О сборнике стихов сотрудников уфсин удмуртии

Наталья Сурнина 2
    Чувство глубокой благодарности за тяжкий,  нелегкий, не всегда верно оцениваемый гражданами  страны труд  охватит каждого, кто прочтет эту книгу.  О службе сказано  в стихотворении Ю. Никитина:
Есть много служб у государства.
УФСИН - особняком одна.
Здесь нет ни барства, ни гусарства -
Она, как горькое лекарство,
Для излечения  нужна.
Люди высокого долга и чести берутся за перо…Емко, продуманно выразил понимание долга А.Бояркин:
Задача ваша падшим помогать,
Помочь им не пропасть, помочь подняться.
У  вас отнюдь не ангелы сидят,
И к вам они любовью не пылают,
Но их колючий и пытливый взгляд
Средь вас людей достойных отмечает.
С годами ваше хмурится лицо,
Но   иногда, как луч,  разгонит скуку
Пришедшее в ваш адрес письмецо:
«Мы помним Вас, спасибо за науку».

Прекрасно, что тема  поэтического вдохновения,  «тайн ремесла»   вызывает интерес авторов сборника, как это делает  Сергеева  Татьяна в стихотворении «Я Близнец».
Владимир Кузнецов  отразил в стихотворении   «Поэт»  своё понимание роли стихотворца в современном мире. Обращение к собратьям по перу  Байназаровой Юлии («Наедине с природой») неслучайно, именно   хороших друзей,   не чуждых творчеству, хотелось бы найти,  прежде всего хотелось бы им пожелать  успеха, поддержать, дать силу творить. Трудно найти  автора, который бы не обращался к изображению поэтического вдохновения,  вопросам  возникновения стихов,  причинам их написания,  но все же строчки   из стихотворения Г.Могилевского:
И мысленно прошу у всех прощенья,
 Кого обидел я строкой стихотворенья, -
измельчают эту тему («обидел …строкой»), снижают до бытовизма (« сиди,… дед»), между тем  автор выдвигает важные положения   о  вечно молодой душе, которая для поэта – святое чудо. Быть может, автор стихотворения написал скорее о  трагедии старения, которую каждый должен лично  пережить и осмыслить. Давно замечено, что старят нас окружающие. И мы не хотим  разделять это мнение, мы ощущаем в душе потребность в ярких  чувствах, в любви. Остается неясным из контекста стихотворения, что значит «близкий час сужденья»:  имел ли в виду поэт  грань жизни и смерти, о которой мы все неизбежно размышляем, или подразумевал час написания стихов, когда  это состояние  приходит и является   оценкой (суждением) жизни,   подведением итогов.
       Сборник включает разноплановые по тематике стихи.
      Стихи гражданского звучания (Е. Барышева  «Ветераны»,  Т.Егорова   «К 70 – летию  ВеликойПобеды»,
 чудесное,  наполненное высоким гражданским звучанием стихотворение Г.Могилевского «Плач о Каме») не оставят читателя равнодушным. Герою стихов  Ивана Шуткина чужд   замкнутый личный мирок, он пишет стихотворение  «Что же случилось, Россия, с тобой?»,   «Марш внутренних войск», стихи к юбилею  Можгинского района и станции Люга, к 130 –летию УИС России,   обращается в стихотворении  к подвигу  Ильфата Закирова, к теме  братства  народов России.   Байназарова Юлия   пишет не только о  чувстве благодарности по отношению к воинам Великой Отечественной войны, но и  в стихотворении «Привал на фронте» силой поэтического воображения  пытается представить те далекие дни,  словно самой  пройти тяжелый путь солдата, поющего после боя, солдата, которому нужно  жить после войны  инвалидом, калекой. 
               
      Проникновенные строки любви и уважения к ветеранам написаны  почти всеми  участниками сборника.  Пишут о любви  к Родине,  об  истории и современности и сами ветераны, имеющие заслуженное право  давать молодежи наказы (Г.Жихарев «Уверенность», А. Коровкин «Как я пришел работать в СИЗО»).  Клюева Любовь пишет о  самом дорогом для всех россиян – об огромных жертвах и  незабываемом  подвиге народа в Великую Отечественную войну.   А. Коровкин, ветеран Великой Отечественной войны,  человек с большим жизненным опытом, написал о себе в стихотворении «Хроника моей жизни». Отлились в замечательные теплые строки о природе родной Удмуртии жизненные впечатления  ветерана УФСИН В. Кукаркиной.  Я думаю, что это ценный вклад в семейный архив, это важная (из первых рук) информация как для самых близких, так и для сослуживцев.  Стихи о нелегком беззаветном труде    дадут молодому поколению представление о жизни и службе отцов и дедов. Текст  «Марша внутренних войск» ждет композитора.
     Участники поэтического сборника  хотят в стихотворной форме   осмыслить  свою профессиональную деятельность.
     Татьяна Егорова в стихотворении «Служба»  отражает и личный опыт  новичка в системе УИС (выбор службы был  крутым поворотом, испытанием), и  высокое понимание воинского и служебного долга:
Пока здоровьем я владею,
Отчизне я своей служу!
            Стихи Евгения Балашова  посвящены  высоким 
нравственным качествам людей, умеющих дружить,   честно исполнять свой долг, любить свою семью.  Глубоко трогательно стихотворение «Чеченская земля»,  в нем есть личный опыт пережитого,  продуманного и передуманного.  Стихи этого автора  обращают на себя внимание прежде всего искренностью.
     Я думаю,  высокие понятия о чести,  преданность своему делу  призывают поэта обращаться с наказами к молодым,  тревожиться за  сохранение традиций и   преданное служение, как пишет об этом Иван Шуткин;
Вам карты в руки,  молодёжь.
Мы видим ваше настроенье,
Мы слышим звонкий трубный глас.
Вам,  молодое поколенье,
Дам отцовский свой наказ.
Вам пред сворою спесивой
Не нужно головы склонять,
Вам бой вести с нечистой силой
И вам Россию возрождать.
Пусть в бой идут отряды честных,
А не подкупленных людей,
И пусть Россия станет тесной
Для жуликов, воров, рвачей.

Стихотворение  И. Шуткина  «Становление ИК – 6» в рифмованной форме воссоздает картину создания учреждения, которую никто, кроме  непосредственных участников, не мог бы описать. Лирическую струю вносит в  поэтическую историю колонии пейзажи  («Синеют люгинские дали»,  «Лес… чудной красою чарует», «Соловьем лето пело»).

