Сцена 1 - Олимп. Ложе царя богов

Дмитрий Кирзим
"ТРОН БОГОВ"
Сцена 1
Олимп. Ложе царя богов. Зевс один.

ЗЕВС:
Кому сказать – ведь не поверят,
Что я, великий царь богов,
Ни разу прежде не болея –
Теперь находка докторов.
Нормально жил, нормально правил.
Казнил, бывало, невзначай,
Возиться с камушком заставил –
Но этот заслужил на чай!
А нынче, лёжа на кровати,
Страдаю я от разных бед.
Закутался в своём халате,
Но сна и отдыха мне нет.
Душа болит и ноет тело,
От государственных трудов.
Всё в этом мире надоело,
Печальна участь стариков.
Кому свой пост могу доверить?
Кому же трон мой передать?
Моих страданий не измерить –
Не трон мне нужен, а кровать.

(появляется Гермес)

ГЕРМЕС:
Отец, вот вести от родных,
Что не приснятся и в кошмаре:
Во-первых…

ЗЕВС:
…Здравствуй. Во-вторых
Не тараторь – не на базаре.
С порога ты одолеваешь
Своею скоростью без меры.
И не сердись, ты сам всё знаешь.
Какие новости от Геры?

ГЕРМЕС:
О, здравствуй, Зевс, гроза богов!
Не тараторю, будь спокоен.
Сердиться вредно для рабов,
Я участи иной достоин.
От Геры нету доброй вести.
Напротив, злится на тебя.
В душе лелеет жажду мести
За нехорошие слова,
Что после прошлой вашей встречи
Ты ей со мною отослал.

ЗЕВС:
О да, я помню эти речи,
Её я крепко обзывал…
Но было то от сильной злости,
Ты мог ей и не говорить,
Ведь после проигрыша в кости
Хотел обиду я излить.
Но есть ли вести поважнее?

ГЕРМЕС:
Сизиф свой камень закатил.

ЗЕВС:
Услышу ль что-нибудь смешнее?
Как у него хватило сил?
Он, верно, взял повозку с тучей
Лихих-поджарых лошадей,
Да и погнал крапивой жгучей
На верхотуру поскорей?
А может раздобыл трезубец
(К примеру, ты его снабдил),
И Посейдоновым трезубцем
Он гору с камнем развалил.
Нет-нет, я понял – этот камень
Он просто спрятал под горой,
А на горе Пигмалиона
Просил нарисовать другой.

ГЕРМЕС:
Ты можешь ёрничать до ночи,
Я рядом смирно постою,
Но гнал к тебе я что есть мочи
Не пошутить...

ЗЕВС:
...Благодарю.
Но как он смог? Не понимаю.
Скорей причину открывай.

ГЕРМЕС:
Она простая. Открываю –
Он смазал клеем нужный край.
И глыба точно на вершине
Теперь прямёхонько стоит.
Хотя Сизиф на этом деле
Заполучил себе артрит.

ЗЕВС (воодушевлённо):
Вот и меня артрит замучил,
Боюсь пошевелить рукой,
Гастрит, икота… Впрочем ладно,
Ты ж это слышишь не впервой.

ГЕРМЕС (в сторону):
Вот это точно. Ежедневно
Ополоумевший старик
Свои болячки излагает.
Да, не впервой. Уже привык.
(громко)
Сочувствую, о Зевс Великий.
Тебе как Цербер предан я.
Уж тыщу докторов казнили –
А результата…
(смущённо опускает глаза)
…нет пока.
Сплошь шарлатаны и злодеи
Вокруг тебя толпиться рады.
У них коварная идея –
Заполучить себе награду.
Хотят твоей скорейшей смерти.
Грызут друг друга, льстят тебе,
Надеются, что ты назначишь
Кого-нибудь взамен себе
И отойдёшь от дел...

ЗЕВС:
...Послушай,
Известно это мне и так.
Хоть гайморит меня замучил,
Но я ведь всё же не дурак.
Попробуй, что ли, посоветуй,
Как ты, Гермес,  бы поступил?
Как это всё меня достало!
И не хватает больше сил.

ГЕРМЕС:
Я думаю – тебе на время
Взять нужно отпуск, а на трон
Кого-нибудь, кто повернее,
Посадишь ты. Ну а потом,
Когда поправишься, ты сможешь
Вернуться свежим, полным сил.

ЗЕВС:
Кого на трон сажать предложишь?

ГЕРМЕС:
О Зевс, ты знаешь, что служил
Тебе я верою и правдой
Все эти годы. Столько лет
Без отпусков и без больничных,
Без перерывов на обед.
Мне кажется, что я достоин
На время твой престол занять.
Ну, если ты не возражаешь.

