Догадайтесь, что такое резервная энергия

Василиса Фед
ДОГАДАЙТЕСЬ, ЧТО ТАКОЕ РЕЗЕРВНАЯ ЭНЕРГИЯ?

    Вынести в заголовок расшифровку этих слов я не посмела, так как противно. Уверена, что никто не догадается, что это такое. Да, физики могли бы ответить.  Что такое «резерв», думаю, объяснять не надо.
   А энергия – это одно из основных свойств материи – мера её движения, а также способность производить работу. Её виды: солнечная, тепловая, электрическая, механическая, ядерная; вода имеет энергию.

    А по определению журналиста, мэтра телевидения, одного из больших начальников телеканала «Россия 1» Дмитрия Киселева, резервная энергия – это мат, то есть матерные слова, неприличная брань.
    Все страны, включая Россию, сбив пятки и локти, ищут те самые резервы энергии. И не догадываются, что огромный запас энергии лежит на поверхности. Надо материться, и энергия сразу же прибудет!
   Теперь за будущее нам совершенно не надо волноваться. Если иссякнут запасы нефти и газа, обмелеют моря-океаны-реки, или, не дай Бог, вновь наступит ледниковый период, то россияне возьмутся за руки и начнут материться. И всё! Жизнь снова будет бурлить.

   Кто смотрит телевидение, тот знает, что по воскресеньям программу «Вести недели» на ТК «Россия 1» ведёт Дмитрий Киселев. Мне нравится, как журналист (надеюсь, он не обидится, если я назову его журналистом-ветераном) рассказывает разные новости, случившиеся в России и в мире за неделю. Хороший русский язык, без слов-паразитов.
   9 декабря в своей передаче Дмитрий Киселев преподнёс нам, россиянам, подарок к Новому году (Год Свиньи): разрешил материться. Про себя? Нет, прилюдно!

   В «Вестях недели» появилась новая рубрика – «Культурная страница» (или – страничка). Не знаю, была ли она до этого, так как не всегда удаётся посмотреть эту передачу. Предполагаю, что 9 декабря 2018 года был её дебют. И посвящена она была… мату.
   Прелюдией к разговору послужил спор продюсера Пригожина и певца Шнура (надеюсь, что правильно написала; о певце этом я слышала, но песен его не знаю). Продюсер Пригожин считает, что надо штрафовать тех, кто в общественном пространстве матерится; что штраф должен быть не 50 тысяч рублей, а 10 миллионов. А Шнур поёт песни с матерными словами.

   Послушав продюсера Пригожина, я подумала, что Дмитрий Киселев поддержит его, и в своей «Культурной странице» в пух и прах разобьёт матерщинников. А он вдруг: «Я хочу защитить мат». И дальше защищал сначала очень неуверенно, но потом взбодрился и спел оду неприличной брани.
   А именно:
   мат – как специя;
   мат – резервная энергия;
   мат – национальный ресурс…
   И в таком же духе журналист говорил 15-20 минут.
   Это ещё не всё!
   Он сказал со страстью публициста: «И во что превратится русский язык, если из него исчезнет мат!» Оказывается, это огромное горе – если вдруг русский язык избавится от мата. Подобная трагедия уже, по словам Дмитрия Киселева, случилась с немецким, английским и некоторыми другими языками: «Не уберегли мат немцы, англичане…».

   Горе не от того, что русский язык «обеднеет», если лишится матерных слов, а от того, что на огромной телевизионной, то есть общественной, площадке о мате, как о «национальном ресурсе» говорят. Дожили! Докатились!
   И защищает мат не юнец, а муж – зрелый, убелённый сединами, мужчина. На своей кухне – пожалуйста, но без членов семьи и закрыв окна. А здесь журналист использовал всероссийский телевизионный эфир.
   Он, конечно, знал, что перед экранами телевизоров могут сидеть и стар, и млад.  Что думали, интересно было бы узнать, подростки, юноши и девушки, о дяде, поющем панегирики мату? В учебных заведениях и дома им говорят, что ругаться нельзя, ибо это не прилично. Получается, что родители и преподаватели не правы, так как мат – это «резервная энергия», «национальный ресурс», «специя».

  Интересное продолжение этой темы. В Санкт-Петербурге 15 декабря нынешнего года Президент РФ В. В. Путин провёл заседание Совета по культуре и искусству. Кроме всего прочего, его участники поговорили и о нецензурной лексике.
    Игорь Матвиенко, композитор и продюсер, высказал своё мнение: нужны единые правила использования нецензурной лексики в газетах, журналах, книгах и в Интернете. В этом есть какая-то недоговорённость. Я прочитала в Интернете информацию в нескольких газетах, но так и не поняла, что хотел сказать композитор: он за мат или против -  в СМИ и Интернете.

   Можно предположить, что он осуждает использование нецензурной лексики, раз В. В. Путин назвал предложение И. Матвиенко «революционным». Но чаще звучало слово «осторожно», чем «запретить».
   В Интернете просто разгул матерной брани. Впечатление такое, что много людей долгие годы накапливали запас мата, но не могли его с таким размахом использовать до тех пор, пока не появился Интернет.
    Рай для них! Почему бы и не материться, если можно взять себе псевдоним, под которым и мама родная не узнает сыночка или дочку, да и наказания никакого.

    На том Совете выступил министр культуры Владимир Мединский. Тема его доклада «Культура – национальный проект». Темно, как полярная ночь на севере!
   Спросили и у него: не пора ли разобраться с матерщиной, которая встречается в современных спектаклях в театрах, а также о телевизионных программах, дурно влияющих на нравственность населения страны.  Министр сказал, что цензура запрещена Конституцией РФ, и что «телевидение нам не подчиняется».
   Вспомним, что в пьесах отечественных драматургов-классиков нецензурных слов нет; они были культурными людьми.
    Чувствуется, что единого мнения на матерщину в общественном пространстве у культурных деятелей нет. Греха большого в этом, видно, не усматривают. А зря!