Где осока, камыш над зеленою тиной,
Колыхаясь под ветром, упруго стоят,
Там береза и липа, ива рядом с осиной
Зачарованно в воду речную глядят.
     Нелегкую техническую задачу поставил перед собой  И. Шуткин: необходимо включить в стихотворный рифмованный текст массу  фамилий, имен, воинских званий. Коллегам  очень приятно, что  он никого не забыл назвать,  в сжатой форме обрисовал  задачи и заслуги, завершил  стихотворную историю  исправительного учреждения пожеланием здоровья ветеранам и заветом  молодым  свято служить Родине. Автор стихов обладает  интересными и точными сведениями о родном крае. 
      Совершенно особую группу составляют стихотворения – обращения к осужденным    (В.Чернов «Обращение пенсионера УИС к осужденному»).  Эти стихи  могли быть написаны только  сотрудниками этой федеральной службы, их появление свидетельствует о  неформальном, горячем отношении к своему делу, желании достичь высокого качества в своей работе. Сделать это без желания самих отбывающих наказание невозможно:
Переосмысли жизнь свою, глупец!
Пусть бражничал, кутил ты или грабил.

     Стихи, обращенные к осужденным, с которыми   ведут воспитательную работу сотрудники   исправительных учреждений, вызванные глубоким знанием темы,  горячим
желанием помочь тем, кто  желал бы изменить свою жизнь,  -  они  обязательно найдут отклик в сердцах своих подопечных. Шиляева Лариса  в стихотворении «Не грех оступиться…»  поднимает важную  обоюдно и  для осознания, понимания  сотрудников УФСИН, и для осужденных тему  искупления,  преодоления  жизненных ошибок, работы над собой. С женской  чуткостью, с материнским пониманием обращается она к своим подопечным в отряде, ставя этот вопрос в рамки  лучших достижений  нравственности – веры, горячо призывает прежде всего к признанию своей вины, осознанию  необходимости  изменить свою жизнь. Я думаю, что столь  гневно и смело написанное  назидание не оставит равнодушными тех, к  кому обращено. Об этом  и строки Л.Решетовой:
Зима ... И холодно мне вовсе
Не от того, что за окном мороз и лед,
А от суровой, жгучей злости,
Что в душах человеческих живет.
Кто добротою полон, тому не страшно это,
В гармонии с собою он людям дарит свет,
А вот внутри кого кипит мирская злоба,
Исчезнет незаметно, снег быстро запорошит
Оставленный им след.
Я буду верить, что счастье непременно
Окутает людей своим теплом,
Спадет с души прижившаяся леность,
Наполнится она покоем и добром. 
   
