Настины заботы и мечты пьеса

Лыжина Галина Григорьевна
               

                СКАЗКА
                Н А С Т И Н Ы   З А Б О Т Ы   И   М Е Ч Т Ы
                или: Как оживить сказку   

                (для детей от 4 до 12 лет)               

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
НАСТЯ,  девочка  лет пяти
МАМА
ПАПА
СТАРШИЙ БРАТ АНДРЕЙ, 9 лет
СЕСТРА КАТЯ, 7 ЛЕТ
БАБУШКА  (голос по телефону)
СКАЗОЧНИК – ведущий (или голос за сценой)
ИГРУШКИ, оживающие ночью:
КУКЛЫ: Маша,  Анжелика и Алёнка
МИШКА  ПАНДИК               
СЛОНИК САН
БЕЛЫЙ МИШКА
БУРЫЙ МИШКА
КРОКОДИЛ ДУТИК ЗУБАСТЫЙ               
               
               
                ДЕЙСТВИЕ 1

               
             Раннее утро. Детская комната, где живёт девочка Настя.
 Обстановка комнаты: шкаф, стул, стол с книжками, детская палатка – это её собственный домик для игры в телефонные переговоры с бабушками и для приема её гостей. За ширмой стоит её кровать. У дальней стены стоят два письменных стола для  занятий старших детей.
 
 На полках в  шкафу сидят очень плотно игрушки. Там много разных по размеру кукол, одетых в различные по форме и окраске платья,  мишки белые и бурые, собачки всевозможных пород, зайцы, кошки. Есть даже несколько зелёных в клеточку черепах и резиновый надувной крокодил с раскрытой пастью.
 Это всё подарки от любящих родственников детям.
               
                Несколько игрушек лежат возле шкафа, на полу.


СКАЗОЧНИК:  Здравствуйте, ребята. Сейчас я расскажу вам любопытную историю про девочку Настю. Она живет в этой квартире вместе со своими родителями, с братом Андрюшей и сестрой Катюшей. Старшие дети учатся уже в школе и  им некогда играть с младшей сестрёнкой. Зато у неё очень много игрушек. Почти как в магазине.
                Сказочник  идёт к шкафу с игрушками      

СКАЗОЧНИК: Ай-яй-яй! Вы только посмотрите! Игрушки, куклы и зверушки, наверно, даже вздохнуть не могут - так им тесно. А недавно одна из бабушек подарила Насте лошадку с крыльями.  И она, конечно, умела летать. Настоящая волшебная лошадка! Но её что-то не видно тут. Скорее всего, улетела. Прогуляться решила. А если бы у вас выросли крылья за спиной, вам бы захотелось полетать? 

       Сказочник подходит к шкафу с игрушками. Сочувственно качает головой.   
 
СКАЗОЧНИК: Так-так, какие - то игрушки ночью упали. Но, тихо, кажется, Настя проснулась. ( Сказочник уходит)
         
 Из-за ширмы  выходит, потягиваясь, Настя. Идёт к умывальнику.  Умывшись,         
быстро бежит опять в кровать и забирается под одеяло. Входит мама.

МАМА: Доброе утро Настенька! Умываться!
НАСТЯ:  Добренькое утречко, мамочка! А я уже умывалась... вчера. Обязательно каждый день умываться?
МАМА: Даже зверушки и птички по утрам и вечерам...
НАСТЯ:  Знаю, знаю,…  умываются котята и ежата - поросята. Одно и то же всегда? И как им только это не надоест. Никакой сказки. Всё одинаково.
МАМА: Настя, давай быстрее... А то в садик опоздаем.
НАСТЯ: Мамочка, я точно уже умылась. Видишь, какая я блестящая: и нос, и щечки. Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Пойду я замуж за короля. Ты у меня совсем шуток сегодня не понимаешь.
МАМА: Нам не до шуток. Надо очень быстро собраться, одеться, причесаться.
               
  Настя быстро-быстро встает, одевается и даже постель заправляет

НАСТЯ: Так я ещё вчера причёсывалась, помнишь?
МАМА: Настя, ты опять?
               
