Чудовищница- 38. Жертва

Оксана Самоенко
 «Итак, 29 июня, видимо еще до того, как князь отправился спать, его слуга, ключник Анбал, потихоньку вынес из спальни хозяина его меч. Меч этот, по преданию, принадлежал еще ростовскому князю Борису Владимировичу, убитому во время борьбы за киевский престол после смерти Владимира I Святославича в 1015 г. Реликвия хранилась в семействе Мономаховичей и передавалась от одного ростовского князя другому, символизируя власть.
Ночью убийцы перебили дворцовую стражу, но в княжескую опочивальню пойти сразу не решились, а отправились в винный погреб, где и напились для храбрости. Затем двое из них поднялись наверх и постучали в запертую дверь спальни. Проснувшийся князь спросил, кто его тревожит в неурочный час. Один из убийц назвался княжеским любимцем Прокопием. Голос своего князь, однако, хорошо знал и, заподозрив неладное, бросился искать меч. Его, как мы уже знаем, на месте не оказалось. В это время убийцы выломали дверь и ворвались в княжеские покои.
В завязавшейся борьбе Андрею, который, несмотря на свой почтенный возраст, обладал недюжинной силой, удалось повалить одного из нападавших на пол. Потасовка происходила в темноте, и князь, конечно, лучше убийц ориентировался в собственных покоях, к тому же нападавшие были пьяны. В это время в спальню вбежали остальные, вооруженные мечами, саблями и копьями. Андрей получил несколько ударов. Один из них нанес стоявший лицом к князю. Это был сравнительно легкий удар, рубящим оружием спереди и чуть сбоку задевший левую ключицу. Следующие удары оказались значительно тяжелее. Среди нападавших был, очевидно, опытный боец. Он-то и нанес сзади страшный удар мечом. Профессионал-рубака (как определили его эксперты-криминалисты) одним махом отсек Андрею левое плечо, срезав часть лопатки и плечевой кости. Удар вызвал сильнейшее кровотечение. Скорее всего, князь потерял сознание и упал.
В неразберихе, вызванной темнотой, многочисленностью нападавших и винными парами, убийцы приняли товарища, сбитого с ног князем, за свою жертву,  и набросились на него. Через некоторое время, убедившись, что тот мертв, они покинули комнату, унося труп с собой. Спустившись во двор, они поняли, что ошиблись. В этот момент послышался голос князя, звавшего на помощь. Срочно вернулись назад. Однако, к их удивлению, в покоях никого не было. При зыбком свете свечей убийцы разглядели кровавый след, тянувшийся за порог спальни. Видимо, очнувшийся князь, превозмогая боль и слабость, смог выползти из нее и, спустившись по лестнице, заполз под сени, пытаясь укрыться от преследователей. Однако стоны, которые несчастный не мог сдержать, выдали его. Наступила развязка.
На лежавшего ничком князя обрушился град ударов. Первый из них, который удалось зафиксировать медикам, был нанесен мечом по затылку. Еще один был направлен в лицо, скорее всего, он и стал непосредственной причиной смерти: копье пронзило лобную кость над правым глазом. Князь завалился на правый бок. Его продолжали рубить мечами, колоть копьями, не замечая, что он уже не дышит…».