ЗЕВС:
Причин не вижу возражать.
Звучит достаточно разумно,
Согласен в целом я с тобой.
Ты – лучшая кандидатура,
А мне  не повредит покой.
Вот только есть одна проблема –
Меня ведь боги заклюют.
На трон же все хотят забраться,
И даже те, кого не ждут.
Начнутся сплетни, пересуды –
«Как так? А почему Гермес?
Не Посейдон, морской правитель,
Аид иль Гера, наконец?»
Ведь каждый мнит себя достойным,
Умней других, хитрей, сильней.
И каждый хочет пост занять мой,
Возможно, те, кто понаглей,
На свой вопрос «А как же я?»
Примутся требовать ответ.
Мы лучше так с тобой мы поступим –
Всеобщий соберём совет.
Демократичность и огласка,
Всё справедливо, всё путём.
Никто в вину мне не поставит
Тебя-преемника потом.
И никому не догадаться,
Что махинация тут есть.
Мы сможем “за двумя” угнаться:
И рыбку съесть, и в дамки влезть,
Согласен?

ГЕРМЕС:
Как не согласиться?
Какой ты мудрый, просто жуть.

ЗЕВС:
Ну, собирай богов на встречу.

ГЕРМЕС:
Сейчас?

ЗЕВС:
Ага. Чего тянуть?
Твои крылатые сандали
Теперь нужны как никогда.
Лети на них быстрее ветра
Туда-сюда, сюда-туда.
Сизифа ты поздравь с заданьем –
Обратно камень приволочь,
Под гору. А Пигмалиону
Нарисовать такой точь-в-точь,
И, бегая вокруг трудяги,
Его плакатом погонять.
Не смели чтобы впредь салаги
Рабочий график нарушать.
Ведь я хотел спустя полгода
Грехи бедняге отпустить,
Но он схитрил. Поймёт, что вредно
Таким нетерпеливым быть.

Затем ты отправляйся к морю
И Посейдона навести,
И в разговоре между прочим
Ты у него порасспроси
Про настроения в пучине
Народных масс, и заодно
Его ты в гости пригласи-ка,
Скажи – не виделись давно.
И не забудь ты про Аида,
Но чтоб не как в последний раз,
Когда чуть в Лету не свалился,
Ведь если бы мой брат не спас –
О всём на свете позабыл бы,
В пучине мрачной утонул,
Коль разучился б плавать, бегать,
Летать…

ГЕРМЕС:
Ну, это ты загнул.
Ручей вонючий. В этой речке
Лишь только люди исчезают.
А также всякие предметы
И мысли, что людей терзают.
Но мы же боги...

ЗЕВС:
Что ж, проверим?
Рискнёшь ты в Лете искупаться
И не пойти ко дну притом?

ГЕРМЕС:
Ты знаешь, что-то неохота.
Быть может, как-нибудь потом.

ЗЕВС:
Вот-вот. Ну ладно, отвлеклись мы.
Ты Гере передай привет
И попроси у ней прощенья,
Да донеси, смотри, ответ.
Потом слетай ты к Аполлону,
Скажи, чтоб лиру захватил,
Ну, ту, что ты ему давненько
В знак примиренья подарил.
И с этой лирой златострунной
Пускай приходит точно в срок,
Чтобы в преддверии совета
И после спел нам пару строк.
К пьянчуге также Дионису
Ты по дороге заскочи,
Захватит пусть бухла. И рису
Ты обязательно возьми,
Чтоб, подготовившись к приёму,
Воспринимали алкоголь
С тобой вдвоём мы по-другому,
А не как эти… Милый мой,
Сынок, ты знаешь, все те годы
Нас только рис и выручал,
Варёный рис… И я ни разу
На выпивках не подкачал.
И перепить я мог любого…

ГЕРМЕС (в сторону):
Ну вот. Опять из старика
Воспоминанья так и лезут.
Быстрее перебить, пока…
(громко, быстро)
Отец. Я знаю. Я всё помню.
Ко всем я мигом заскочу
И о намеченном банкете
Их точно в срок оповещу.

ЗЕВС:
Чтоб было всё… Ну, как обычно,
И не тревожился никто.
Чтоб были все опять в подпитьи.

ГЕРМЕС:
И провернули мы всё то,
О чём с тобой договорились
Вот только что.

ЗЕВС:
На этом я
Тебя, родимый, отпускаю.
Лети же, ласточка моя.

ГЕРМЕС:
Отец, постой, но как мы сможем
Аферу гладко провернуть,
Так, чтоб в моей кандидатуре
Не усомнился кто-нибудь.

ЗЕВС:
Об этом сам, сынок, подумай,
Спланируй всё от «а» до «я».
Вот тут и сможет проявиться
Ум и смекалочка твоя.
А не сообразишь – сочту я,
Что сыну рановато править,
Решу тогда, что неспособен
Олимп на время ты возглавить.

ГЕРМЕС:
Ты будь уверен, что решу
Моё домашнее заданье.
И завтра утром изложу
Тебе я план свой. До свиданья.

(Гермес уходит. Зевс один)

ЗЕВС:
Да, дожил я! Уж сын родимый
Готов усесться на мой трон.
Надежда есть на то, что будет
Олимпом мудро править он.
Ах да, забыл ему напомнить,
Чтоб крайне осторожен был,
Коль вдруг Ареса он увидит.
Ведь тот Гермеса невзлюбил,
Сынок мой кровожадный только
Людские битвы обожает,
И ненависть к родному брату
В его душе так и пылает.


Сцена 2 - http://www.proza.ru/2018/12/15/162