                Мама подходит к шкафу с игрушками

МАМА: Ну, вот, ты вчера игрушки не уложила на полочки, и теперь они, бедные, на полу.… Всю ночь пролежали тут.
НАСТЯ: Я их вчера, честно-честно, всех-всех заталкивала, то есть усаживала на полочки, а они не хотели.
МАМА: Знаешь, красавица моя, слишком много у тебя игрушек скопилось. А ты всё просишь и просишь. Бабушек замучила.
НАСТЯ: Но я их всех так люблю...
МАМА: Так не любят. Ты их совсем забросила — не играешь с ними.
НАСТЯ: А мне не с кем играть. Мне бы братика или сестренку...ма-а-а-ленькую. Одной скучно играть в театр. Что ли ставить спектакль одной артистки? 
МАМА: Дочка, ну что ты выдумываешь. У тебя есть и брат, и сестра.
Просто они, сама понимаешь, в школу ходят, Вот и сейчас они уже в школу убежали. А ещё у них  кружки, на стадионе занятия... Это у них работа такая, как у меня - моя, у папы - своя.
НАСТЯ: Да-да-да... У всех вас работа. А у меня с вами - одна забота.
 МАМА: Вот, тебе придется самой разобраться. Какие игрушки тебе совсем не нужны для игры, надо отдать их в добрые руки. Ну, кому они нужнее... Вот тебе корзина для этих игрушек.
               
                Мама достает огромную корзину.

НАСТЯ: Хорошо, мамуля. Я  с ними р-р-разберусь, вечером. Р-р-разберусь... Это я букву «р-р-р» учу. А теперь  - на мою работу, в садик! В садик.

                Быстро одеваются и уходят.
               
СКАЗОЧНИК: Прошло несколько часов. Уже закончились уроки  у старших детей. И вот они вернулись домой. (Слышен стук входной двери) Переоделись. Поели.               
 
            Сказочник уходит. В комнату забегают Катя и Андрей.
                Садятся за свои столы, учат уроки.

СЕСТРА (напевает): «Дважды два четыре, дважды два четыре…»
БРАТ: (строго) Вы же ещё не учите таблицу умножения? Что ты делаешь? Какой урок?
СЕСТРА: (разукрашивая картинки)  Известно, какой…математику любименькую. (Поет) Два и два – четыре. Два и два четыре,… а не
шесть, а не семь…               
БРАТ: Это ясно всем! (качает укоризненно головой) Ну, какая ты умница! Все успеваешь: рисуешь, поёшь и считаешь одновременно. 
               
            Встает, берет в руки свой учебник и начинает декламировать

БРАТ: « Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
              то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…» 

                Приходят Настя и мама. Раздеваются.
              Андрей и Катя бегут их встречать.Обнимаются.

СЕСТРА: Мамочка, Настя, привет!
БРАТ: Приве-ет!
НАСТЯ: Андрюша, Катюша! А вы поиграете сегодня со мной в театр?
Обожаю театр! ( Берёт в руки игрушечный микрофон и поёт) «Мир, в котором я живу, не делится на части…»

                Настя кланяется. Остальные все аплодируют

СЕСТРА: Конечно, поиграем, только… в воскресенье,… наверно.
БРАТ: (шутит) Может,… после дождика, в четверг?
НАСТЯ: (чувствует подвох) Ма-а-м, они непонятно говорят…
МАМА: Перевожу: они говорят, что очень заняты,… пока.
Дети, (обращается к старшим детям), вы уроки выучили? Поели?
               
                Брат и сестра убегают к  урокам, за столы.

БРАТ И СЕСТРА (отвечают хором): «Да-да-да! Учим – учим – учим! Ели-ели-ели!
 ( Весело) Поели!
НАСТЯ: Мама, а где папа? 
МАМА: Работает. Самолет строит. Самолет своей мечты. ( рукой показывает на высокое небо).
НАСТЯ: Волшебный? (напевает, поднося кулачок к губам, как микрофон) «Папа может всё, что угодно и даже то, чего не может быть…»               
МАМА: Настя, как сегодня у тебя день прошел? Чем вкусным вас кормили в садике? Ты опять голодная?
НАСТЯ: Я очень-очень голодная! Я сегодня ничегошеньки не ела. Со мной все в садике просто замучились. (Качает недовольно головой) Суп я не ела, кашу — тоже, кефир я не пью. Булочки мне нельзя, сама знаешь. Я голодная, как волк… А что у нас есть поесть?  Нам надо ещё и папу кормить!
   