Описание гибели князя взято у источниковеда Игоря Данилевского. В его статье даётся оригинальный текст, перевод, содержатся упоминания о том, что первоначальный вариант рассказа был немного иным, подвергся правке в  тот период, когда решили поменять акценты.
  А статья- то большая. Никто не скрывал своих заслуг перед Богом. Андрея   вытащили в огород, раздели. Вдруг сообразили, что скоро грабить будет нечего в городе. Рванули за добычей.
 Понятное дело, что богатейший княжеский дом  вывезли  телегами, подводами или тем, что тогда было. В начале мероприятия, ещё трезвые заговорщики,  обратились к горожанам с патриотическим воззванием.  Мол: «Сидите тихо, никого не трогайте. Мы пошли  сатрапа  убивать».
 «Фигушки, мы - плотоядные», ответили горожане, прихватили  специальное оборудование,  устроили факельные шествия по случаю  готовящегося освобождения от кровавой тирании. Конечными пунктами  праздничных   колонн оказались дома евреев.  Кто- то сомневался? Самих жителей Боголюбова, поднявшихся при князе. Всех, кто,  не имея нужного происхождения,  не боясь Бога, умудрился сколотить и не поделиться. Лозунг -  один на всех. «Надо делиться!»
При Андрее остался ключник Анбал. Тот, что открыл погреба с алкоголем. Анбал был уроженцем Кавказа. Того, что «тоже Россия». Нет. Не угадали. Яс. Осетин.  Что Анбал делал рядом с княжеским трупом, не известно. Наверное, получал моральное удовлетворение при виде поверженного   Хозяина. Похоже на поведение сыновей Ноя, потешавшихся над спящим обнажённым  пьяненьким отцом. Возможно, тоже отсылка к священным текстам.
Бежит  киянин Козмище. Киевлянин Кузьма. Добрый самаритянин написал целую повесть о том, как упрашивал Анбала разрешить ему прикрыть тело Боголюбского.
 « Вспомни, каким на помойке тебя князь нашёл, от очистков очистил,
 Штаны носить научил, и  ширинку завязывать. 
Теперь же стоишь, гнусно глумишься.  Штаны твои стоят, как город.
Амбалище, выродок Ада проклятого,
 Сделай доброе дело - позволь мне  прикрыть солнцеликого  князя».
Великий Гомер  ещё и онемел бы, услышав мой вариант божественной эллинской речи.
 Поломался Анбал, покуражился, разрешил. Начал Козмище просить  позволения  отнести тело в церкву.  Поломался- покуражился - разешил.
 А церкви не принимают Андрея. Как ни уговаривал Козьма, даже  рядышком положить не дали.
«Каменный княжеский дворец, построенный немецкими мастерами, соединялся переходом с дворцовым храмом Рождества Богородицы, точное подобие храма Покрова-на-Нерли. Пол собора был выложен толстыми плитами меди, сверкавшими, по словам летописца, подобно солнцу. На хорах пол был сложен из майоликовых плиток, в зеркальной поверхности которых играли блики солнца и свечей. Обилие фресок, драгоценной утвари и тканей в сочетании с прекрасным интерьером изумляли каждого, кто видел это. Недаром Андрей не упускал случая показать сказочный собор послам и гостям».
 Много в тексте Данилевского пояснений, что означали в церковной символике предметы, их цвет и материал. Андрей строил «Третий Рим». Теперь Боголюбский   уже не был нужен  священникам.  Гляну  в «Божественной комедии», какой круг Дантова Ада заждался  служителей церкви.
Прибарахлились тогда все.  Бояре, которых Андрей,  вопреки своей репутации, просто выслал с глаз долой.
 Горожане. Поясню. Город - населённый пункт, имевший вече. Пригород - населённый пункт, не имевший вече. Боголюбово  не было даже пригородом. Его грабили и города, обиженные небрежением к их статусу, и пригороды, имевшие зуб на выскочек.
О евреях уже говорила. Этими товарищами «пруд прудили». Не в смысле топили, а в смысле много их было.   Говорят, Византия оплачивала труды Олега, противостоявшего Хазарскому каганату.  Тамошние евреи что- то не поделили с местными.  Сдаётся мне,  целью Святослава, уничтожившего еврейское государство, было принуждение его «денежных  мешков»  жить поблизости к княжеским -  боярским кошелькам и, естественно,  тюрьмам. Как в Европах. Удобно, быстро, без процентов за расстояние.
Приблизительно такими  могли быть рекламные банковские  слоганы.  А то, как не родные. Пока доберёшься… 
Думаю, иудеи   здесь хорошо «погрели руки».  Боголюбский вёл успешную  религиозную  работу среди иноверцев.  Появилось много выкрестов- крещёных евреев.
Знамо дело грабили князья. Знаменитая икона была  раздета. Награбленное добро такой ценности и уровня могло храниться только в     спецхранах.
Церковь никто открыто за руку не поймал, но эта кумушка завсегда свою десятину имеет.
Приходили грабить из соседних деревень. У всех праздник, а крестьянин чем   хуже? Пожалуй, для него существует  единственный способ вернуть небольшую часть отобранного всякими  вооружёнными  бродягами.   
Праздник Непослушания длился неделю. Втихаря кто- то отпел Андрея.
 
