Зверь Часть2 Золотая принцесса

Александр Валеев Колыма
         В посёлке я узнал, что отец заболел, поэтому  срочно  выехал  на материк.
         Всю зиму меня терзал вопрос: «Что это было?».
         За стаканом чая и рюмкой чего покрепче, решили ехать до Колымы на машине
втроём: Гена Алиев, Юра Маршов и я. 
         С Геной мы купили лодку и  мотор. Поскольку приобрести УАЗик не удалось, подготовили автомашину ВАЗ для дальнего путешествия!    
         Я съездил в Китай, где  приобрёл снаряжение для тайги: палатку, спальники, рюкзаки, рыболовные снасти, фонари.
         Весной, когда сборы были закончены, отцу стало хуже. Вдруг на середине пути придётся возвращаться в Воронеж? Скрипя сердцем,  мы с Геной купили билеты на самолёт, а Юра по семейным обстоятельствам решил лететь позже.
         За три дня до вылета, Гена позвонил и мрачным голосом сообщил, что он не сможет ехать в Магадан в этом году!
         … Поезд, самолёт, автобус, и я  на родной Колыме.
         Снова один.  Но есть колымские друзья,  небольшая надувная лодка, оружие и  огромное желание погрузиться в чудесный мир колымской природы.
         Речка Омчуг  струит свои серебряные воды перед окнами моего дома. Рюкзак с провиантом, снасти, спальник, походная посуда, всё вместилось в лодочку.   За несколько минут быстрый поток вынес меня на полноводное течение реки Детрин.
         Охота на перелётных птиц закрыта, но стайки уток со свистом рассекают небо. Вода прозрачная. Разглядываю скалистую «скальную щётку», разноцветные камни на дне реки.  Неожиданно влетаю в мощный водоворот. В реку, навстречу течению врывается заблудившаяся в паводковом хаосе, полноводная протока.
         От глубины, прозрачная вода  стала чёрной.  Мощная воронка с рёвом приближалась к моей маленькой лодке.  Главное не поломать вёсла, если перевернёт, отсюда живым не вырвешься! Сколько плаваю по рекам, такого ещё не видел.  Жутковато.  Какая мощь! Здесь яма несколько метров глубины.
         Воронка скользнула по краю лодки и взглянув на меня хрустальными глазами, нырнула в глубину омута. Несколько секунд её ледяные, чёрные губы облизывали борта лодки, холодя мою душу.   Но вот  они стали нежными, как  бирюзовый шёлк и заискрились радостным светом. Лодка благополучно вынесла меня на спокойное течение.
         Надо быстро маневрировать, а пластиковые вёсла подозрительно прогибаются и потрескивают! Воды в реке немного и завалы почти полностью перекрывают русло. Протискиваюсь по ним поближе к пологому берегу. В некоторых местах вода пробила завалы посреди русла!         
         К вечеру добрался до малюсенького рыбацкого домика. В нём двое нар и печурка. Перетащил вещи и отправился на рыбалку. Ловить хариуса на удочку, такое упоение! Сиреневые сумерки нежно напомнили, что пора бы и поесть.
         Аромат свежей ухи, весёлые языки пламени костра, создавали неповторимое чувство спокойствия и уюта.   Необъятная тишина спящей тайги, навивает мысли о вечности и незаметно погружает в глубокий, сладкий как в детстве сон!
         Проснулся от бодрящего холода. Солнышко уже загнало в глубокие распадки серую пелену июньской ночи.
         Попытался зачерпнуть водички из лесной протоки. Котелок ударился о новорождённый лёд. Река  издала мелодичный звон. Словно сказочный клавесин исполнил нежную мелодию пробуждающейся природе.             
         Да, июнь на Колыме, ещё не лето.
         Свежий душистый чай оживил краски  тайги и синего неба,  душа запела от восторга!
         Пора идти на работу.  Хотя следов пребывания медведя рядом с зимовьем нет, продукты на всякий случай повесил на дерево. Выйдя на лесную тропу, встретил глухарку. Она припадает на бок, волочит крыло,  отводит от гнезда, а может уже и от выводка. Успеваю сделать пару кадров.         
