Мой Печорин

Анастасия Артми
- Да... Вот такие дела, Патрик, - я плюхнулась на кровать и, крепко обняв подушку, уставилась в потолок.

Мой петушок невозмутимо кружил вокруг аквариумного растения, не особо интересуясь моими проблемами.

- Нет, ну ты посмотри только, - я взяла в руки книгу и начала размахивать ею перед рыбой. - 1840 год! Сколько воды утекло, а так ничего и не изменилось. Ты видел этого Печорина? Ну чем тебе не наш Андрей, а?

Кажется, Патрик немного оживился после таких речей и кардинально изменил свой курс, пару раз взглянув на меня ошарашенными глазами. А я продолжила:

- Вот смотри: приехал парень, умный такой, интеллигентный, на отдых. Понял, что от местного общества остается желать лучшего, и остался наедине с другим таким же - доктором Вернером. Чудесно! Как я за него рада! Это же так круто: сидеть, говорить и понимать, что тебя слышат! Что любую твою мысль уже на полпути улавливают и могут продолжить. Этот доктор - настоящий клад, и им обоим очень повезло встретиться. Согласись, и самому иногда так не хватает собственного Вернера. Однако, старая добрая пословица «друг познаётся в беде» звучит здесь как нельзя кстати. Ведь прошло время, и события привели к тому, что его трусость и боязнь ответственности после дуэли Печорина, в которой Вернер сам вызвался быть секундантом, действительно расстраивает. Видимо, не такой уж доктор и высокоморальный, а его эгоизм перетянул канат и в итоге привел к серьезному разочарованию.

Ладно, ну а что ж Григорий, спрашиваешь?
Это такой незаурядный персонаж! Человек в котором действительно каждый немного узнает себя! И вся его невероятная история началась, понятное дело, с детства. Судя по аккуратному внешнему виду и, конечно же, нежной ручке, которую так удачно заметил автор, когда она выглянула из-под перчатки, становится очевидно: главный герой из богатой семьи, и ему никогда не приходилось заниматься тяжелым трудом. Его выучили манерам, языку, Печорин вышел в свет очень уверенным и обаятельным человеком. Но не потому ли он ненавидит это самое высшее общество, что сам родился там и знает все подводные камни светского быта? Он жил в золотой клетке. И даже сам говорил: «Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». У Печорина было все, но ему не хватало самого главного - любви. И тогда он «выучился ненавидеть».

Главный герой сделался «нравственным калекой» и сам это признает. Его перестали радовать все эти глупые посиделки и бессмысленные разговоры. Единственное интересное, что он вообще видел в жизни - люди. Печорин явно балдел от возможности подергать кого-то за ниточки, а после наблюдать за реакцией. И его, к сожалению, мало волновала дальнейшая судьба жертвы: убив своего друга Грушницкого, он просто пожал плечами и ушёл; испортив отношения между контрабандистами в Тамани, на следующее утро без каких-либо угрызений совести, приказал запрягать коней и пустился в путь. Он использовал бедную княжну Мэри, наплевав на ее чувства, просто чтоб ульстить собственную гордость тем, что отбил девушку у Грушницкого. Ведь только в насыщенной гордости он и видит человеческое счастье.

И даже Вера, его давняя знакомая, не смогла пробудить в Григории чувство любви. А все просто потому, что Печорин собственноручно уничтожил его.

Я подняла голову. Петушок резко блеснул чешуей и продолжил наматывать круги по периметру.

- Знаешь, - вещала я, рассматривая аквариум, - вот, что мне действительно импонирует, так это самокритичность Печорина. Какие бы страшные вещи он не творил, герой будет открыто их обсуждать и долго копаться в первопричинах. Да вот толку с этого? Обычно, рассуждая о своих плохих поступках, мы приходим к решению что-то изменить, а что Печорин? Для меня этот вопрос так и остался открытым. А вообще, странный он, ей-богу. Таких людей, как он, как Андрюха, довольно мало, но встречаются они всюду. И я уже смирилась с тем, что вряд ли пойму их, но вся беда даже не в этом. Вот сам посуди, - я придвинулась к стеклянным стенкам еще ближе, - 21 век на дворе, и все думающие люди научились направлять свои способности в нужное русло. Нам не понять этой «русской хандры» и вечных скитаний, а представь на секунду, какого было этим Печоринам двести лет назад? Когда было столько свободного времени, чтоб остаться наедине со своими мыслями. Поначалу это круто, а потом и крыша поехать может. Конечно, как не стать равнодушным ко всему происходящему, когда ты неделями сидишь в четырех стенах и уже, кажется, проник во все тайны вселенной?

Я никогда не решусь судить Печорина, поскольку это будет очень субъективно, учитывая тот огромный временной отрезок, который нас разделяет. И можно долго ругать его за аморальные поступки, но, кому знать, не стала бы я случайно его сообщницей 178 лет назад?