      Быть может,  лирический настрой стихов,  высокий эмоциональный заряд   позволят   большего достичь в трудной воспитательной работе. Сотрудники  УИС  обращаются к  незыблемым моральным ценностям  христианства, делают опору в своих   рекомендациях на  неоспоримую мудрость евангелия. Особняком стоит стихотворение Даниила Бектышева, в котором с потрясающей искренностью  говорится о внутреннем мире людей, служащих в УИС. И стихотворение «Думай прежде…», быть может, использовалось автором в своей работе.  Выраженные в стихотворной форме,  моральные требования и добрые советы, должно быть,  воспринимались иначе, чем   нотации. Большую чуткость сердца,  гуманизм  взглядов  отражает стихотворение Татьяны Котляровой  «Страшный мир», в  котором правдивая жизненная картина  потрясает читателя.
       Пейзажная лирика  обычно пишется теми, кто  внимательно наблюдает за  природой,  любит  мир во всех его проявлениях. Проникновенные лирические  и пейзажные  строки  взволнуют душу читателя  («Родниковый край»  И. Шуткина, «Нет тебя прекраснее, Россия!»,  В. Кукаркиной «Мой дом – Земля»).  Хотелось бы порекомендовать  авторам  избегать  шаблонов,  повторений (золотая осень, снег  пушистый,  шампанским пенятся бокалы), недаром     использование  известных образов  великий поэт Осип Мандельштам называл  «вколачиваньем готовых гвоздей». 
   В  стихотворении «Гроза» Л. Клюевой  эпитет большой (обилие дождей) излишен,  обилие и значит много. Не совсем уместно повторение  «природа ждет» (воды,  солнца). Накапливая свои  собственные  приметы времен года, свои наблюдения в  окружающем мире при смене  погоды и сезонов,  авторы смогут написать неповторимые стихотворения, ведь именно лиризм – живое подлинное чувство, связанное с переживаниями  каждой личности, и является  одним  из самых  главных достоинств поэзии. Искренней любовью к родным   местам пронизаны стихотворения  И. Шуткина «Можгинский край» и «К 95 – летию станции Люга». Год  можгинской литературы был торжественно открыт в  зале приемов Дома дружбы народов, в этих стенах,  в этой торжественной обстановке  были бы особенно уместны чеканные строки пожелания поэта родному краю:
Исполнись силой богатырской
И все преграды сокруши!
       Стихотворения  Юлии Байназаровой «Моя деревня»,  «Наедине с природой», «Моё творение – вдохновение», «Осень», «Первый снег»   сочетают  любовь к природе с любовью к родине, в них и   приметы родного края (Каркалай,), и знакомые всем красоты (зори, просторы, ветер).
     Лирические стихи  есть в копилке каждого, кто берется за перо (Н.Затеева «Окаянная любовь»,  Л.Шиляевой «Мама»,  Т.Сергеевой «В ожидании тепла»,  «Отчий дом», Л.Решетовой «Проходит всё»,  Т.Котляровой «Сумей понять женщину», «Полёт жизни»).   Стихи Г.Могилевского наполнены философскими размышлениями  образованного, знакомого с идеями мировой культуры  человека. Замечательное стихотворение «Возраст» могло бы стать песней под аккомпанемент  гитары, как и стихотворение «Старый дом», с ними автор может принять участие в бардовских фестивалях в Удмуртии (например, Гришинский фестиваль в Вавоже) или за её пределами (например, фестиваль в Галаново «Наполним музыкой сердца…» или «Парнасские забавы» в Пермском крае).  Лирический герой его стихов  глубоко переживает любовное чувство, страдает от несовершенства человеческих отношений, их непрочности, недолговечности.
Живи и ко всему себя готовь.
Шагнешь вперед, и встретится другая,
Которой ты прошепчешь: «Дорогая…»
       Стихотворение Е. Барышевой «Сон» создано  по истинно  творческому побуждению: оно о чувствах, настроениях, испытанных переживаниях, мечтах. Нежным материнским чувством пронизано стихотворение Л. Клюевой  «Сын», в нем глубокая радость  женщины – матери и бабушки,  уверенность в будущем,  ощущение  защищенности и  семейной любви. Любуясь внуком, узнавая в нем  черты лица сына,  героиня стихотворения словно снова становится молодой,  держащей на руках своего  сыночка.
     Интересно раскрыта тема  разбитой, отвергнутой любви в стихотворении  Л. Шиляевой «Я всё стерплю», лирическая героиня и  глубоко страдает, и   имеет силы  смотреть вперед.
     Стихи Лилии Решетовой  открывают перед читателем  прекрасный внутренний мир лирической героини,  которая любит природу,  красоту человеческих отношений  и верит в гармонию мира. Они нежны,  полны верой в лучшее, глубоким пониманием причин человеческих проблем, заключающихся в недостатке тепла, внимания,  родственной любви.
     Даниил Бектышев   представил в сборник  совершенно необычное стихотворение.  В нем, помимо лирического героя стихотворения,  который  не  может  порой решить своих проблем, есть еще два персонажа. «Ты» с заглавной буквы обычно обозначает Творца. Лирический герой воспринимает свою работу, прежде всего,  как бумажную, а значит, далекую от людей и  нужного дела,  он страдает от дистанцированности в коллективе,  не ценящем его работу  психолога,  ему тяжело видеть ежедневно страдающих людей, лица которых искажены болью, а самое, наверное, трудное – оружие, которым нужно хорошо владеть, и хотя  дважды в полугодие он стреляет по мишеням, но  дается оно, чтобы его применить. Герой не обладает внутренней гармонией, он хотел бы её обрести, но для этого слишком много препятствий. Потрясающая строка:
А я лишь железный ключ в Системе Темниц, -
оставляет впечатление  полного отсутствия  человечности в среде, в которой герой  существует, и хотя он борется с этим (цветные мечты), но  неслучайно это письмо себе, - по – видимому, больше ни в ком понимания не найти.
    Интересно стихотворение  Котляровой Татьяны  «Я мужчина», героем которого является человек, осознающий свою ответственность перед  близкими, именно это качество  является главным. 
     Стихотворение Сергеевой  Татьяны «Я Близнец» скорее черновик,  его еще нужно писать…
     Стихи  А.Бояркина отличает чувство юмора,  ценное в жизни качество самоиронии:
Так пусть ГАИ нам и в Минюсте
Даст снисхожденье за рулем!
     Не много в сборнике стихов, отражающих круг чтения  автора. Л. Шиляева  опубликовала несколько стихотворений – откликов на  шедевр Льва Толстого «Анна Каренина». Внимание  привлек  яркий эпизод с гибелью лошади на скачках, эпизод, вызвавший  обнаружение Анной  публично  своих чувств к Вронскому и объяснение с мужем, признание в измене. Автору удалось создать яркую картину скачек, азарта,  увлечения  борьбой.   Стихотворение «Погоня» можно отнести к ролевой лирике.  Свидетельствует о широком кругозоре  стихотворение «Батька Махно», которое можно назвать мини – поэмой. Автор пишет поэму о любви, одновременно создавая  не трафаретный, а живой и полнокровный образ одного из ярких  участников  Гражданской  войны.
    Рифмованные   поздравления к праздникам обычно пишутся  коллегам,  родственникам. В них трудно избежать банальностей (Барышева:  бокалы  с шампанским,   бал, исполнение  желаний,  Дед Мороз,  смех детей.).   Конечно, есть стихи «скороспелки», авторам которых надо бы поработать и над рифмой, и над ритмикой, и над смыслом, чтобы лира поэзии зазвучала в полный голос.
Можно высказать отдельные пожелания авторам.
Александр Бояркин
Рифма помочь – мощь  спорная.
Есть выражение «зубовный срежет», оно устойчивое, если даже трудно было подобрать рифму к  Минюсте ( и правда- задача не из легких!), то все равно  слово хруст нельзя включить в устойчивое выражение  (сравните, например, вместо скоропостижно скончался – скоропостижно женился).
Слово «враз» передает значение быстро, кратко, но оно просторечное, по стилю не подходит, да и по значение неточное.Солнца луч осветит, так же и благодарное письмо, но все же скуку нужно убрать, в стихотворении вовсе  не о ней.
Выражение «кадры» в значении подразделение,  служба  используется в профессиональном языке, стихи требуют литературной речи. Строчка «Должен сразу ты понять»  проходная, случайная, неточная,  её лучше заменить, переделать. Могут надуть – резковато,  выражение разговорное, по смыслу – словно речь о мошенниках, в том время как о невыполненных обещаниях.
По смыслу «капиталец» небольшой,  потешный вовсе другого значения, не подходит. Ищите  синоним  для рифмы – вы же   стихотворец!
Трудно расставлять в  ваших стихах знаки препинания,  синтаксис нарушен.
Советую прочитать Толковый словарь русского языка в четырех томах,(который составила АН СССР), подряд, как читают художественные произведения…