   На том заседании Совета зато с воодушевлением говорили об интересном проекте: открыть на острове Русском, в городах Севастополе и Калининграде культурно-образовательные… кластеры.
   Дело, безусловно, хорошее.
   Но что такое «кластер»? В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова такого слова нет. В словаре иностранных слов я его также не нашла.

   А в энциклопедическом словаре написано, что «кластер», cluster – английское слово: гроздь, скопление. И зачем надо использовать чужое слово, чтобы рассказать, что в упомянутых местах будут открыты центры (комплексы), включающие в себя выставочные залы (филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи и т.д.), кино- и театральные залы и разное другое: для образования и развлечений?
   Сейчас параллельно с обсуждением в обществе темы о нецензурной лексике, разговор ведётся и о «замусоривании» русского языка разными иностранными словами. Пока замусоривание продолжается.
  Интересно было бы узнать, а в английском языке появляются слова русского языка? Кто знает, поделитесь.

   На нашем телевидении встречаются передачи, телесериалы, в которых немало пошлости. Увидев и услышав подобное, я думаю, прежде всего, о руководстве телеканалов, которое даёт разрешение на передачи, приправленные пошлостью.
   Всё, что показывается по телевидению, имеет авторов. Они придумывают темы, пишут сценарии. Но превращается это в произведение лишь с разрешения руководства телеканалов. С них спрос, на них лежит ответственность за выпускаемую продукцию.
    Именно здесь проблема: никакого спроса. Что хотят – то и городят. У нас есть Министерство культуры (кстати, здание занимает красивое, оригинальной архитектуры прошлого века). Или это министерство – миф? Министр культуры - точно не миф.

    Я убедилась, насколько серьёзная эта проблема, послушав 11 декабря этого года на телеканале «СПАС» передачу «До самой сути». Заинтересовал меня рекламный ролик о теме предстоящей передачи. Не буду называть фамилии участников, скажу лишь, что в телестудии собрались общественный деятель, актриса, священник, музыкант, певица…
   Обсуждали клип, в котором резвились Николай Басков и Филипп Киркоров. Показали кадры: певцы в париках, куда-то летят. Клип этот, оказывается, посмотрели 16 миллионов человек в Интернете.
    Клип я не видела. Мне хотелось послушать мнение людей, которые его видели, и за что  они осуждали известных в стране певцов. Не только осуждали, но и петицию написали в какое-то государственное учреждение с требованием лишить их звания «Народный артист России».

   Прежде всего, говорили о цензуре, которой нет, но которая должна быть. На всю продукцию культуры, включая всё, что показывают по телевидению. Обеспокоенность  участников передачи «До самой сути»  - людей с большим жизненным опытом, имеющим детей, была вызвана тем, что подобные клипы привлекают, прежде всего, молодёжь. А пошлость – как инфекция. Катастрофа в том, что пошлость сейчас в нашем обществе востребована.
   Было высказано предложение: «Нужна прививка от пошлости». И тут же был задан вопрос, который и меня давно волнует: «А где прививка от пошлости у генеральных директоров тех телеканалов (и сайтов в Интернете), которые разрешают эту продукцию показывать?»

   В названной передаче говорили о том, что на нашем родном телевидении нет передач для подростков  и молодёжи, для них не снимают фильмы, то есть нет того, что можно было бы противопоставить тому, чем пичкают их в Интернете.
   И о том, что юристы (от имени государства) должны вмешиваться, если появляется продукция, наносящая моральный урон населению. Добиваться запрета на показ такой продукции.
   Не для кого не секрет, что телевидением правят ДЕНЬГИ; основа основ здесь – так называемый рейтинг, а ещё – формат. Когда падает рейтинг у какого-то телеканала или у артистов, они начинают из кожи лезть, чтобы повысить свою популярность. И здесь все средства хороши!
   Поэтому в юмористической передаче, нисколько не задумываясь о приличии, говорят, что женщина так напарилась (в ванне была трава), что ей почудилось: к ней прилетал Лев Толстой в колготках. А в передаче «Вести недели» поют дифирамбы мату.
   
   В очень популярном художественном фильме «Москва слезам не верит» есть персонаж – телеоператор. Он всем говорит: скоро будет только одно телевидение; исчезнут театр, кино…
   В октябре этого года в газете «Вечерняя Москва» я прочитала статью «Когда погаснет голубой экран». Её автор Александр Лосото утверждает, что эра телевидения подходит к концу; всё меньше россиян смотрят телевизор: «Не только новости, но и рейтинговые развлекалочки, фильмы, футбольные трансляции, реклама, престиж - всё переселяется в сеть на ПМЖ». По его мнению, «телевизор обречён».

   Хоронить телевидение, безусловно, рано. Скорее, оно будет ещё долго жить. Только не хотелось бы слушать оды матерным словам, краснеть от пошлости. Очень важно, чтобы те, кто управляет телеканалами и кого выпускают в эфир, не думали, что по «ту сторону экрана» сидят глупые люди и что они готовы «кушать» любое блюдо, состряпанное на телевизионной кухне.
   А если телевизионные деятели будут ориентироваться лишь на тех, кому нравится пошлость, цинизм, то тогда голубой экран может погаснуть.
   Окружающий мир такой разнообразный, в нём так много красоты, очарования, таинственности, загадок. Специалисты говорят, что земляне знают об окружающем их мире едва ли один процент.
   А пока россиян пытаются убедить, что мат – это национальный ресурс.