         Выйдя на береговую террасу наткнулся на стайку птенцов рябчика. По сигналу матери они словно золотистые лучики, разбежались в разные стороны. И исчезли, как будто их и не было! Опасаясь наступить на них, обошёл поляну.
         На сопках ещё снег, а колымские птицы уже вывели птенцов.         
         Дорога не близкая, около пяти километров. Вспоминаю разговор с друзьями, что встречаются двухвершинные лиственницы.
         А четырёх ствольные деревья вам попадались?               
         Лет десять назад здесь росла лиственница, у которой было около пятидесяти вершин. Я её назвал «Патриарх». Шквал ветра вывернул чудесное дерево с корнями. Они, как околевшие от холода красные змеи, вьются прямо подо мхом, глубже мерзлота не пускает.
         В работе день пролетает быстро. Пора на ночлег. Любуясь вечерними красками, добрался до домика. 
         - Это какое-то наваждение! Он что и во время зимней спячки ждал моего возвращения?
         Со столика, что на улице, сброшена вся посуда. Мешок из-под продуктов валяется пустой. Банка чая плавает в воде, прокушенная во многих местах. Съел  до последней крошки даже «Доширак».  Я взял на всякий случай несколько пачек. А вот пакетики с приправой, даже не попробовал. Значит там сплошная химия.
         Сахар, хлеб, масло, тушёнка, сгущенка… всё съел.
         На моём спальном мешке, расстеленном на нарах, следы мокрых медвежьих лап.
         - Хорошо, что меня там не было!
         Нет. Это беспредел. Он все мои вещи утащил! Приодеться что ли решил?
         Ладно. В моём рюкзаке есть еда. Хватит на пару дней. Да и рыбу я ловлю исправно. Ночью прохладно, пора затопить печку.
         - А где кочерга? Вещи ладно, а железка медведю зачем? Может он не один?
         Снаружи домика, загородил подходы сухими ветками, чтобы услышать, если кто подойдёт. У стенки, где находится моя голова, поставил стальной лист. Громыхнёт, если что.  Главное во время услышать ЕГО.
         Поужинал и лег спать.
         Проснулся от утренней прохлады, проникающей в домик через открытое окошко. Солнышко и роса уже нарядили  тайгу в жемчужный, полупрозрачный наряд.               
         Старенький бурундук грызёт моё угощение - сухой хлеб. Разноцветная сойка суетится среди ветвей.               
         Иду на работу. Кристально чистый воздух льётся прямо в душу.  Красота тайги в утреннем убранстве создаёт ощущение праздника.
         Накрапывает  дождик. Неожиданно, из-под ног «брызнула» стайка птенцов рябчика. Выхватываю взглядом одного из них, смотрю, куда он прячется. Какой же он маленький, всего с фалангу большого пальца.
         Ближе к вечеру, пошёл порыбачить на Детрин. Накачал лодку и присел на неё. Ласковое солнышко,  голубое небо, завораживают и подчёркивают вечную красоту колымской тайги. Сижу среди ароматных карликовых берёзок, карабин справа, фотоаппарат слева. Спокойствие и умиротворение. 
         Сделал несколько кадров.
         Голова медведя высунулась из кустов  в нескольких метрах от меня. Он подслеповато щурился разглядывая долгожданную еду. Но перед его глазами зелёный берег, лодка зелёная, камуфляж на мне зелёный! А запах то знакомый: колбаса, сыр, сахар, рыбка…  и много!  От счастья пасть растянулась у него до самых ушей.
         Я улыбнулся с облегчением:
         - Значит медведь, не человек!».
         - Ах ты барбос! - радостно заорал я.
         Он недоумённо вперил в меня свой сверлящий взгляд.  Раздувая ноздри, пытался  понять где еда. Зрение у медведей слабоватое. Разглядев  меня он подпрыгнул, развернулся в воздухе и рванул наутёк.
         И тут меня как током ударило.
         - Чего разорался! Столько лет ждал этой встречи, чтобы сделать фото колымского медведя. Вот балда!