Вера Кукаркина
В  первой строчке стихотворения «Мой дом – Земля»  нарушен размер,места ударений в строчках разные,  её нужно переделать, к тому же не хватает одного слога (большие буквы – это ударения), как и в строчке  «Я их соберу и домой принесу».
ОгрОмное счАстье вЫпало мнЕ (4 ударения 10 слогов)
РодИться и жИть на прекрАсной землЕ( 4 ударения, 11 слогов)
Не совсем  уместно слово «ужиться» , его лексическое значение по контексту сюда не подходит.
Друзья среди рыб и зверей – несколько смелое выражение,  строчку лучше заменить.
Повтор выражения «множество разных» неоправдан.
Среди однородных членов слово ягоды  логику нарушает, его лучше убрать.
Лилия Решетова
Стихотворение «Проходит всё» имеет прихотливый ритм ( или  отсутствие ритма?):
1 строка  - 11 слогов  4 ударения  на втором, четвертом,  шестом, десятом слоге)
2 строка  11 слогов 5 ударений на  втором,  пятом,  восьмом,  одиннадцатом слоге)
Так тоже пишут современные поэты, так можно писать. Если в такой именно ритмике есть  связь с раскрытием темы стихотворения.
Не могу согласиться с использованием противительного союза «но» в первой строке, получается противопоставление  всё – но жизнь. Всё и так включает весь круг понятий, всё ничему не противопоставишь.
Мы часто слышим выражение «в этой жизни», оно не только разговорное, но часто  и смысла лишенное ( а будет  в другой жизни? Иначе будет?). Расхожее выражение « в этой жизни» часто употребляется в  современной разговорной речи,  но содержит оно указательное местоимение (эта) и требует  следом придаточного предложения с союзным словом В стихотворении каждое слово на вес золота, проходным выражениям в нем не место.
Неясен смысл утверждения: что – то не заметила, это пройдет. То есть цены не имеет, не важно? Не соглашусь  с использованием слова мгновенья, речь идет о событиях  (которые не заметила). Добивайтесь точности в передаче мыслей.
Понравилось «прозрачный холод льда», это удача.
Строку «как хочется плавно по ней мне скользить», конечно, автор ощущала как  искажающую ритмический рисунок, но почему – то не доработала. Слово воедино (счастье…собрать)  нарушает лексическую сочетаемость, которая есть у каждого слова в русском языке: с одними словами они употребляются, а с другими – нет.
Несколько смело сказано, что хрустят снежинки, думаю, вряд ли это возможно. Думаю, что  смысл строки
Пора бы маски снять и яркие одежды
И показать себя во всей своей красе –
заключен в том, что маски снять, а яркие одежды, чтоб показать …во всей красе, – надеть. Но пока предложение построено неверно, смысл его затемнен.
Злость названа (верно) жгучей, но не может быть суровой, нарушена лексическая сочетаемость.
Спадет с души…леность, наполнится она покоем – а в строчке получается, что леность наполнится покоем, потому что бессоюзное предложение построено неверно.
Очень удачная находка для стихотворения – развернутое сравнение  холода зимы и холода в душах,  при этом  зимний холод прекрасен, умиротворяет красотой, а  холод в душе от нежелания  работать над собой (лености). Это нужно просто лексически доработать.

Сергеева Татьяна
В стихотворении  «2017 год – Год экологии:  автору по словарям нужно уточнить  правильное полное значение слова экология (наука о…), тогда  будет ясно, что выражение  «Экологию надо вселить в умах» неверное : вселить науку, - в то время как из контекста стихотворения видно, что  автор имеет в виду вселить не науку, а правильное  сознательное поведение, сохраняющее и оберегающее   окружающую среду,  исправить поведение «людей, потерявших совесть и страх». Поддельные лекарства к экологии отношения не имеют.  Управление неправильное: вселить в умах, нужно: вселить в умы.
Берясь за тему стихотворения, следует её хорошо знать, даже если в текст эти знания не войдут.  Поэт должен обладать широким кругозором. Неплохо бы и почитать об экологии в интернете, например: пожары губят лесных вредителей, это природное средство  очистки леса и его обновления. Проблема мусора не в том, что его «бросают», а в  том, что не перерабатывают,  и когда из  города  грузовики перевозят  отходы на полигон, например, в Завьялово, там люди страдают от нашей   «чистоплотности»: из квартиры мы вынесли, а там хоть трава не расти!
«Жизни логика»: предлагаю  иначе сделать строчку:  В НИХ и нитраты, им гормоны, и обман.Однородные в данном случае понятия нитраты и гормоны (вредны в продуктах, опасны), а обман – понятие совсем иное, нельзя его через запятую ставить. Не покупать осторожно (даже не представляю себе эту осторожную покупку), а выбирать.
«Мой родной край – Удмуртия» :  слово не дремли – совершенно случайное,  по смыслу не подходит, нужно точнее выразить мысль.Это же – о строчке Не давай впадать в забытье. Строка «Своей Родиной зову» нарушает размер, её надо переделать  ( так же: клёну я свою душу открою). Пойду пошуршу на поляну – неправильный падеж, нужно пойду … на поляне.
«В ожидании тепла»: изморось – это мелкий дождь,   почти туман, тем более у вас – слезы (бриллиантами), то есть все же  дождь.Белую шаль, скорее, создает измороЗь – иней,  мелкие снежинки.  Вуаль не заплетают, тем более из веток, это тонкая ткань. Вы уже назвали этот иней на березе  шалью,  от вуали  она отличается. Ветки березы узор не образуют, они повислые, гибкие, по ветру развеваются. Узор образуют, например, ветки  липы, и очень графичный.  Вы явно переборщили, когда читаешь, мысленной картины не возникает, всё путается. Хотя на первый взгляд – красиво. Вы переменили разсер стихотворения со строк «Вновь распустят…». В строке «Солнце свет…» для ритма приходится неправильно ставить ударение: всЕлит.
Слово «опоит» имеет отрицательный оттенок, здесь он неуместен, неверен.Вода напоит влагой  неверно, вода и так влага.
«В сосновом лесу»:могут ли промокнуть колени? Одежда – да, но  сустав?  Ветки сосен совсем не похожи на крылья, они  поднимаются ярусами, а крылья должны вверх направляться,   образ разрушается!Не сочетается глагол и наречие благодарно покину, можно: с благодарность,  благодаря и проч.  В строке «Исполнитель вальсов…» по ритмике приходится читать вальсОв.
«Отчий дом»: лучше – я счастливОЮ была.
«Ты мой»: строка «Пока есть вера, надо понимать» совершенно неясна по смыслу. Повтор в словах «Хоть много лет, как кануло, ушло»: ушло, кануло. Лишнее слова в строке «А дома повторяю» - слова.
«Вот только бы успеть» - хорошее стихотворение,  доработать : воспоминания радостЕй, бед.  Прожить жизньсо взглядом ( а не человеком)  – не совсем ясно, неточно, исправить. Жизнь в разлуке, как веревка на шее – очень накручено, доделать.Может, ТАК уж жизнь нелегка?
«Моя любовь – моя печаль» :  по ритмике получается  не позвОнишь, этот неправильное ударение.
«Любви глаза»: облик – это не глаза.
«Я шторы открою!»: сквозь неплотно задвинУТУЮ штору! Падежи неправильно.Строчка «В буйный век…» не имеет смысла, он не  выражен.
«Дыханье весны»:почему солнце кивает?  Как можно кивать россыпью? Используйте мысленно рисование, когда  пишете строки… Насекомое называется божЬя коровка, изменив слово, вы  искажаете, переименовываете,  это должно иметь какую – то нагрузку,  задачу, а не делаться потому, что слога в строчке не хватает. Вылазит – неверно, вылезает или…
«Осень – кокетка»: «Всё пишет…» слово всё – случайное, ищите подходящее, не ставьте первое попавшее. Парад осенних ковров можно допустить, но не хит – парад.
Почаще заглядывайте в словари, используйте Словарь трудностей русского языка.



