Апокрифы как бы святой земли. аполлоний тианский

Владимир Калуцкий
К 2000-летию подвижничества

Первый век нашей эры оказался очень богатым на философов и оборванцев. По Передней Азии бродили много чудаков, заявлявших себя мессиями.Тогда в Римской империи было ощущение нарыва и все чувствовали себя накануне революции. А поскольку Ветхий Завет устами пророков обещал приход Спасителя , то под это обещание и подстраивались самозванцы.Им хотелось быть вождями со всеми причитающимися чину привилегиями.
Там даже существовала целая школа гностиков, которые утверждали, что всё знают , как оно раньше было и ведают о том, что будет впредь.
Поэтому к приходу Христа почва была вспахана.
И Бог бросил зерно истины.
Но внезапно оказалось, что ростков появилось два.Одинаковых.
Христос удивился :кто еще, равный Ему, учительствует на цивилизационном поле?
Апостолы объяснили.
Дескать,ходит тут, по Палестине некто, именем Аполлоний. Что характерно- проповедует слово в слово то самое, что и ты, Иисус. Прямо всю Нагорную проповедь, по пунктам. Причём - раньше, чем Ты. Такое впечатление у народа создается, что Ты повторяешь Аполлония. И у людей возникают сомнения - кто же из вас настоящий Мессия?
-А нельзя ли, - спросил Иисус, - посмотреть его паспорт? Ну, там - прописка, отчество?
-Льзя, - ответствуют пророки. - Мы уже проверили. Родителей у него не было. Аполлоний словно из ничего соткался. Где его родина - тоже неизвестно. И прописки нету. Ходит по Передней Азии, куда вздумается. Ни один патруль Апололния остановить не может, ибо он знает все языки и сполна владеет наукой убеждения.
-Так уж и все языки? - переспросил Христос.
-Все, авва. И язык зверей и птиц тоже. И ещё он превосходный врач.И магистр всех наук. Он герметические книги щелкает, как орешки. Да мы больше скажем. Вот о тебе, Иисус, ни один хронист не упоминает. Ты стараешься. проповедуешь, по воде босиком ходишь - а газеты и журналы о твоих чудесах помалкивают. Словно Тебя и нету. А об Аполлонии шумят витии по всему нашему Древнему миру. Если так дальше пойдет, то о тебе все забудут, а в истории останется один Аполлоний. Ты почитай, для примера, что пишет ведущий журналист нашего времени Филий. Он , шельма, утверждает, что Аполлоний и есть обещанный пророками Мессия. А ведь скрижаль Филия останется в веках. Если так дальше пойдет, то к 21-му веку, скажем, в мире все забудут и Еврипида, и пифагорейцев,и орфиков, и Тебя, Учитель, а останется только имя Аполлония. Надо как-то укротить ретивого проповедника.
-Но ведь Я - Сын Божий. Разве этого недостаточно для идентификации личности?
-Ах, Господи, - укоризненно покачали головами пророки. - Вот сколько будет жить человечество - столько Тебе и придется доказывать, что ты Есть. А Аполлонию ничего и доказывать не надо. У него документ - хроники 1-го века.
И тут в двери постучали.
И вошел человек, как две капли похожий на Христа. И в такой же рясе, что по-евангельски значит - лохмотья. И скромно назвался Аполлонием Тианским.
-Выйдите все, - велел Христос пророкам. И пророки вышли. А те двое остались разговоры разговаривать. А когда пророкам разрешили войти - они растерялись. Ибо не могли понять, кто из двоих в комнате Сын Божий. И они спросили об этом обоих.
И Один из них сказал :
- На этот вопрос нет утверждающего или отрицающего ответа. Считайте , что Мы - это одна сущность, явленная в Боге и Человеке. Если хотите, мы, двое, это Один, находящийся сразу в двух местах.
Ничего не поняли пророки, но, на всякий случай, поклонились Одному, покинувшему комнату, как Богу. А Оставшегося стали почитать Богом.
А тот, вышедший, пошел дальше, стуча посохом, по Иудее. Он еще долго продолжал врачевать и пророчествовать, и в городах и селениях его встречали, как Мессию. И очевидно, что Аполлония в его неустанных трудах поддерживала некая мощная сила.
В 33-м году, стоя среди иудеев у Голгофы, он видел казнь Христа. А когда продолжил проповедовать, то в окрестных землях искали в нём воскресшего Спасителя.
Но сколько бы ни оставил Аполлоний следов в хрониках своего времени - нет ни одного упоминания о его смерти. Откуда пришел, кем был, куда ушел? - за 2 тысячи лет так никто и не узнал.
А проповеди остались. Их со слов самого Аполлония записал его ученик Дамид. А мудрый грек Флавий Филострат перевел для нас на греческий. Проповеди . мощные, человеколюбивые. Жизнеутверждающие.
Бессмертные.