 Она идет к холодильнику, изображая крадущегося волка, и открывает морозильник       

МАМА: И что ты ищешь в морозильнике?
НАСТЯ: Мороженое. Ну, вот, не-е-е-ту. А конфетка есть? Я очень-очень хочу поесть чего-нибудь.               
МАМА: Так вот, конфеткой тебе сегодня будет гречневая каша.  А пока я её разогреваю, разбери игрушки. Оставь только самые-самые любимые.
               
                Мама уходит на кухню

НАСТЯ: Ла-а-дно. Если я — голодный волк, я просто обязана съесть эту  о-о-очень вкусную гречневую конфетку. А пока разберё-ёмся…
          
            Подходит к шкафу с игрушками, начинает перебирать куклы.
             Играет с ними, обнимает их, гладит, расправляет платья.
                И пританцовывает – не стоит на месте.

НАСТЯ: … с куклами. Вот ты, Маша, как в теле-елике, в этой сказке про Машу и медведя. Она там всё время Мишку обижает. Ну вот. А ты у меня, красавица, добрая. И я тебя люблю. Никому не отдам. Вот, и Анжелика – красавица и умница. Она даже умеет разговаривать.
               
                Нажимает кнопку на спинке куклы

КУКЛА АНЖЕЛИКА: Мама. Папа. Давай поиграем.
НАСТЯ: Аленка, как на шоколадке. Растрепалась немного, сейчас бантик тебе завяжу. Нет, мамочка, куклы мне жалко отдавать в чужие добрые руки.
МАМА: ( выходит из кухни) Но им, может быть, обидно, что ты с ними не играешь.
НАСТЯ: Может быть, может быть...
             
   Берет в руки мишку по имени Панда, странно одетого и сшитого из разноцветных               
      лоскутков, и тоже очень необычного вида  слоника по имени Сан

НАСТЯ: А вот эти игрушки мне бабушка подарила. Они старинные: их 30 лет назад сшили! Очень смешные, но я их больше всех люблю. Почему-то. Они –  очень весёлые.

 Встает на стул.  Садит слоника на верхнюю полку  шкафа. Спрыгивает со стула.

НАСТЯ: (кланяется слону) здравствуйте, многоуважаемый слоник Сан. Как ваше великолепное здоровье? У Вас такой замечательный нос - как труба,  прям... Назначаю Вас главным трубачом.
МАМА: Настенька, иди на кухню покушай, и спать пора уже.
 
     Настя усаживает мишку внизу, прямо под сидящим наверху слоника и
    отправляется на ужин. Быстро справляется с кашей.Выбегает из кухни.

НАСТЯ: Мамочка, спасибо за вкусную кашу. Я там… немного вам с папой оставила кашки.
НАСТЯ: (грозит пальчиком игрушкам) Ведите себя хорошо - не ссорьтесь. Я - быстро-быстро: только посплю немножко и поиграю с вами. Утром. Мам, я не успела, все игрушки перебрать и никого в корзину не отправила. А сейчас я немного ещё поиграю - позвоню бабушке.
    
 Она заходит в свой игрушечный  домик. Берет с собой настоящую телефонную     трубку.  В это время  хлопнула входная дверь. Пришел отец семейства. Он поздоровался со старшими детьми и прошёл на кухню. Настя в это время разговаривала по телефону.               

НАСТЯ: Алё, бабуля, это я - твоя внучка. Баба Галя, как ты себя чувствуешь? А ты помнишь, что скоро 8-е марта?  Я очень-очень хочу радио-самолёт, чтобы он сам летал, на верёвочке, а я чтобы командовала.
  БАБУШКА ГАЛЯ (включена громкая связь): А ты, внученька, не хочешь случайно космический корабль?
 НАСТЯ: Не-е-ет, кораблик космический я ещё не хочу.   А я тебе и мамочке в садике уже тоже делаю подарки. Ну, пока, целую. Приходи к нам в гости.               