Кузнецов Владимир
По – видимому, в самом начале творческого пути.  Работать над точностью слова.   «Желающий всегда…» - ясно, что имеется в виду  поэт стремится прожить каждый миг, (желающий, стремящийся прожить каждый миг)но  лексически выражено пока   скомканно.Интернет и так сеть, в ней плетут сети?  Аватарка  не текст, а изображение.Текст идет после фото в веб – форуме.

Авата;р, авата;ра (просторечн. а;ва, авата;рка от англ. avatar) — графическое представление пользователя, его альтер-эго, игровогоинтернет-персонажа. Аватар может быть двухмерным изображением (иконкой) в веб-форумах, мессенджерах, чатах, порталах, блогах, социальных сетях[1][2] или же трёхмерной моделью[3] (виртуальные миры, массовые многопользовательские онлайновые игры). Кроме того, аватар может быть представлен в виде текста, что было распространено в эпоху текстовых MUD-игр.[4] Основная цель аватара — публичное графическое представление пользователя, созданное самим пользователем.[5]Одна из целей использования аватара, которую преследует часть пользователей, - отразить какие-либо специфические черты характера пользователя и помочь создать достаточно точное впечатление у собеседников о его внутреннем духовном мире и статусе (этому же служит и т. н. никнейм). Также проявляется желание пользователя украсить свой профиль. Аватар является желательным (но не обязательным) атрибутом участника веб-форумов, он размещается рядом с каждым постом (сообщением) участника на темах форума. Кроме того, аватары упрощают восприятие обсуждения темы: позволяют легко ассоциировать сообщения с их авторами.Аватар может быть как произвольной картинкой, так и документальной или обработанной фотографией пользователя, выбираемой им свободно (хотя тот или иной ресурс может накладывать ограничения на тематику, чаще по этическим соображениям), в соответствии с его пожеланием. Файл изображенияаватара может быть статическими либо анимированными (как графическим, так и видеофайлом). Обычно размер аватара ограничен (на конкретном ресурсе) определённым числом пикселей (например, 64;64 или 100;100 пикселей) и/или размером файла (например, 10 Кб).


  Бектышев Даниил
«Пылью С бумажных листов» - неверно, надо без предлога. «Облеплен непониманием»  - смело, может, окружен, погружен? Обязательно ли мечты цветные? А если они  бесцветные или  черные?  Мечта не всегда радужная или  яркая. Здесь для передачи яркости цвета лучше бы взять другое слово, не мечта. «Кореженных» неправильно образованное причастие, надо искореженных, видимо, в строку не входило, так  ищите, работайте,  трудитесь!
Ты с заглавной буквы обычно Бог, творец. Судя по тексту, это собеседник, точнее, по – видимому, собеседница. Если вы хотели показать, что пишите диалог, то всё же заглавная буква не подходит.
Кто я был где – то сейчас – совершенно неясно.

Чернов Виктор
Понятно, что сравнение «как белый лист бумаги» - отголосок известного выражения  «чистый лист» ( табула раса»), так говорят о  ребенке,  которому воспитатель может внушить все Но использовано всё же не совсем удачно.



Шиляева Лариса
В стихотворении Шилевой Ларисы  «Не грех оступиться…»  во второй строке по ритму получается ударение в грЯзи, оно неправильное, автору следовало  строку доработать. Слово осознал (осознать) повторяется в двух строчках, можно использовать словарь синонимов для подбора  слов с близким лексическим значением, чтоб избежать повтора. Выражение на воре шапка горит  не значит получение наказания, а значит, обнаружение вора, здесь оно не подходит по значению. В целом ритмика стихотворения имеет немало отступлений, быть может, не руководствоваться общим ритмическим рисунком, а однажды кропотливо пересчитать в каждой строчке количество слогов и количество ударений, места ударений, после этого всё  скрупулезно поправить, доработать, даже если  это нелегко: какие – то слова очень нужны,  им замену найти  можно не сразу,  в замененных словах не там ударение и проч.
Утверждение, что     выражение  корень зла – в тебе  принадлежит всевышнему – спорно.
«Берегите близких…» - строчки «Когда с нами  вдруг не будет их» - изменить ритмику.
«Весна» -  мне будто ЧЕГО   - ТО не хватает, а не что – то.Задушил, что роднило нас -  так и прочится ВСЁ задущил, иначе  предложение построено неверно. А как строку изменить – дело автора, поэта. Ты же ЭТО хотел – нужно не такой падеж: ЭТОГО.
«Я всё стерплю» - ноги, готовые разминуться -  лексически неверно. Люди могут разминуться.
«Пощади!»  - мои губы, глаза, черты: слово черты в ряду однородных лишнее, например: карандаши, ручки,  канцтовары. То же – насмешки, сплетни и молву. Льва превращает в раба -  по – видимому, лев – царь (зверей), теперь не царь, а раб?  Связь отдаленная, хотя интересная, если бы было просто царя в раба – было бы яснее.  «Немало лет до встречи…» - другой размер.  «И выпьет со мной…»  строчку переделать по ритмике. Слово стая неуместно использовано к слову «дни».
  «Погоня»  - «точно загнанный зверь» -  это не без дорого, это фразеологическое выражение означает лишенный спасения, выбора, обреченный, а не без дорог. Закроет грудью – обычно употребляется о людях, а о  лошадях – вынесет с поля боя, например.  Может, не кровью горючей, а  горючий – то есть снег?
«Не обижайте…» - узнайте причину – доли?  Причину тяжести доли? Вызывает возражение «немая тяжесть» - неясно, некрасиво.»Что так и не  ВСТРЕТИЛА  нужно бы,  переделать строчку. «И прекрасным всё светом озарит собой» - так светом или собой?
«Начальник отряда» - есть выражение заблудшая овца, о сердцах много других фразеологизмов, найдите, подберите. Не думаю, что у каждого есть МИССИЯ. Может, просто цель или назначение, а не спасение мира. «К тебе идем …» нарушили размер.  Хватаем – спорна уместность, может, не так сильно? «Отдать себя, как …» Бог не себя отдал, а сына единородного. То есть начальник отряда должен был бы следом за ним не себя отдать.
«Как много совершила..» - во что – то ни во что – моя твоя не понимай: во что – то или ни во что? Почему жилье «выходить»? То есть по кабинетам добиваться? Неясно.  Здоровье всё же поправить, а не выправить.