         Медведь выплеснул протоку и в радужном фонтане брызг, скрылся в густых зарослях ивняка.   
         Проследив за движением кустарников я с удивлением обнаружил, что он побежал вниз по течению реки. А я искал свои вещи по тропе в другую сторону.
         Ругая себя, я пошёл по тропе хозяина тайги! Через сотню метров я обнаружил свои вещи, аккуратно лежащие на зелёной травке. А я думал, что он хотел обновить гардероб.
         Чуть дальше, что-то блестело, как алмаз на солнце. Подойдя ближе  я с удивлением обнаружил, что это моя пластиковая банка из-под сахара вылизанная до блеска. Никогда не видел ничего подобного. Он видно сосал банку как леденец. Маленькая такая конфетка, полкило весом. Искать кочергу нет смысла.  Если зацепил пластиковым мешком, разве увидишь её в густой траве или кустарнике.
         Настроение улучшилось, ночью можно спать спокойно. Гора с плеч.   
         Подойдя к домику, снял рюкзак и открыл дверь.
         Долго я стоял столбом, не веря своим глазам. На пороге лежала кочерга. Холодок пробежал у меня по спине:
         - Неужели их двое? Не мог же медведь вернуть кочергу. Или он вежливый?
         Память услужливо напомнила:
         - Капроновую верёвку может порвать человек?
         - А лодку в клочья?
         - В окошко, зачем медведь заглядывал?       
         - Бред конечно. Медведь с интеллектом? Оборотень?
         - Предупреждение? Пытаются запугать? Разозлить?
Добились своего,  разозлили. Обложил сухостоем подходы к домику. Перед сумерками обошёл домик.   
         - А это ещё что?
         На стальном листе, которым я загородил стену домика вырезано отверстие, примерно десять сантиметров в диаметре.  Оно находилось на уровне нар, на которых я сплю.  Фанера под отверстием, после моего ухода из домика, выгрызена или выдолблена.  Дятел в их команде что ли? Лист-то стоит на месте.  Нехорошие мысли ворочались в голове:
         - Удобно стрелять!  Сунул ствол в отверстие. Даже в темноте не промахнёшься.
         - То ли чудится мне, то ли кажется, толь злой дух надо мною куражится.
         Не спать ночью, мне не в первой. Ещё в интернате, когда мы жили по пятнадцать человек в комнате, я засыпал позже всех, чтобы не стать посмешищем. Старшие пацаны забавлялись,  делая уснувшему «велосипед».  Жестокая шутка. 
         Здесь я один и могу спать в любое время. Поэтому не стал разводить огонь в печи. Залез в тёплый спальник и уснул. Кто же сунется в светлое время к таёжной избушке?  Проснулся, когда утренний солнечный лучик ласково коснулся моего лица.
         Заварив свежего чайку позавтракал остатками еды, сплавился на лодке до места, где дорога ближе к реке. Спрятал лодку в кустах, вышел на дорогу и потопал в сторону посёлка. Примерно через час ходьбы, меня подобрала  попутная машина.
         - Привет, Александрыч!
         Радостно приветствовали меня знакомые старатели. Мы давно не виделись, поэтому за разговором не заметили как приехали в Усть - Омчуг.       
         Ночью пошёл дождь. Он лил и лил.
         …Только на третий день выглянуло солнышко и небеса распахнулись прозрачной синевой.  Омчуг бурлил паводком. Детрин свирепо волочил коряги и вывернутые с корнями  деревья.
         Все дороги размыты, никуда не проехать. Плыть в паводок на лёгенькой китайской лодочке опасно, а сидеть в посёлке надоело. Рюкзак на плечи и в путь по бушующей реке. Все мели и перекаты исчезли. Мощный поток несёт лодку как пушинку. Коряги мелькают как в кино. Душа поёт от восторга, а мозг напрягся от грозной опасности, затаившейся на каждом повороте. Река пошла одним руслом, скорость увеличилась, повороты всё круче.
