Врубель и Дворжецкий

Светлана Шакула
     Творчество Дворжецкого аналогично творчеству Врубеля

   // о Михаиле Врубеле – искусствовед С. Дружинин //

   Врубелю был дан великий дар подлинного художника. Ему суждено было сказать о жизни и людях то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил.
   Врубель в своём искусстве уходил от воспроизведения «мелочного, неправого и некрасивого» быта; он обращался к вечным темам, к вечным образам мировой литературы и народного творчества. Но уходя от изображения конкретных современных житейских сцен, Врубель не уходил и не мог уйти от жизни. Напротив, он напряжённо жил жизнью своего времени и отразил её в своём творчестве. С огромной силой и глубиной раскрыл Врубель внутренний мир своих современников, показал трагедию «мыслящего и чувствительного» человека своей эпохи.

   Воссоздавая вечные образы, Врубель вложил в них живое содержание своего времени. Каждое его произведение проникнуто болью его души, написано кровью его сердца. Но выражая свои переживания, Врубель, как истинный художник, выражал мысли и чувства, муки страдания, мечты и поиски многих лучших своих современников.
   Закономерен и самый выбор Врубелем классических образов.
   В молодости его увлекал Гамлет, задыхающийся в спёртом воздухе датского королевства, любящий жизнь «как сорок тысяч братьев» и вместе с тем задающий себе вопрос «быть или не быть», спрашивающий, что благороднее – сносить удары судьбы или «восстать на море бед», восстающий и гибнущий.

   Врубелю был близок образ Фауста, человека, не способного удовлетвориться теми примиренческими идеями, теми куцыми чувствами, убогим знанием, которыми утешаются тупые, самодовольные мещане духа, человека, о котором Чернышевский писал: «Ему нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен был войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием».
   Пафос отрицания, «с небом гордая вражда», как мы знаем, была заключена и в центральном образе Врубеля – Демоне.
   Врубель говорил, что искусство должно «будить душу от мелочей будничного величавыми образами». Он стремился к образам возвышенным, гармоническим. Именно поэтому он так ценил традиции античного, византийского и древнерусского искусства, именно поэтому он так высоко чтил Рафаэля и Александра Иванова.
   Но созданные Врубелем образы далеки от классической ясности и покоя, ибо несут в себе драму, противоречия, терзания его эпохи. Классический образ неразрывно связан с утверждением идеала, утверждением бытия, тогда как в творчестве Врубеля неизменно звучит пафос протеста, отрицания, диссонанс между действительностью и мечтой.
   Содержание творчества Врубеля было несовместимо с канонической классической формой, с привычной классической гармонией.
   Чтобы выразить новое, сложное содержание, передать предельно напряжённые переживания, Врубель упорно, неустанно искал и находил новую форму, новые средства выражения, невиданные и немыслимые до него живописные гармонии. Врубель щедро обогатил живописный язык, показав неисчерпаемость его возможностей.

   Но мы благодарны художнику не только за высокую эстетическую радость, которую даёт его живопись. Мы ценим Врубеля за глубину постижения действительности, за то, что он раскрыл трагические противоречия жизни, выступил страстным борцом за человека, за свободное развитие его творческих сил.

   ____________

   О других совпадениях в жизни Врубеля и Дворжецкого сказано в публикации "Фантастический Дворжецкий"   http://www.proza.ru/2018/07/21/319