожалению, не
наступило ни тогда, ни после, ни потом. Она исчезла так же легко, как
появилась, и я до сих пор не знаю, как её зовут.
     Итак, мы слушали австрийский камерный ансамбль, который вначале
концерта, в качестве вступления, исполнил известную нам симфонию
Моцарта, – музыку, которая не произвела на меня особого впечатления. Но
все остальные исполненные произведения итальянских композиторов,
которые мы слышали впервые, захватывали до глубины души, и
соответствовали нашему настроению.
     При этом, я постоянно чувствовал живое воплощение музыки в образе
прекрасной незнакомки, которая была рядом. Всё слилось во мне
неповторимым единым ощущением настоящего праздника.
     Концерт закончился, а вместе с ним – мой праздник.
Она отказалась от предложения проводить её.
     - Вечер был замечательный, спасибо вам за всё, – сказала она,
прощаясь со мной.
     - Это вам большое спасибо. Я ухожу под большим впечатлением, мы
могли бы снова увидеться? – осторожно спросил я.
     - Оставим всё, как есть, – сказала она, – я хочу, чтобы этот вечер вам
запомнился.
     - Я его запомню, но дайте только возможность снова увидеть вас, –
просил я.
     - Думаю, мы когда-нибудь увидимся ещё, - неопределенно сказала она
на прощанье, разрешила поцеловать себя в щечку, и укатила на своей
машине, оставив меня стоять опустошенным и растерянным, где я долго
ещё не мог прийти в себя.
     Она исчезла навсегда, а я до сих пор не знаю кто она, откуда
появилась, как её зовут, не помню ни её лица, ни даже в чём она была
одета. Остался только факт – «сам факт» красивой, но короткой сказки.
Это был праздник, в котором даже музыка в тебе звучит иначе, где от
начала до конца непостижима ясность, та ясность, что возникает в нас в
предвидении его конца.
     Праздник души, который несравним с другими торжествами, в которых
всё происходящее знакомо нам от приглашения к столу до бликов после
выпитого накануне. Где ты запомнил, разве только факт того, что
«отключился», и где под занавес всему веселью даже не нужно было кого-
то провожать.
     Здесь же был праздник неожиданных и неосознанных прикосновений,
где я, возможно, что-то пропустил и до конца не оценил того, что
появляется внезапно и так же исчезает – безвозвратно. Где что-то пережил
и испытал, но просто слов не знал, как это может называться.
Разве что, это был просто факт…, сам факт того, где всё случается впервые
и однажды. Где происходит всё, как в промежутке между повседневными
делами и бесконечной суетой, когда: - «ни плакать, ни смеяться, но
понимать», - то внутреннее состояние своё, которое зовется паузой, где
никого не хочется опровергать, где никому не хочется ни досаждать, ни
отвечать на всякие вопросы и никому не нужно угождать.
     Как жаль, что это – только факт того, что больше никогда не повторится.
 
     А ЧТО ОДНАЖДЫ
     Как жить, чтобы живя, мы чувствовали, что живем?
Вопрос не праздный. Он непростой, и если прозвучит ответ, на первый
взгляд покажется слегка наивным – «мечта всегда должна присутствовать
с тобой, а вместе с ней желанье –воплощать свои мечты для своего же
счастья». Но.
     Ни один человек не может убедительно сказать, – пока я жив, я
счастлив, – и потому, что человек не весь присутствует в себе. Он
распростерт по более широкому пространству – «от себя и к самому
себе»*, где формирует сам своё же состояние от впечатлений, с которыми
живёт. Живет, пока он чувствует себя, и не живёт, когда без чувств (ха-
ха). Тогда уж точно, живя, он не живёт. Он тащится в своём пространстве
прошлого.
     Мне говорят, - смотри себе под ноги, изучай себя и всё в округе.
Осмотрелся, и что увидел я вокруг, особенно внутри себя: то, что вчера,
позавчера, то есть всё то, что было в прошлом. Которого давно уж нет,
как, впрочем, и того, что будет.
     Разве это жизнь? – простой, уж лучше бы прогулы.
     Жизнь начинается тогда, когда приходит всё в движение, и не в
стороне, а в нас самих, – в тебе, во мне и в тех, кто с нами рядом – живут с
желаньем полноценно жить в среде своих желаний.
     Любовь и впечатленья от нее – вот то, что держит в мире нас, в котором
мы, поскольку пребываем, якобы живём. Но стоит окунуться нам в среду
желаний наших, расслабиться, пойти на поводу у них, они забрасывают
нас в такие дебри, в которых трудно что-либо понять, и даже здесь, – в
прошедшем нашем настоящем, где вроде бы живя, мы не живём.
     «Скорей бы снег пошел», - подумал я и обратился к мыслям из
заброшенной тетради с записями на ходу – своим, чужим и посланным с
небес.
     Вся сложность в том, что между «мной», - как плотью среди всех других
и мной самим внутри себя, с которым я живу и называюсь «я», есть
интервал, и он огромен. Есть состояние, в котором я живу внутри и вне
себя, с которым не так-то просто воссоединиться из-за препятствий между
«мной» и «я».
     Препятствия рассеивают состояние моё к себе в огромной сфере между
нами. Пока я разбираюсь в нём и в темноте своей, в которой, своим же
состоянием, пытаюсь свет пролить, мир тут, как тут, уже приблизился ко
мне и ощетинился психологическими образами страха и надежды.
     Здесь мог любой бы осознать, что заблудился в темноте, – в своей же
темноте, где безысходно ищет он невидимую тень от самого себя.
     Пытаюсь разобраться с темным состоянием своим, которое прекрасно
уживается со страхом, перекрывая мне дорогу к свету, – от самого себя к
себе. Предназначенье жить становится абстрактным, и в этом случае оно
для нас, как наша тень, невидима и скрыта в этой темноте.
     «Невидимое, оно ведь без меня не существует, и в то же время, всё, что
касается невидимого – есть, оно живет, просто должно быть скрыто, как
корни от того, что выросло на них, иначе всё погибнет вместе с
обнаженными корнями».
     Исчезнут чувства и желания, без которых лучше и не жить. Какая
жизнь без чувств? Без них ты не жилец. Познания, предметы, образы,
желанья - всё во взаимной связи.
     Мы не познаем ничего, если предметы, которые мы познаём, не станут
образами нашего желанья. Желание любить предметный образ, чтобы
познать его, и в то же время желание познать его, чтоб узнавая, полюбить.
     И вот тогда приходим мы в движение, чувствуя, что мы уже живём. А если
не живут в нас те образы, которые мы любим, мы сами не живём, и наша
жизнь – без смысла.
     Для чего я жил, если не помню тех, кого любил?
     Жизнь - это что-то вместе с нечто, что отличается от представления
нашего о ней. А это значит, что я не верю, что она прекрасна, потому что я
её забыл.
     И что тогда, как дальше жить? Ответ один, - спасение в любви.
     Нельзя бояться жить, бояться, что может всё не так пойти, всё может
измениться, сделай ты шаг к любви, которая вдохнёт в тебя осмысленную
жизнь. Иначе говоря, живя, мы не живём, присутствуя, отсутствуем и
только лишь любя, не можем не любить. Любовь, в тебе присутствует даже
тогда, когда тебя там нет. Да мы и есть там, где нас нет, а может быть, и
нет нас там, где мы живём, где «есть» и «нет», где всё в противоречии с
самим собой. И только есть одно спасение в одном - любовь, она
организовывает жизнь, которая дана всего лишь раз, в которой надо жить,
чтоб было вспомнить: а однажды…
     А что однажды? Там тебя уж точно нет, (ха-ха!).
 