Младший сын Андрея Юрьевича Глеб Владимирский, вымолил себе смерть незадолго до гибели   отца.  Убийство князя пришлось на девятый день после  кончины  княжича. Сначала решила, что небеса не приняли добровольную жертву двадцатилетнего святого.  Потом поняла. Глеб, предчувствуя беду, хотел быть похоронен по-человечески. Вздумалось  мальчишке  быть  оплаканным родным отцом, а не валяться в грязи, как прибитая собака.
Наконец, появились родственники и наступил черед непосредственных исполнителей. Казнили.  Сейчас не могут понять, почему люди, обласканные Андреем, оказались его убийцами. Даже выдвинута следующая теория. Раньше дружина, имевшая равные права с князем, могла отъехать сама, прогнать князя.  Холоп, всем обязанный хозяину, мог освободиться только,  убив бывшего благодетеля. 
Кучковичи были любимцами Андрея. «Блистательные   мерзавцы».  Будущее Дворянских Собраний и прочих светских тусовок.  Что- то вроде,   опричников. Есть повесть. Относится она к временам московских князей, вышедших из  яслей    Всеволода Большое гнездо.
Некие Кучковичи любились с Улитой Юрьевной. Улита - Джульетта  была замужем за московским князем Дмитрием. Не ищите точных аналогов. Перед вами сказка с намёком.  Когда об измене стало известно, Кучковичи убили князя. Долгая история. Нарушителя идиллии преследовали. Тот метался, как загнанный зверь. Наконец, орогаченному   мужу удалось скрыться в лесу, где он   прятался в одной домовине  с  мёртвым отшельником. Домовина- гроб.
 Прятался удачно, Кучковичи свирепели.  Обеспокоенная своими оттенками серого,  Джульетта надоумила любовников спустить княжеского пса. Дуралей нашёл  хозяина,  возможно, разделил его участь. Был люто порублен.
Имена другие, времена другие, ситуация другая.  Но дыма без огня не бывает. Такая   срамота  в, насквозь религиозных летописях. Улита  Кучковна была казнена, как и Джульетта Юрьевна. Перед смертью   она успела попозировать в тогдашних светских хрониках  с отрубленной рукой мужа. Именно левой, хотя утверждали, что правой.

Всё тогда знали. Не могли не знать, какое наказание ждёт  ликвидаторов.  Позже затейницы  во  власти  фаворитов- мужеубийц  осыпали самыми разными почестями, а тогда  почесть   была одна. По этой причине  считаю поведение Кучковичей обычной кровной местью.  Тут не до выгод. Невольники, так сказать, чести.  А, может,  чего  наобещали  заказчики. Справедливости ради скажу, что повод для участия в заговоре был и у второй жены Боголюбского, привезённой  из Волжской Булгарии. Разорил булгар Андрей тогда от души.
Даже проклятие Магистра Ордена Тамплиеров пытаются усмортеть в происшедшем. Якобы, все участники встречи в верхах 1147 года, умерли не своей смертью.  Не только в истории Западной Европы есть  лихие  сюжеты.

По убийству пока всё. Займусь   внешностью Боголюбского. Сам Михаил Герасимов, создавший знаменитую реконструкцию княжеского облика,  видел в ней и монголоидные черты, и европеоидные. Точнее, англо- саксонскую форму черепа. Кто- то видит только монголоида. Кто- то ничего не видит, так как половцев не считает монголоидами. Обычная внешность владимирского мужика.
 Кто- то в князе даже брата Менгу-Темира углядел. Сразу вспомнился эпизод «Мимино», в котором японцы всех русских  обвиняют в абсолютной одинаковости.  Не различить. Это - о Кикабидзе и Мкртчане, стоявших  у задней стены лифта.
Что я могу сказать? Как- то странно слышать от коренных жителей Азиопы подобное небрежение к внешности соседей.  Даже китайцы от японцев различимы. По цвету, к примеру. Таких подробностей в реконструкции нет, но  нет и похожести.  Не надо отмахиваться, не любя. 
 Пригляделись. Где- то видели. Пошли листать каталоги. Много чего пересмотрели. Даже гуннов выцепили оценивающим взглядом. Всё не то.
Человек каменного века. Тяжёлая челюсть, перемалывающая грубую пищу. Надбровные дуги, намекающие на грех бабки с неандертальцем. Ноздри существа, привыкшего идти по запаху добычи. Чудится лёгкий оскал,  слегка приоткрывающий  кончики белоснежных клыков.  Красавец. Дубину в руки и вперёд.
 Одновременно человек, не выполнивший ни одного завета тирана- убийцы.  Отправил кого- то в отставку? Убей. Отомстит. У кого- то остались дети? Убей. Отомстят. Есть родственники? Убей, пока они не убили тебя. Кто- то мешает монополии твоего бога? Убей, чтоб не досаждал своим правом на инакомыслие. Так, наученные историей духовной митрополии, поступали все. Много истин упало в бездну знания за  последнее время.  Эта пока держится. 
 Ключевский  винил   «тирана и убийцу»  в том, что «князь разменялся на пустяки и ошибки…». Пустяки и ошибки ? Оставил в живых кучу  заинтересованного народа?
Убивал  Андрей тоже много. Посчитали проценты. Каждые десять лет треть времени  шла  на военные действия. Но вернёмся к внешности.