                Настя кладет трубку и выходит в комнату

МАМА: А знает ли моя дочка, что зимой ночь раньше приходит, чем летом? Солнышко уже спать легло. И тебе - тоже пора.
НАСТЯ: Солнышко не легло спать, а закатилось. За какой-то гора-зонт. Никак не пойму — куда оно закатилось: за гору или за зонт?  Или сначала за гору, а потом, потом нашло  там свой зонт и за него спряталось.
МАМА: Я тебе уже рисовала линию, которая называется гори-зонт. 
    
 За окном темнеет. Мама уводит Настю в спальню и укладывает ее в кровать.

МАМА: А давай, доченька, я тебе расскажу сказку о панде.
 О настоящем - большом. У него всё чёрное: уши, нос и черные лапы-косолапы. Но... белый живот и морда. А самое интересное, что у него, как и у твоего Пандика, возле глаз большие чёрные очки.
НАСТЯ: Настоящие? из пластика?
МАМА: Не-е-ет, конечно.  Из кожи и меха. Просто такие чёрные пятна вокруг глаз.
               
  Настя уже почти уснула, но вдруг сонным голосом проговорила

НАСТЯ: Мамочка, это не сказочно... Хочу сказку. Мама, А папа пришёл? (сквозь сон)
МАМА: Да-да, пришел… Он очень устал и, наверно, уже спит.
НАСТЯ: А – а... И не поел моей гречневой конфетки… Сказку… 
МАМА:  Ну вот,  живёт себе такой зверёк в сказочно прекрасной стране. В бамбуковом лесу, жуёт себе этот самый бамбук и вдруг встречается ему принц заморский, который очень любит раскрашивать всё, что ни попадётся ему на пути. И говорит ему этот принц — художник: «Что это ты, мишка, такой весь чёрно-белый?
Хочу я тебя разукрасить в разные цвета».  И разукрасил…. Ну вот, уснула.
               
               Пока мама рассказывала сказку свою, Настя изредка,
                не открывая глазки, произносила: «ага», «ага» 
            

                2 ДЕЙСТВИЕ


СКАЗОЧНИК: И вот, когда сон победил и все в доме уснули,началось самое интересное. Посмотрите скорее на полочки в детском шкафу. Игрушки начинают свою ночную жизнь. Видите, зашевелились?
               
 Три куклы спрыгнули с нижней полки на пол. Поправили прически, расправили               
    юбки и платья. Остальные игрушки потягиваются и потирают бока.

КУКЛА АНЖЕЛИКА: И зачем мы тут живём? Никто с нами давно не играет, ничему не учит:  ни петь,  ни танцевать красиво. И никто на нас не смотрит даже. А мы такие красивые.               
КУКЛА МАША: Да-да-да! Очень обидно. А Настя только и возится со своими любимчиками, этими - слоником и мишкой в очках. Они такие смешные... Просто: Фи!
 А давайте, девочки,  потанцуем, покружимся! Хоть ноги разомнем.
               
                Кружатся неуклюже, потом останавливаются.
                Разговаривают между собой

КУКЛА АНЖЕЛИКА: Люди такие странные. И зачем им столько медведей и зайцев? За что они этих лесных жителей так любят?
КУКЛА АЛЕНКА: Настя говорит, что они очень мягкие и тёплые. Дети с ними даже в кровать спать ложатся, Представляете? Обнимутся и сразу засыпают.
КУКЛА АЖЕЛИКА (скривила губки): Подумаешь. Никогда бы не стала обниматься с медведем, ни с черным, ни с белым.
КУКЛА МАША:  А мне нравятся мишки – они такие милые: в необыкновенных мохнатых шубах, и, наверно, умные.
               
 Зашевелились медведи, и белые, и бурые.И крокодил зубастый проснулся, пасть       открыл, зевая громко,забурчал недовольно. И вдруг спрыгнул на пол и спрятался под стул. Но никто не обратил на него внимания.               