В стихотворении «Мама» неверно выражена мысль «тебе мы дети», нужно для тебя,  строчка потребует  доработки.В ст. «Берегите близких, берегите» строка  «Когда их не стало среди нас»  не укладывается  в выбранный автором размер, её нужно  переписать. В строчке «Мне будто что – то не хватает» по грамматическим нормам – чего – то. Сравнительная степень от слова главный не образуется,  её заменяют другой – важнее. Смысл строчки  «И верила во что-то ни во что…»неясен. В стихотворении Шилевой Ларисы  «Не грех оступиться…»  во второй строке по ритму получается ударение в грЯзи, оно неправильное, автору следовало  строку доработать. Слово осознал (осознать) повторяется в двух строчках, можно использовать словарь синонимов для подбора  слов с близким лексическим значением, чтоб избежать повтора. В стихотворении «Мама» неверно выражена мысль «тебе мы дети», нужно для тебя,  строчка потребует  доработки.В ст. «Берегите близких, берегите» строка  «Когда их не стало среди нас»  не укладывается  в выбранный автором размер, её нужно  переписать. В строчке «Мне будто что – то не хватает» по грамматическим нормам – чего – то. Сравнительная степень от слова главный не образуется,  её заменяют другой – важнее. Смысл строчки  «И верила во что-то ни во что…»неясен.

Котлярова Татьяна
«Наказ» - есть любовь или нет – это одно, это искусство – это другое, нарушение логики.
«Думай прежде…» - вся строка «перед обрывом…» с факультативным управлением (здравый смысл – слова отделены друг от друга  другими словами, стоят далеко,  связаны по смыслу с другим значением: есть смысл остановиться перед обвывом и есть здравый смысл, то есть слово смысл использовано дважды, в двух разных значениях и  еще в одном фразеологизме – ну и накручено! )
«Все – таки чуть есть»  - все слова разговорные, их  нагромождение ничем не оправдано, строку переделать.
Галантность к  матерщине не имеет никакого отношения: галантность – это отношение вежливое мужчины к женщине, а вы пишете об использовании  непечатных слов, это не галантность, разные темы, значение слова неверно использовано.
Может, додумать тему? К чему вы призываете? Осознать значение матерных слов (мамина честь) и перестать из – за этого материться?  Не материться, потому что можешь оказаться среди культурных людей(на всякий случай)?  Связь матерщины с неумением ухаживать (слабо проводить)? Роль вербального общения в любовных отношениях(запомнится ль…)?Если о культуре речи, то вопрос о мате нужно капитально изучить и уточнить для себя Есенин? Маяковский?)  Поэт должен быть умным собеседником для читателя.
«Сумей понять женщину» - неясно значение (даже из контекста) «сумей любовь пустить по кругу»? То есть кружиться,   возвращаться,  от вращения увеличивая чувство?
«Женская доля» - выделять слова  большими буквами можно в печатном варианте текста, а слушатель стихов (например, на поэтическом вечере) больших букв не знает. Нужно суметь через предложение особое или новое значение  передать,  через  связь с другими словами  особое значение слову дать. Стихи прежде всего звучат, а не читаются глазами, в них ритм и музыкальность – основа, использовать  печатные средства выделения – прием не поэтический.
Выражение «по жизни» часто используется, но оно разговорное,  неправильно образованное ( в жизни), для литературной речи не годится.
«О любви» - однородные члены ( и радость, и короста) вызывают возражение тем, что короста – слово разговорное, болезненный гнойный нарост , кажется,  еще     никто  с любовью не сравнил, тем более в стихах, из  смысла стихотворения такое использование тоже вывести нельзя. Смысл последнего четверостишия  неясен: так не стоит или пытаться?
«Полет жизни» - под Богом – спорное употребление, есть выражение «ходить под Богом», но оно не имеет пространственного значения, это значит  быть с грехами на виду, постоянно иметь  зоркого наставника.Я знаю, что  ностальгия ( и в вариантах фонетических)  с прессе используется в  разных значениях, но  означает это слово тоска по Родине, а использование в прессе  дает много примеров, за которыми следовать не нужно, от иных волосы дыбом у филологов, например, вкус огурец ( а куда падеж делся?! Почему не огурца?!).
Избегнуть повтора (жизнь жила) совсем не трудно, синонимы  можно посмотреть в Словаре5 синонимов, его хорошо бы  поэту купить, заказав в интернете, и держать на столе.
«Это всё жизнь» - все же душа рычит – слишком, найдите другое слово и исправьте, как и порванные штаны на душе. Придает  чересчур  точный характер  «на щеках» (кровь), это о человеке, а ваше развернутое сравнение – о душе. Можно ли жар взорвать? Это стихотворение лучше пока оставить в столе, пусть отлежится, сложится,  вернитесь к нему через полгода, доработайте – может, и до печати  дойдет.
«Каждому времени своё» - выражение   «по новой» не только просторечное, но и областное, в стихи не годится.
«Жизнь продолжается» -  хотела бы подарить вам  свой цикл статей «Золотой возраст».Быть может, изменить сознание, что женщина – производственная единица? Серьезно обдумать варианты востребованности, задачи пенсионного возраста для личности.
«Завтра скАжу» - так получается по ритму стиха. Переделать.
«Возраст не помеха» -  неверно построен ряд однородных членов:стиль и характер, сугробы и лужицы, норов. Стиль, норов, характер – абстрактные понятия,  сугробы и лужи – конкретные, относятся к вьюге (хотя лужи тут спорны как признак), следует соединить норов,  характер, стиль, а потом  (или ранее) – лужи и  сугробы. Сразу видно, что возникает повтор: характер и норов, тогда виднее  и то, что лужицы взято    для рифмы,  не совсем удачной, а лужи можно и не упоминать.
Шпатель – плоский нож с изогнутой ручкой, сотворишь ли им пейзаж? Когда на поверхность уже нанесен слой (краски, штукатурки, жидких обоев и проч.), им можно по такой поверхности   сделать абстрактные разводы, напоминающие какой – то рисунок.
Тема наблюдателя у окна интересная, её можно раскрыть глубже,  вникнуть в эту отъединенность, зазеркальную включенность в жизнь , как все мы у телевизора как будто бы участвуем, но стекло нас прочно  дистанцирует от реальной жизни, погружая в витруальную , на первый взгляд, такую кипучую, но ненастоящую.
«Человек человеку друг» - в предыдущем стихотворении слово баловАть было с правильным  ударением, значит, вы его знаете, здесь орфоэпическую норму нарушили!
Если бы доделать строчку «то не случайная толпа», было бы лучше, её  нужно заменить.
Об использовании заглавных букв уже писала.
«Страшный мир». Получается, что «Рады и этому малыши» - рады и бутылке, и хлебуЮ хотя для них, конечно, хлеб – вот она, системная ошибка по употреблению однородных членов предложения, довела до  неуместного комизма. Решение дочки об уходе в другой мир всё же неясно: покинула она дом пьяных родителей или покончила с собой( что выходит из названия стихотворения)
«Век живи, век учись» - «Что (не купишь) – это придаточное, в  таком предложении в главной части обязательно должно быть указательное слово – такой (такая ) штука опыт. бЕри – такое ударение по ритму, переделать. Как и сУметь взять.
«Переписать Победу можно…» - созерцают вообще по преимуществу не глазами, это состояние. Слышать достаточно, ушами убрать. Почему участники войны несут крест? Неясно. «За похоронкой» убрать, заменить другими словами, переделать. ДедОвской – неверно, исправить.Поищите слово поточнее выражающее  вашу мысль, чем  переиграть.