     ВОТ И ОТВЕТ НА ЗАДАННЫЙ ВОПРОС
     Если он непонятен, отвечу по-простому, но и здесь поймут меня не
все, а те, которые постарше.
     Достигнутая цель, конечно же, важна. Ведь вы стремились к ней,
достигли, а значит в чём-то и определили самого себя. Вы убедились в том,
что можете, что вам под силу и в то же время получили то, чего хотели.
Но вот вопрос - какой ценой в соотношеньях с тем, что получили?
Ответ неоднозначный.
     Есть случаи, когда поставленная цель в той ситуации, в которой
оказался человек, граничит с выживаньем или гибелью. Здесь важность
цели несоизмерима с той ценой, энергией, которая затрачена в пути для
достижения цели, чтобы не умереть, чтобы остаться жить.
     Выжить любой ценой! Здесь цель оправдывает средства. Ты выжил,
значит продолжаешь жить. А если вы при всём спасаете не только самого
себя, но тех, кто с вами рядом - в разы становится важнее эта цель,
посланная Богом. Она святая!
     Все остальные цели, тоже разные по значимости, в которых либо ты
один творишь для самого себя, или со всеми решаешь общие проблемы. Не
будем обобщать и выходить за рамки поставленной задачи.
     На заданный вопрос я попросил ответить своего отца. Он прожил жизнь
переполненную всякими событиями: колхозы с индустриализацией, войну
Отечественную и холодную войну , период изобилия с застоями и
перестройкой, и даже криминальную революцию с распадом Союза. Чего
ещё ждать нам в отпущенный короткий срок?
     - Чего? - спрашивали его.
     - Ничего, - отвечал он и ждал ещё чего-то, как и все другие. При этом
строил планы, добивался цели, воспитывая нас - своих детей.
     "Ответ на поставленный вопрос от человека, прожившего всю жизнь,
сынок, должен звучать с учётом того, что остаётся важным для него
теперь, - ответил он. - Это становится понятным с возрастом, когда в
памяти остаются лишь впечатления, с которыми ты прожил жизнь в пути,
творя, любя и просто радовался жизни".
 
     ЕСЛИ НЕ УПРОЩАТЬ,
     то в жизни гораздо всё сложнее. Потому что позади прожитых событий
остаются множество неясных, интригующих и обнадеживающих
впечатлений, правильно осмыслить которые можно было бы, разве что,
развернувшись к ним лицом.
     Иногда мне кажется, что я иду домой, но иду не по тем же улицам, по
которым идут прохожие, находясь вне дома в этот день, а по сладостным,
печальным и скользким улицам своего прошлого.
     Иду вперед, к той жизни, в которой мы живём, разбрасывая по пути
суть не до конца распознанных мгновений, а надо бы пройтись в обратном
направлении, чтобы вернуться к тем глубинам, где лежит то, что
незнакомо нам, повернуто спиной и спрятано от нас. Где то, что есть, в
действительности существует, что можно распознать только в движении
назад, собирая разбросанное на пути вперед.
     Сознавая, что многое не ясно для меня на пройденном пути, теперь для
осознания вопроса иду вперед, но в мыслях по пути назад.