         Ё-ё-ё моё! Река с рёвом ныряет под  сплошной завал! Пристать негде, с обеих сторон отвесные берега. Вроде справа есть проход, узенький. В несколько секунд направил лодку к прогалу. Когда подплыл ближе, сердце сжалось от ужаса. Он перегорожен стволом лиственницы. Отшлифованная водой кора, полыхает на солнце кровавым цветом. Красивые ворота, может в иной мир.  Дерево не до конца оторвано от родного берега и отчаянно цепляется за него, пытаясь сохранить свою жизнь.
         Мозг молниеносно подсказывает. Я однажды перескакивал подобное препятствие. Но если под днище лодки попадёт сучёк, меня перевернёт в доли секунды. Горевать некогда, теперь «делай, что должен и будь что будет». Других вариантов просто нет.  Убираю вёсла, они не проходят среди стволов. И когда носовая часть лодки коснулась ствола, подпрыгиваю вместе с ней. Мощная струя воды протискивает облегчённую лодку  через дерево и выбрасывает на «простор речной волны».
         Детрин домчал меня до места высадки за один час. Обычно около четырёх часов идёшь на  веслах.
.        Вода заполнила долину от края до края. Все ориентиры исчезли. Я поздно понял, что проплываю мимо домика и приналёг на вёсла. Весло хрустнуло и исчезло в мутном водовороте. Когда я увидел, куда меня несёт могучий поток, страх холодной рукой сжал сердце!  Вода ныряет в подземный лабиринт, вымытый в крутом берегу паводком. Вход устрашающе чернеет замшелой пастью. Выхода нет. Лишь мутные буруны вдоль берега.
         Вырываю из уключины оставшееся весло, падаю на носовую часть лодки и гребу как на каноэ,  изо всех сил и веслом и руками, но плавно без рывков, держась за лопасть весла. Весло-то единственное. Мокрые ветви карликовых  берёзок сползающих в мутный поток хлестнули по борту. Вырывающиеся из-под нависшего берега косматые, как седые волосы струи, отбросили лодку от подземной пещеры.
         - Спасибо, река детства!
         Каждый раз зарекаюсь не рисковать и снова испытываю судьбу на прочность. Многие исчезли в её ледяных объятиях.
         Река мутная, не порыбачишь. В посёлок можно вернуться только через неделю, если упадёт вода и восстановят размытую дорогу. Продукты оставлять в домике нельзя, медведь уже топчется рядом - кедровки орут как оглашенные, следуя за ним по пятам. Ох, и не любят они медведей, те съедают их запасы кедровых орехов. 
         Взваливаю на себя тяжёлый рюкзак и ухожу в верховья ручья. Тайга переливается алмазными каплями дождевой воды. Красиво! Но очень сыро и холодно. Вода струйками стекает по спине в болотные сапоги. Но солнышко понемногу согревает воздух. Запах тайги пробуждает неведомые силы и энергию.
         Подойдя к размытому ручьём бережку, начал работать. Обнажив до мерзлоты борт, проверил забой. После трёх часов работы, металлоискатель громко взвизгнул.
         - Железка огромная. Жаль. Значит это не целик, а отработка. Но проверить надо.
         Чуть ковырнул скребком и замер в восхищении. В забое сияла золотая фигурка девушки, весом около двухсот граммов. Таких красивых самородков я никогда не находил. Были: «яйцо Фаберже», весом 630 граммом, «Полосатик» – около 400 граммов. Эту находку я окрестил «Золотой принцессой».
         Конечно жаль сдавать на аффинаж такую красоту, но этого как раз хватит возместить затраты на мой приезд на Колыму и напечатать книжку рассказов. Работал до темноты, добыв ещё несколько крупинок золота. 
         Небо нахмурилось. Пошёл сильный дождь.
         - Я понял тебя, Колыма. Спасибо за великолепный подарок!
         Не стоит искушать судьбу. Развёл небольшой костёр, заварил душистый чай с листочками горной смородины и брусники.  Не спеша попил чайку и направился по лесной тропе в сторону посёлка.