  А мишки все-таки продолжали спать.Бурый мишка во сне даже лапу свою сосал, как настоящий, и сопел громко.
 
 Мишка Пандик спать почему-то совсем не хотел. Ему стало скучно. Он поднял глаза кверху и увидел, что слоник Сан тоже не спит.

МИШКА ПАНДИК: Ой, как же мне скучно! Сижу тут один-одинёшенек. Чем бы заняться? Как бы р-р-развеселиться?
      
  Тут он снова посмотрел на слоника. Ему захотелось поговорить с ним.

МИШКА ПАНДИК: прыгай сюда, слоник, мне скучно!
СЛОНИК САН: Я боюсь! Но мне тоже скучно!
МИШКА ПАНДИК: Ты – большой и смелый слон. Уши твои как крылья! Лети ко мне. Не бойся!

 Слоненок почувствовал себя большим и очень смелым. Он поднял кверху хобот, расправил уши, качнулся и – полетел! Приземлился прямо на мишку.

МИШКА ПАНДИК:  Ой! Ой-ей-ей!
            
 Мишка немного покряхтывал, потирая  бока и голову. А слоник ушиб лапы и бока и стоял, немного покачиваясь и постанывая.
               
СЛОНИК САН: Охо-хо! Знаешь, это я слишком высоко хобот свой поднял, вот и свалился. Говорят, и у людей так тоже бывает.
МИШКА ПАНДИК: Это, наверно, когда они не смотрят под ноги себе... А давай дружить! по — настоящему!
СЛОНИК САН: Давай! Дружить – весело жить!
         
                И они стали весело кружиться и смеяться.
            Куклы, наговорившись, тоже стали двигаться - танцевать
Настя заворочалась и стала говорить что-то непонятное. Потом четко позвала маму.

НАСТЯ: Мамочка, не буди меня,… я хочу сон… смотрю… досмотреть. 

Тут просыпаются и встают бурый и белый мишки. Потягиваются, приседают.

БУРЫЙ МИШКА: А что уже весна? Есть что-то хочется…
               
                Обращается к танцующим куклам.

БУРЫЙ МИШКА: Девочки, у вас малинки, случайно, нет? Ну, или медку?
БЕЛЫЙ МИШКА: А мне бы рыбки, хотя бы мороженной, а?
КУКЛЫ: ( почти хором ) Ну-у-у вот! Испортили танец…
КУКЛА АЛЁНКА: А мне мечту вспугнули!
               
           Все ожившие игрушки бросились к ней с вопросами
 
ВСЕ ВМЕСТЕ: Что такое мечта? Расскажи. Покажи. Это птица? Какая она?
КУКЛА АЛЕНКА: Моя мечта такая… розовая, круглая… мягкая….

              Появляется почти под потолком розовый воздушный шарик
                с нарисованной на нём шляпкой.

КУКЛА МАША: Так, я поняла. Стоит захотеть, чего-нибудь сильно.
То, что любишь.… А я люблю голубое небо и облака…. Хочу-хочу-хочу!
             
         Появляется высоко над головами голубой шарик с белыми облаками.

БУРЫЙ МИШКА: Как здорово! Интересно!
БЕЛЫЙ МИШКА: Классно! А можно мечту съесть?
КУКЛА АНЖЕЛИКА: Нет! Мечта – это что-то высокое!… высокое.Ее не просто достать
БУРЫЙ МИШКА:( на одном дыхании) Ну, а я хотел бы перелететь по воздуху в сосновый лес! Прогуляться там, где настоящие бурые медведи живут.
БЕЛЫЙ МИШКА: А я тогда – покататься в северном море на льдине!

Тут появляется зеленый воздушный шар с соснами и с кустом, с яркими ягодками малины. Следом выплывает синий шар с нарисованной льдиной, а на ней рыба. 
    
  В это время Дутик Зубастый стал выползать из-под стула, ему захотелось принять участие в общем веселии, но он никак не мог придумать себе мечту. Поэтому он рассердился на себя и на всех остальных.   

