Последний день

Валентина Яковлева
   Наша жизнь так коротка, мы этого зачастую не понимаем. В детстве об этом не думает никто, в юности тоже. Да вообще живет человек, не болеет, мечтает, суетится. Все куда-то бежит, все что-то надо. Но если не дай Бог заболеет все перестает иметь значение.

   Я прожила со своим мужем 28 лет. Детей у нас не было, мы не переживали. Жили и жили дружно меж собой. Работали оба на предприятии. В выходной день на моторной лодке отправлялись в деревню. У меня там домик с большим огородом, остался в наследство от родителей.

   Муж мечтал переехать жить в деревню, когда пойдем на пенсию. Часть дома принадлежала брату. С братом у нас были прекрасные отношения. Помогали друг другу, все было общее. Внуки и дети брата были нашими детьми и внуками. Так мы и жили.

   Саша, так звали мужа, никогда не жаловался на здоровье, но я чувствовала, что он быстро утомляется и не напрягала его ни в чем. Что бы он ни пожелал, все выполняла. Вот 13 сентября 2014г. мне муж говорит: " Поедем в деревню последний раз на лодке. За грибами сходим, отвезем в деревню доски из сарая, там пригодятся." Зимой в деревню ездили на автобусе.

   Мы отправились в деревню. Все в лодку загрузили на лодочном канале и поехали. Мотор "Вихрь 25" работал ровно. Погода была тихая, но туманность с утра мне не давала покоя. Я переживала: "Не сгустился бы туман, не увидим куда плыть в островах можно заблудиться." Муж был спокоен или вида не показывал.

   Плыли, разговаривали. Он мне сказал, что ночью у него очень резал желудок и он не спал. Я утром хотела спать и просила его отложить поездку. Он ни в какую не согласился. Приплыли мы к острову "Колодный", который находится недалеко от нашей деревни. Он мне говорит: "Иди, поищи грибов, а я пока надену резиновые сапоги, из дома ехал в кроссовках, и тоже приду."

   Я послушалась его, выскочила из лодки на берег и пошла вглубь за грибами. Я отошла на небольшое расстояние и почувствовала такое неуютное, плохое, непонятное состояние- занервничала. Мгновенно приняла решение вернуться и не нужны мне никакие грибы -нет настроения. Оно сменилось за несколько минут на подавленное.

   Я почувствовала беду. Возвращаюсь к лодке, а мой муж сидит на корточках и держится руками за живот. Я говорю: "Саша, что тебе плохо, желудок схватил?" Он отвечает: "Да, такие сильные боли."
- Ну, давай тихонько садись в лодку, я погребу на веслах, мотор не заводи, потом пройдет боль и заведешь.

   Я дала ему болеутоляющее, накапала валокордина. Он все принял, не отказался в первый раз от лекарства. Села за весла в нос лодки "Прогресс". Лодка груженая, и плыть тяжело, но я продвигалась медленно, старалась из-за всех сил и на озере не было никого: ни рыбаков, ни туристов.

   Мужа уговариваю, потерпи, тут нет связи, приедем в деревню, вызовем скорую и все будет хорошо. Незадолго до этого случая у меня был разговор с мужем не очень приятный. Он меня упрекал, что я всем помогаю, но зря, что мне никто не поможет в трудную минуту- люди теперь такие.

   Муж мой работал стеклодувом, работа была тяжелая и ручной ювелирный труд сделали его нервным. Работал один, никто не соглашался за маленькую зарплату работать на таком опасном месте. Ну работал и не мог уйти на другую работу. И он, когда выпьет вина начинал проклинать Бога за то, что у него такая несправедливая жизнь.

   Я очень переживала и говорила: "Никогда не говори так о Боге. Ты ничего не понимаешь и не знаешь, зачем так говорить. Боженька все слышит и знает. Ты говоришь, что тебе не нужна такая жизнь. Так вот! Это пьяные речи, но когда ты захочешь очень жить, а Господь исполнит твою просьбу умереть и ты поймешь все, но будет поздно."

   Вот наступил тот момент о котором я говорила. Я это поняла, когда муж, обратился перед смертью к Богу. Он стал говорить: "Боженька, дай мне еще чуть-чуть пожить." Я все поняла, что это конец!" Я спросила мужа: " Саша, ты умираешь?! Не умирай!" Он как бы отмахнулся от меня рукой и сполз с сидения на дно лодки.

   Я поняла, что муж умер.  Чтобы душа уходила спокойно, я не стала плакать и притихла. Потом какое-то невидимое облако окутало меня и запах непонятных очень вкусных духов, как мне показалось окутал тоже. Грести стало легко и я успокоилась. Тут ко мне подплыла лодка с двумя туристами - мужчина с женщиной.

  - Как рыба, клюет здесь?
  - Нет, я не ловлю рыбу, мы ехали в деревню и у меня умер только что муж.
   Вызовите скорую помощь если можно.
Мужчина быстро заглянул в лодку и сказал, что скорая ему не поможет, он весь синий, это сердце. Вы не волнуйтесь сейчас мы Вам поможем. Они пытались мою лодку подтянуть до берега.

   До Заплавья  3 км надо было плыть. У них ялик и 4-х сильный моторчик. Я отказалась. Мужчина меня расспросил всю информацию, которую надо было для скорой и милиции, и уплыли дальше, где была связь. Потом вернулись, взяли мою лодку на прицеп и тихонько доплыли до Заплавья. Я поняла, что Боженька не оставил меня в трудную минуту. Я поблагодарила хороших людей за помощь и они пожелали мне сил и терпения и уехали.

   Потом на берегу подошла ко мне моя соседка,она там в этот момент топила баню. Спросила: "Валя, а Саша где?"
- Умер, в лодке лежит.
Она изменилась в лице.
- Сиди здесь около бани и никуда не уходи, я сейчас принесу валерианы. И убежала.
Пришла, налила мне успокоительных капель и сама выпила. Тут подплыл на лодке мой брат, он был на рыбалке. Я в самую трудную минуту была не одна.

   Я все отчетливо помню. Мы втроем дождались скорую помощь и милицию. Врач мне сказала: " Сегодня сильная магнитная буря, мы так устали, одиннадцатый такой вызов и возраст у всех за 50 лет. Я спросила: "Можно было бы спасти?"
- Нет,  вряд ли, но вскрытие покажет. Ему теперь все-равно, а Вы берегите себя, Вам еще жить. У Вас нет пакета какого-нибудь под грибы? Мы в лесу по дороге столько грибов увидели и собрали, даже нет пакета во что положить.

   Вскрытие показало, что спасти Сашу не удалось бы даже в больнице. У них в роду все мужчины умирали именно так. Его отец и дядя не дожив до 50 лет скоропостижно скончались, муж пережил их на два года.

   В этот день, когда умер Саша, был Новый Год по христианскому календарю. Я только потом узнала в церкви. Этот день был последним днем жизни моего мужа. Я благодарю Бога за все. Что он дал мне силы и терпение. Я еще раз убедилась, что я ничтожная и грешная женщина, любима Господом.