         Через пять часов изнурительной ходьбы по раскисшим болотам и бушующим ручьям я вышел на сопку, с которой виден спящий посёлок с разноцветными крышами. Вместе с первыми лучами солнца, ввалился в свой дом и уже через час спал непробудным сном счастливого человека.   
         Во сне я  любовался золотым изваянием «принцессы» и душа звенела от светлого чувства. Земля – прекрасная и живая, вновь явила свою любовь к человеку, божественную  красоту и безграничные возможности.
         Телефонный звонок вырвал меня из чудесного сна. Лёшка, мой старый товарищ,  приехал с вахты и готов ехать в тайгу. Мне достаточно чётко было предписано Колымой, прекратить поиски солнечного металла. Но как можно отказать товарищу?
         Вечером встретились, обговорили программу  на две недели.
         Утром уже  были в пути. Он классный автомеханик и таёжник, машина «упакована» для любых случаев жизни.
         Подъехали к реке, промерили глубину переправы. Можно преодолеть перекат, лишь бы не попасть на сыпучее дно. На выезде из протоки машина резко ушла под воду.
         - Сыпун!
         Могучий поток подхватил двухтонную железяку и поволок в омут под перекатом! Двигатель заглох! Мы сидели по колено в воде, а она холодная и колючая поднималась всё выше. Лёха включил заднюю скорость. Стартер надсадно запел свою унылую песню. Сначала колёса беспомощно булькали в воде. Но вот они скребанули по галечной косе и машина начала потихонечку выбираться из реки. Двигатель рыкнул, выволок машину на берег и заглох.
         Да! Это уже не предписание, а запрет на  работу.
         Через полчаса Лёха завёл машину и взяв выше по течению, переправился на другой берег.
         Преодолев ещё несколько речек, мы добрались до места работы. Какая благодать, УАЗик - это  дом, грузовик и вездеход. Но по болоту никакая машина не пройдёт. Полдня таскали таёжный скраб. Двадцатилитровую канистру с бензином спрятали в кусты, чтобы не перегрелась на солнце.
         Давненько здесь не ступала нога человека. Прямо перед нами взлетела стайка глухарят. Они расселись на лиственницах и замерли, прикинулись шишками. Сидят неподвижно, не моргая, не обращая внимания, как я бегаю около них с фотоаппаратом.  Уже на крыле, красавчики. Сделал пару кадров и тихонечко обошёл их, чтобы не сильно испугать.
         Развели костер, сварили чаю, сидим разговариваем. Неожиданно над нами появилась трясогузка. Стрекоча крыльями, она стала кружиться над нашими головами и пела, пела. Потом уселась на плечо Лёхи и стала что-то чирикать ему прямо в ухо.  Он удивлённо глядел на меня. Когда трясогузка так же внезапно улетела, произнёс:
         - Что это было?
         Эта красивая с ярким жёлтым оперением птица, несколько лет прилетала  весной и селилась под крышей моего лесного домика. Мы с ней дружили. Она уже во второй раз нашла меня в тайге и поделилась с Лёхой своим восторгом. Когда я поведал об этом своему другу, он недоверчиво повертел головой.
         - Скоро познакомишься с другими моими старыми знакомыми - улыбнулся я и осёкся. Лучше мне было помолчать.
         Быстро пролетел день, пора на ночлег. Когда подошли к машине, резкий запах ударил в нос. В кустах валялась прокушенная медведем канистра, а в ней ни капли бензина. Как будто специально продырявил и перевернул кверху  дном, чтобы вся вытекла.
         - Может он токсикоман?
         Я осмотрел все ближайшие кусты.
         - Вдруг и правда лежит и балдеет. Вот чучело! Ушёл и спасибо не сказал.  Как он нас нашёл?
         Мы работали не покладая рук с восхода до заката. Но всё впустую! Знал ведь, что мне больше ничего не полагается в этом году. Я получил необходимое для плодотворной  жизни подкрепление.
         Ночью пошёл ливень. Надо срочно выбираться, иначе нас закроет паводком на несколько недель.
         Утром мы удачно переправились через реку и вернулись в посёлок!