КРОКОДИЛ ДУТИК ЗУБАСТЫЙ: (зашипел зло) А я, а я тогда с-с-ъем ваш-ши, ваши и розовые розовые и все-все мечты... И пусть они такие у вас высокие - высокие... А я такой низенький А зато я надутый! Сейчас как надуюсь еще и как подпрыгну и съем -съем...
 
 Почему-то опять никто его не заметил и не услышат его шипения.
 Они так заняты были, все, кто загадал свои желания и мечты! Весело стали гоняться за шариками, при этом задевая друг друга и наталкиваясь на откуда ни возьмись возникшие препятствия: горы, холмы, ямы.

 КРОКОДИЛ ДУТИК ЗУБАСТЫЙ:Ох!НЕ могу допрыгнуть до этих высоких ж-ж-еланий... Придумал! я буду тогда их самих ловить! Вот какой я умный, хоть и дутый- надутый! Всех съем...

    И он стал гоняться за игрушками, хватать их за лапы и ноги. Но ничего у него не получалось.   

 Все забыли про куклу Анжелику. Анжелика сначала обиделась на всех, а потом ей стало тоже весело и она засмеялась, глядя, как они гоняются за шариками.

КУКЛА АНЖЕЛА:(закричала)Стойте! А как же я? Моему шарику, наверно, не хватит места! Моя мечта очень большая!
ВСЕ РАЗОМ: (вспомнили о ней) Расскажи! Расскажи!

          Появляется самый большой овальной формы разноцветный шар
            с нарисованными на нём танцующими фигурками.

КУКЛА АНЖЕЛИКА:(торжественно) Хочу! Чтобы мы! Все вместе! И с Настей! Разучили наконец-то какой-нибудь красивый танец.Вот!

 Тут встает с постели полусонная Настя, Выходят из своей комнаты Андрей и Катя.
 Идут странными шажками, как будто плывут. Все выстраиваются как положено на            
        репетиции в танцзале. Настя хлопает в ладошки, стоя перед ними.

НАСТЯ:(громко и по - учительски строго) Так-так-так. Построились?
Итак, наш новый танец называется вальс. Но танец потом. А сейчас выучим счёт: раз-два-три, раз-два-три! Хлопаем в ладошки!
 
   Все дружно считают, хлопая в ладошки и пытаясь (забавно) кружиться на месте.
   Даже ДУТИК ЗУБАСТЫЙ стал смешно хлопать себя по бокам, смеяться и кружиться.

 Вдруг выплывает  огромный желтый шар, а все другие уплывают. Это встало 
                сказочное солнце.

           Дети убегают на свои кровати. Игрушки рассаживаются по местам.

                Это настало утро. И настоящее Солнце заглянуло в окно.

СКАЗОЧНИК: Все игрушки замерли. Они как будто заснули. А Настя наоборот — проснулась.

Она встала с постельки, умылась, оделась. Потом пошла проведать свои игрушки. И очень удивилась, когда нашла слоника внизу, около Пандика.

НАСТЯ: Похоже, что мои любимые зверушки всю ночь секретничали. Да? Расскажите-ка мне, о чём вы шептались. А?

Она обняла их, подбросила несколько раз в воздух и повела в свой игровой домик.
В комнату входит мама. Она собирает свои вещи, одевается для выхода на работу.    

                Настя выходит из домика.

МАМА: Дочка, Ты уже готова идти?…
  НАСТЯ: Мамочка, послушай! Ты не догадаешься, ни за что! Какой мне сон сегодня приснился! Волшебный! Там был театр. Настоящий! А я была главной, ну, понимаешь, режиссёром  или… может,тренером. А ещё, оказывается, куклы на меня обиделись. Правда-правда. Я решила сегодня их с собой в садик взять. Им там понравится. Куклы! Собирайтесь! Маша! Анжелика! Аленка! Бегом, а то в садик опоздаем.

               Мама помогла собрать Насте игрушки в сумку. И они пошли под 
                бравую песню к выходу

МАМА и НАСТЯ: Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!               
              Да - да - да – да – да – да – да – да –да - да!
                Мы рождены, чтоб сказку оживить!

                КОНЕЦ