Коллега Герасимова утверждал, что такие захоронения были в обычае того времени. Как так? Половцы. Только один из пяти историков сейчас считает их европеоидами. Совсем не родновер. Оригинал. Так скажем.
Народ размножался в благоприятных условиях. Его услуги были востребованы. Славянские князья массово истребляли друг друга и охотно роднились со степняками. Появились целые веточки Рюриковичей, имевших только русские формы окончаний отчеств. Всякие там Кончаковичи, Аеповны. Как выглядели князья?
Украинские. Рядышком там.  Владимирская Русь. Боголюбский - исключение? Переберите тамошний нобилитет. Ещё и местные, далеко не европеоиды, прибавились.  Москва, Тверь, Вятка. Кто там жил?  Можно было бы сказать, что над славянским коренным населением стояла монголоидная знать.
Ещё вопрос. Пока вояки  выясняли отношения, рядовые половцы чем занимались? Попалась где- нибудь под Новгородом белая,  пышная, но   статная. Оставят для музея? Озаботятся чувствами славянских расистов?
Естественно, Андрей Юрьевич «ничем не отличался от простого владимирского мужика».

 На самом деле, отличии должны были быть.  Разница в статусе,  еде, занятиях сказывалась. Но. Большой вопрос, кто там был высок ростом, статен и блондинист? Рост Боголюбского насчитывал 170 сантиметров. Очень прилично для того времени. Позже, рост мамы Ивана Грозного Елены Глинской,  составлял около  155 сантиметров. Настоящая каланча. Эти люди хорошо питались и жили в приличных условиях. Относительно хорошо питались. Жили в,  относительно приличных,  условиях. Чаще ели мясо. Чаще сидели у печки.
 Киевская Русь. Владимирская Русь. Неизвестно куда, канувшие половцы. Народы, истреблённые монголами. Светлокожие, светлоокие богатыри, одним махом семерых  побивахом. Статные бабы и девки с косами, толщиной в руку. Горделиво и осанисто  несущие коромысла с вёдрами, полными колодезной воды.   Для этого кушать надо. Банально есть мясо.
 Или вёдра были мельче, а богатыри как- то иначе богатырствовали. Былина есть. Добрыня Никитич выехал в поле размяться. Вроде, рассказывала ужо. Память девичья. Повторюсь.
Выехал Добрыня Никитич в поле на тренировку. Разнёс  в  щепу палицей   матёрой дуб. Ещё Хельга Вещий петухов там Перуну ощипывал. Потом сам в ощип попал.
 Порушил Добрыня наши дохристианские ценности. Смотрит, сидит на коне к нему спиной Василиса Микулишна. Дочка Микулы Селяниновича.  Осторожно подкрался сзади Добрыня. Хабах  девку   ружием   по голове.  Василиса даже не шелОхнулась. Удивился богатырь, озадачился. Снова бац  девку дубинкой. Посильнее только. Ноль внимания - фунт презрения со стороны красавицы. Рассердился Добрынюшка, отходил девицу палицей по самое «не хочу».  Повернулась Василиса и говорит: «Я думала, комарики в поле пищат.   А это - русские богатыри развлекаются».
 Хвать, Добрыню, в мешок, да домой  приволокла. «И чё мне   с ним делать», чешет в затылке Микула.
«Жени на мне», отвечает Василиса, кому я  теперь нужна, поломанная, в маниакально- депрессивном психозе вся?»
Женился, на башку убогий.  Куда денешься, коли все рядом с дубьём стоят?
Класс! Рассказывала, но каждый раз красивше получается. А былина такая есть. От меня  в ней  только название увечий,  нанесённых  добрым молодцем красной девице.
 
  После Смерти Боголюбского  случилась  традиционная  Смута.  Национальная особенность  русской охоты такая.  Земли княжества, долгое время безнаказанно топтавшего соседей, подверглись ответному вытаптыванию.  С плясками и «гиканьем». Бояре на одно место управленца приглашали по три- четыре человека. Начали  дробиться  даже новые владения. Москва к примеру.
 Рязань подверглась такой массированной атаке, что было принято решение о строительстве города на новом месте. ДО монголов.
 В этой обстановке методами, позаимствованными у хозяев во время долгого гостевания, победил Всеволод Большое Гнездо. Стравливание, выкалывание глаз,  так далее и тому подобное.