Чистый лист. Дорога

Светлана Весенняя
 Конкурс А. Терентьева-www.proza.ru/2018/12/01/1187

    Мне  вспоминаются  самые разные дороги…Сколько их было в моей жизни…


    После окончания десятого класса три школьные закадычные подруги на летних каникулах отправились в г. Ленинград, чтобы побывать в знаменитых театрах, в Эрмитаже и Русском музее. А путь был неблизкий:на дизеле около четырёх часов. В нынешнем двадцать первом веке - два часа на автобусе, на легковой машине с водителем - профессионалом и за полтора часа можно добраться.  Но  не об этой дороге речь в моём рассказе, и не о том, как подруги спали на одной кровати, благо приняли их на постой родственники одной из них. И не о том мой рассказ, как бродили притихшие подруги по великолепным залам Эрмитажа, записывая в блокнотики названия картин, возле которых задерживались, и имена художников. В моей памяти живёт обратная дорога домой и чувство вины…

 
   В десятом классе я дружила с юношей, это была та дружба, из которой рождается любовь. Две мои подруги ещё не встречались с ровесниками, а я как-то очень скучала в Ленинграде по своему другу. И вот десять дней пролетели, на этом же дизеле, полные впечатлений, мы возвращаемся домой, поезд еле тащится,  но скоро, скоро дом,и чем ближе дом, тем сильнее моё желание увидеть Юру. Он жил в Приморске, а мы жили в военном городке,и в школу нас каждый день возил автобус, выделенный воинской частью, а возвращались домой  ученики и ученицы на городских автобусах. И когда поезд остановился в Приморске, я вышла и пошла в гости к Юре. Пришла, мне открывает дверь Вера Ивановна, всплёскивает руками и говорит: «Света, а Юра уехал в Ленинград к тебе». От Приморска до военного городка было пятнадцать километров,  и я пошла пешком, видимо, автобус в это время уже не ходил или денег у меня не было на билет. Не помню.В памяти лишь  чувство расстройства до слёз,  досады на себя, было страшновато идти вечером, но домой-то надо возвращаться. На следующий день подруги мне сказали, что меня встречала мама, и какого же было её удивление, когда Ира с Таней вышли из вагона, а её дочери  не оказалось. А на  вопрос: «А где Света?» Она услышала ответ: «А она по Юре соскучилась, поэтому вышла в Приморске». Чувство вины перед мамой до сих пор живёт.  И чувство благодарности к маме:я не помню, чтобы она меня ругала за такой стихийно-необдуманный порыв.

 
   Вспоминается мне и другая дорога. Школа окончена, три подруги очень хотели учиться в институтах,в аттестатах о среднем образовании «4» и «5», но в 1966 году был двойной выпуск, закончился эксперимент с политехническим дополнительным образованием. Школу в один год окончили одиннадцатиклассники и десятиклассники. Конкурсами во все вузы Ленинграда нас пугали учителя, видимо, считая это дополнительным стимулом для учёбы.  Выбран вуз не в Ленинграде, а в Петрозаводске, потому что Ира уговорила меня вместе с ней поступать на филфак КГПИ.  А потом она неожиданно передумала и поехала поступать в Пензу. А я  решила свои планы не менять. Из Ленинграда надо было ехать на поезде  ночь до столицы Карелии. Почему мне запомнилась и эта дорога? Надо было сдавать четыре экзамена, перед каждым экзаменом давались дни на подготовку.  И я не могла поехать, не взяв  книги, по которым готовилась дома. Их набрался целый чемодан. Тяжёлый и неподъёмный. Даже мысли не возникло, что можно было взять книги из библиотеки в Петрозаводске. Но чемодан с книгами я поднять не могла, но и оставить книги дома тоже не могла. И тогда вместе со мной поехал папа, чтобы помочь мне с чемоданом книг добраться до института. Проводил, устроил в общежитие и уехал домой. Мне было восемнадцать лет,папе сорок один год. Чувство благодарности к папе появилось много лет спустя. После сдачи экзаменов мне пришлось книги высылать посылками на домашний адрес.


  Три неразлучные подруги разъехались в разные города: я в Петрозаводск, Ира в Пензу, Таня махнула в Омск. У Иры были родственники в Пензе, у Тани в Омске, у меня никого не было в Петрозаводске. И полетели письма через расстояния, а встреча с подругами состоялась на моей свадьбе в 1970 году.


   Много было разных дорог и очень неожиданных встреч даже в пятимиллионном
 Ленинграде- Санкт-Петербурге.
 И сейчас дорога для меня – способ жить активно,  подпитка  жизненной энергией, источник новых впечатлений.


   Больше всего мне нравится в летнюю пору перевоплощаться в странницу, которая не обременена земными заботами и проблемами, а легка на подъём и идёт не спеша, размышляя о прожитом, пытаясь заглянуть  в будущее. Перевоплощению способствует мой внешний облик: косынка, повязанная до самых бровей, простая  одежда. Когда я выхожу на лесную тропу, мне кажется, что по ней я могу идти бесконечно долго, так бы шла и шла, вглядываясь в плывущие облака, вслушиваясь в звуки жизни. Во время таких  прогулок хорошо думается, легко дышится. Как тут не вспомнить мужиков-странников из знаменитой поэмы Н.В. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», и вспоминаю, когда, как они, оказываюсь на развилке дорог и думаю, по которой же мне пойти, какая из них самая счастливая, куда она меня приведёт…

( На фотографии- автор,2015г., вдали Александро-Свирский монастырь, Лодейнопольский район Ленинградской обл.).