Благородные и рабы

Дан Берг
                И. Штейнберг
    
                15. Благородные и рабы

               
                Перевод: Дан Берг

                1

Всем, конечно, известно, что у Адама, первого в мире мужчины, и у Евы, первой женщины, народились потомки, а у потомков – их потомки, и так далее, и множились люди на земле. В те давние времена Бог поделил  род человеческий на две части – благородные и рабы.

Благородным принадлежала земля, и все, что есть на ней – леса и поля, луга и сады, деревья и виноградники, а также реки и моря, рыбы и птицы, звери и скот. И богатствами недр – золотом, железом, углем и прочими благами, что добывают из-под земли – тоже владели благородные. То, что радует глаз и приятно на слух, иными словами, все источники удовольствий, состояли на службе у благородных, и они стали господами мира и наслаждались жизнью. 

А что принадлежало рабам? Их достоянием были крепкие руки и ноги. Сила требовалась им для тяжелой работы на пользу благородных, ибо все утехи легкой и сладкой жизни богачей создавались изнурительным рабским трудом. Рабы растили урожай, добывали рыбу в морях и зверя в лесах, извлекали из-под земли ее богатства – короче, делали то, в чем нуждались их счастливые господа. Сами же труженики прозябали в нищете, ели впроголодь, и дни их были чернее ночи.

Бог наделил благородных добрым сердцем и широкой душой и наказал им: “Относитесь к рабам милосердно и щедро делитесь с ними. Ведь и беднякам положена доля счастья, и пусть живут и не умирают от голода и гнетущего труда!”

Всевышний дал благородным острый ум, умение постигать устройство мира и дар сочувствовать нуждам людским. “Знания и доброта потребны вам для разумного употребления ниспосланных мною благ, а в руках невежды гибнут богатства!” – добавил Господь.

В сердца рабов Бог не поселил жалости и человеколюбия, сделал их души грубыми и черствыми. “Добрые чувства принесут беду простолюдинам и увеличат их страдания, - сказал Всевышний, - негоже, коли плач голодных детей размягчит дух бедняков и расслабит их мускулы, ибо кто станет трудится на благородных? Хуже того, червь зависти заползет в нутро раба, жажда мести поселится в голове его, и не миновать преступного кровопролития!”

“Ни к чему рабам много разумения в головах, - решил Господь, -  не следует понимать им, как плоха их жизнь, и не должны они сознавать себя несчастными. Пусть меньше думают и больше трудятся!” Не удивительно, что рабы стали существами злыми и лишенными добродетелей и сделались носителями пороков.

                2

Какими создал Всевышний благородных и рабов, такими они и сосуществовали друг с другом.  Рабы растили пшеницу на полях, а благородные ели сдобные булки во дворцах. Рабы давили виноград в винодельнях, а благородные пили вино за столом. Рабы стенали от нескончаемой работы, а благородные купались в море увеселений.

Однажды благородным наскучило однообразие роскоши дворцов и они пошли в поле посмотреть на занятия рабов. Богачи увидели мрачные и злые лица тружеников. Ноги их были изодраны колючками, кожа на руках огрубела до мозолей, веки смыкались, требуя сна. От зари до зари гнули спину простолюдины, и лишь при луне выдавалась им свободная минута подкрепить силы черствым хлебом и водой из колодца.

Как узрели господа печальную эту картину – содрогнулись их добрые души. Они воскликнули, обращаясь к рабам: “Боже, как ужасно ваше сушествование, как бедственно ваше положение!” В приливе жалости благородные принялись обнимать и целовать несчастных рабов. “Почему вы босые, почему пища и питье ваши - только черствый хлеб да колодезная вода? Оставьте свои хижины и приходите в наши дворцы. Амбары ломятся от зерна, погреба заставлены бочками с вином. Ешьте и пейте досыта, дорогие братья! Наше добро сотворено вашими руками, и творцам принадлежит по праву!”

Рабы охотно последовали за милосердными господами, и наполнили желудки лучшими яствами и винами, и жен и детей накормили отменно. Но глаза их почему-то не подобрели, и по-прежнему горели в них злые огоньки. Благородным невыносимо было смотреть в несчастные лица обиженных судьбой. Они открыли свои сундуки и воскликнули: “Подходите, братья! Надевайте лучшую одежду и украшения берите! Не робейте и наряжайтесь!”

Рабы не отвергли щедрость дарителей и опустошили сундуки. Благородные взглянули с надеждой на облагодетельствованных ими, но, увы, все так же мрачны были лица бедняков. Добрые сердца господ жалобно заныли. “Оставайтесь дома, труженики, вы заслужили отдохновение. Мы потрудимся за вас!” – великодушно предложили благородные и были счастливы получить мгновенное согласие рабов.

Вооруженные лопатами, серпами, мотыгами и прочими орудиями, благородные двинулись навстречу неизведанному. Торжественное шествие встретил дьявол. “Вы совершили великую глупость, отдав все лучшее этим грязным неблагодарным рабам! – воскликнул лукавый бес, - скоро вам нечего будет есть, и что станете делать?”

“Рабы поделятся с нами, как мы с ними поделились! Не случится такого, что человек останется равнодушен к страданию ближнего, и не проснется в нем жалость!” – достойно ответили благородные.

“Вот и посмотрим, какова щедрость рабов, усевшихся в кресла благородных!” – воскликнул дьявол и злорадно засмеялся своим дьявольским смехом.

Благородные трудились в поле день, другой, третий. Вышли заготовленные припасы. Они надеялись, что рабы принесут им в поле еду и питье, но, не дождавшись, отправились в город. Сейчас в них никто не признал бы благородных. Одежда порвалась, лица потемнели, пыль въелась в кожу, плечи опустились, веки от усталости смыкались.

Увидали рабы измученных трудом и голодом благородных, и не дрогнули жестокие рабские сердца – грубые, никогда не ведавшие милосердия и жалости.

Так и повелось с тех давних пор. Души рабов холодны и пусты, а головы не обременены разумом. Зато много у них богатств, одеты они в дорогие одежды, украшены драгоценностями, едят с золотых блюд и живут во дворцах. А благородные – чувствительные и разумные – трудятся день-деньской и выполняют всю тяжелую работу. И бедны они и бесправны. Вот вам, дети, история происхождения нынешних богачей и бедняков.
 

Полностью сборник сказок И. Штейнберга опубликован здесь:

http://s.berkovich-zametki.com/2017-nomer3-ishtejnberg/

и здесь:

http://port-folio.us/  архив, январь 2018, выпуск  253