Барышева Татьяна
Есть  необходимость  избегать солецизма, то есть   грамматических нарушений, пусть и позволяющих понимать смысл  строки: у Е.Барышевой  «И наступает та пора, Весь мир так счастлив от прихода года!» -использование указательного слова «та» требует продолжения с придаточным предложением со словом «которая». Эту строку легко заменить на другую, передающую настроение, например, «Всех нас радует игра» ( чтобы сохранить выбранную автором рифму  детвора – игра). Грамматически неправильно   использован деепричастный оборот  «Не нарушая наш покой и сон» - далее должно быть сказуемое – глагол, например, « Не нарушая наш покой и сон,  праздник  вызывает трепет в сердце» ( в прозе, по смыслу).  Придаточное  предложение «Что в эту ночь…»  взято без главного предложения, здесь можно  исключить союз что и повторить, например, союз и «И в эту ночь…».  Падежное окончание не Дед Мороза, а деда Мороза, оба слова склоняются,  в строчке это, конечно, нарушит ритм, что и вызвало такое употребление, но оно неправильное. В стихотворении «Сон» неправильно  использован союз но, он имеет противительное значение, а в строчках «Морозы. Рождество. Но дома я» употреблен неверно: Рождество но дома.   Понятно противопоставление холода на улице и  тепла в доме, но грамматическое противопоставление непонятно, неверно.

Балашов Евгений
 «Служба» -  использована аббревиатура УИС. Я думаю, что  она не так широко известна, как МВД или ГУМ,  её расшифровка для читателя сборника стихов все же нужна, она может косвенно  пройти в тексте стихотворения. УИС – это аббревиатура, если её расшифровать, произнести полностью, то будет три слова, и тогда можно будет сказать, какие это слова (громкие или нет), а сложносокращенное слово одно УИС, здесь нельзя использовать множественное число.
Нужно не в каждом дне, а каждый день. Я понимаю, что строчку нелегко изменить, но нужно.
«Чечня» - деепричастный оборот по смыслу нужно переставить: стоим, защищая – инверсия не всегда возможна. Балашова  глагол и деепричастие по смыслу должны обязательно поменяться местами: сначала глагол, потом деепричастие, то есть стоим, защищая … очаг.  Или закончить деепричастный оборот, а затем глагол: защищая свой родимый очаг, стоим А строчку придется переделывать.
«Дружба» - отношение к матери – не совсем дружба, здесь скорее речь идет о любви, благодарности, и  материальный расчет вместо благодарности матери – это не о дружбе. Не могу согласиться с  ходом рассуждения автора, который начинает тему дружбы и  развивает её на примере отношения к матери. Понятна мысль автора о несовместимости продажных отношений с дружескими.  Да,  любовь, благодарность,  уважение к матери может включать  и дружбу с  самым близким человеком.  Быть может, строку немного изменить: давно сама уж поняла? И о возврате не дней зачатия здесь уместно говорить, а о возврате упущенного воспитания. Глагольная форма мерят неверная,  - меряют. Конечно, появляется лишний слог, надо переделывать строку, чтоб сохранить ритмику.
Роды и зачатие  не одномоментны.
 В стихотворении «Чеченская земля»  последние строки неясны: кто он (завел войну)?  Последние  строки  стали бы более выразительными, идея  стихотворения отчетливее

Любовь Клюева
«День Победы» - не «в этом слове», а в этих двух словах, высокая тема  стихотворения требует точности.  Получается, что на стариков легли раненные, испытания и дни. Надо переделать ряд однородных членов.
В двух четверостишиях один эпитет – тяжкий, чтобы избегать повторов, можно  использовать словарь эпитетов, его выписать в интернете на Лабиринт.ру (словарь Зеленецкого), к некоторым словам до 40 эпитетов! Зачем же повторять?
Правильное окончание не плечей, а плеч. Теперь слога будет для размера нехватать,  нужно строчку переделать.
Победу  не на плечах добывают,  на плечах выносят. Можно использовать Фразеологический словарь Молоткова.
Предлагаю посвящение перенести в начало стихотворения.

Байназарова Юлия
«Ветеранам…» -  «но в ветеранском стрОю» - такое ударение получается, оно неверное, стоку  отредактировать.  Слово канонады неверно применено,  не годится рядом с ран, контузий. Переделать.
С трочки
Но в ветеранском строю старость
Считают годы красных дат.
необходимо и доделать, и  по смыслу  уточнить, и по ритмике.
«Вдохновенье хороших…» - неясно, что – то недописано.
Строчки «Пусть никто не любит» и   «Мне любовь поможет» противоречат друг другу.
Осень проникла в дом дождем – дом укрывает, для этого служит, неверно. Неясно, почему дождь – задавака.
Снег по определению холодный, снежное одеяло теплым не назовешь. Снежинки могут окружать, обнимать вряд ли.
Повтор тихо – тихо достаточный, слово очень излишне.
В строке «Туман спустился еле – еле» неудачно выбрано наречие еле – еле, для передачи медленного движения в этом контексте оно не подходит. Строки
Вдохновенье хороших друзей
Много раз я еще приду
Непонятны  или содержат опечатку.  В строчках
Вот спросить бы надо о том,
Где таланты земные проходят?
С лово проходят неуместно по смыслу, ясно, что подразумевается  обитают, существуют, рождаются. Автор затруднился найти  слово с нужным  лексическим   значением, которое бы  подходило по ритмике. Можно использовать Словарь синонимов, к некоторым словам он содержит до 30 и более однозначных слов! Обращайтесь к этой сокровищнице  русского языка.


Могилевский Геннадий
У Геннадия Могилевского есть литературные способности,  правильный язык, развитая речь.  В стихотворении  «Неизбежность» следовало доработать ритмику, которую нарушает строка «Чем я плачу за утоленье любовной жажады?» (например, «Что стоит утоленье жажды?» Впрочем, автору виднее). В стихотворении «Душа стихотворца» можно  написать  «И мысленно прошу у ТЕХ прощенья», так как далее  следует связанное  с  указательным  словом союзное слово «кого».В стихотворении «Гаданье» строка «Махнешь  на всё рукой» нарушает ритм, её необходимо доработать. Названия стихов мне кажутся не отражающими их  содержание:»Гаданье» не о гадании, а о  предположениях, размышлениях; «Душа стихотворца»  - о  нежелании стареть, которое свойственно не только и не столько  поэтам. Название «Плач о Каме» лучше бы поправить ПО Каме, если уж автор использовал слово плач, это  определенный жанр устной народной поэзии, он имеет и свою стилистику.


Барышева Евгения
Хотелось бы предложить  участникам сборника  дорабатывать  стихотворение в ритмическом плане. Так, в стихотворении Е.Барышевой «Ветеранам»  ритм и размер  изменяется несколько раз: (О дорогие ветераны -    9 слогов  два ударения, Сегодня здесь родные для нас лица -  10 слогов  5 ударений,  место ударений разное). Листок в клетку не клетчатый, это лексическая ошибка.
«Ветераны» - человек не может быть уроком, о вот его поступки,  поведение – да. «Родные длЯ нАс лица» - так поневоле приходится ставить ударение, это неверно. В строчке «И счастье не покинет…» всё же после ряда однородных членов предложения (счастье, удача, радость – среди них, замечу, счастье всё уже обозначает: и удачу, и радость) перед словами  «молодежь поможет» требовалось бы  поставить  союз, например, А   или…
Не совсем ясно в стихотворении «Новый год», о каком покое и ненарушенном сне идет речь? Словосочетание Дед Мороз склоняется,  нужно ждет   Деда Мороза. «И наступает ТА пора…» - далее обязательно нужно  союзное слово который.Лист  в клетку – не клетчатый, так по – русски сказать нельзя. «Не оставит места пустоте» - видимо,  не оставит без внимания (пустым?) записанное желание,  но так, как в стихотворении – нужно исправлять. Слово теплота имеет   значение термина,  оно не синоним слову тепло (домашнее), исправить.
«Сон» - «но дома я « - по смыслу   есть  противопоставление  мороза и тепла, а  грамматически построено неверно: Рождество.  Но дома я – получается, что противопоставлены праздник и дом. Неужели мечта в том, чтоб быть счастливей всех? Это возможно?  «Мечта, что ждешь ты …»   Можно, не нарушая  норм речи: мечта , которую ждешь…


И.Шуткин
В стихотворении  «Становление ИК – 6» неправильно использовано лексическое значение слова куртина, Куртина — (франц. courtine) 1) в регулярном парке — открытый участок газона, обрамленный стрижеными кустами или деревьями; в пейзажном парке — свободно стоящая группа деревьев, кустов (см. Садово-парковое искусство).
 неправильно и  сочетание слов «в общности  с народом», здесь  по смыслу – в общении, в соприкосновении. В стихотворении «К 95 – летию станции Люга» в первой строке  выбор слова  слово «младенчество»  неудачен: оно не подходит по лексическому значению, к тому же  смысл  передан словом «начало».  Использование в единственном числе австрийцем (построен вокзал)  неверно.Не от всех существительных образуются формы множественного числа, нет  её от слова осень.  Строка «Зиновьев старались» требует дополнения несколькими слогами, как и в строчке   «и строили, и служили».  Слово «своё»  лишнее в строке  «в общее дело своё». Повтор своих собственных строк, конечно, возможен, автоцитата ничего запретного не содержит, как и  цитата  «Утро туманное, утро седое».

 







 


      Написаны стихи, издана книга…      Я  высоко ценю тех, кто  избрал творческий путь, по моему мнению, высокий, не рядовой, тем более путь словесного творчества.  Поэт испытывает потребность в  работе со словом, в  погружении в  мир вдохновения, это дает ему незабываемые минуты  творчества. Но разве  такие стихи нуждаются в оценке?  Они выполнили свою задачу. Участники сборника могут гордиться тем, что дано им  свыше писать стихи, что  волнует   их  ритм и гармония, что  ложатся у них слова не просто со смыслом и рядком, в размер, но  они  могут написать стихотворение. Этого вовсе не мало.  Все они  люди   разносторонне одаренные, в том числе немалым  житейским талантом.  Носите с гордостью этот алмазный венец, которым наградила вас природа, гордитесь своим даром, берегите его, храните.
 У  поэтического сборника начинается своя собственная жизнь. Каждый, взявший в руки  книгу, прочтет её по – своему, согласен ли автор стихов с таким пониманием или нет. И не дашь комментарии каждому читателю, что имелось в виду и как следует  стихи понимать,  не поспоришь с его интерпретацией… Порой это истолкование не только  своеобразное, но и совершенно парадоксальное для автора.  Что ж, недаром уже в   античные времена сложилась латинская поговорка «Книги имеют свои судьбы». Поэзия всегда обращается к читателю далекому,  неизвестному, неведомому. Хотелось бы, чтобы книга нашла своего читателя. Нашла бы человека, который читает стихи не глазами, а вслух, как это  и должно быть: звучание стиха так важно!  Быть может, такой человек  пойдет с книгой в лес или на берег речки: на лоне природы читается и воспринимается совершенно по – другому. Внимательный читатель -заветная мечта любого поэта. Это не только человек, любящий поэзию.  Это человек с навыками медленного  чтения. Да, да, не скорочтения, а медленного чтения.  Принеся домой новый поэтический сборник, такой человек выключит телефон, компьютер и телевизор и посвятит всё своё внимание книге. Читатель и поэт – две составляющие литературного процесса. Талантливый читатель сделает  стихи живыми, живущими.


Сурнина Н.В. – филолог, член Союза писателей УР, член Союза журналистов УР,