Заметки по ходу... пьесы-10

Владимир Григорьян
«…Афган не гарантия, что человек хороший. Считать любого афганца за брата-это пионерия. Так в школе рыжие и косоглазые дружили-только с рыжими и косоглазыми. Афган не сделал нас лучше, но он внутри. Ты можешь себе говорить-этот парень был в Афгане, значит я буду ему верить. Не потому что афганец-значит хороший, а потому что тебе надо кому-то верить. Бога-то нет, коммунизм мы решили не строить. А причина, чтобы верить другим всё равно нужна. Всегда должны быть свои и свои должны быть вместе.»

 Очень сильный, глубокий, выстраданный монолог, который произнёс Сергей Лихолетов, бывший прапорщик, прошедший Афганистан. Лихолетов, один из главных героев сериала «НЕНАСТЬЕ» недавно показанного по телеканалу «Россия». На мой взгляд, этот фильм несомненный успех отечественного кинематографа в уходящем году. В нём затрагиваются одновременно две болезненные темы, которые по-видимому ещё долго будут предметом яростных дискуссий. Речь идёт о т. н. «лихих» 90-х и о войне в Афганистане- событиях, затронувших практически всё население нынешней России и ушедшего в прошлое Советского Союза. Сколько крови пролито в прямом и переносном смысле в эти периоды нашей истории.

 15 ноября сего года в передаче «Вечер с Владимиром Соловьёвым» ведущий и приглашённые в студию гости взялись обсуждать упомянутые 90-е и Афганскую войну. Про первое десятилетие после развала СССР стоит поговорить отдельно. Сегодня же мне бы хотелось уделить внимание вводу советских войск в Афганистан. По причине того, что ток-шоу Соловьёва, к огромному сожалению, далеко не первая «ласточка» в череде радио- и телепрограмм, многочисленных интервью политиков, общественных деятелей, депутатов, где предпринимаются попытки дезавуировать постановление съезда народных депутатов СССР почти тридцатилетней давности. Предлагаю его полный текст:

                СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР   

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 1989 г. N 982;1

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РЕШЕНИЯ

О ВВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАН

В ДЕКАБРЕ 1979 ГОДА

1. Съезд народных депутатов СССР поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения.

2. Съезд поручает Конституционной комиссии при подготовке проекта новой Конституции СССР учесть предложение о конкретизации основных принципов принятия решений об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 113 и пунктом 13 статьи 119 действующей Конституции СССР, в увязке с разработкой Положения о Совете обороны СССР.

3. Верховному Совету СССР рассмотреть вопрос о создании Комиссии по делам бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане.

4. Поручить Совету Министров СССР разработать государственную программу, направленную на решение вопросов, связанных с устройством жизни и быта бывших военнослужащих и других лиц, входивших в состав контингента советских войск в Афганистане, а также семей погибших воинов.

Председатель

Верховного Совета СССР

М. ГОРБАЧЁВ

 Ох как многим «патриотам» не даёт покоя первый пункт этого документа! До скрежета зубов.

«надо однозначно заявить, что Государственная Дума считает необходимым признать несоответствующим принципам исторической справедливости моральное и политическое осуждение решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года»

Сказано Председателем Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николаем Харитоновым в ходе парламентских слушаний.

…Никогда не забуду этот взгляд. Он буквально прожигал насквозь. Читал я про такой в книгах и однажды слышал от отца моего закадычного друга, когда он рассказывал нам случай из жизни. Был он боксёром и перед стартовым гонгом, стоя в центре ринга и обмениваясь традиционным хлопком по перчаткам с соперником, попал именно под такой, наполненный ненавистью и злобой. Вот и мне пришлось испытать на себе подобный уничтожающий взор. Вместе с педагогом по английскому языку я возвращался домой с занятий. Нам было по пути. Отличный специалист и прежде всего замечательный человек, Валентина Васильевна всё никак не могла отойти от минувшего урока и продолжала говорить об особенностях применения Participle II (причастия прошедшего времени). Мы увлечённо беседовали и не обратили внимания на то, что к нам очень внимательно прислушивался парень стоявший неподалёку. Громко, сквозь равномерный неторопливый пассажирский гомон, он крикнул:

-Вас бы обоих в Кандагар!

И через паузу добавил, нарушив мгновенно наступившую тишину:

-Там бы поболтали с выпущенными кишками, интеллигенты…

Высокий, худой, с культей вместо правой руки, паренёк казалось, был готов испепелить нас на месте. Я почувствовал неописуемую неловкость и смог произнести только одно:

-Извини, брат...

На ближайшей остановке он вышел из вагона. Остаток пути мы проехали молча. Как-то вдруг стало не до нюансов английской грамматики…

Д. Ф. Устинов министр обороны СССР 24 декабря 1979 года подписал директиву №;312/12/001, в которой говорилось:

«Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

Спустя десять лет пришло время подводить итоги.

После окончания войны в 1989-м в СССР была опубликована цифра погибших советских солдат. В дальнейшем она подверглась коррекции и на сегодняшний день составляет 15.031 человек. Но это, так называемые, безвозвратные потери. А ведь есть ещё раненные… А кто-нибудь брался оценить потери душевные, подсчитывали ли искалеченные судьбы переживших эту бойню?!

Не помешает вспомнить и афганские потери.

7 июня 1988 года, в своём выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент Афганистана Наджибулла сообщил, что:

«С начала боевых действий в 1978 году до настоящего времени в стране погибли 243,9 тыс. военнослужащих правительственных войск, органов безопасности, государственных служащих и мирных жителей, в том числе 208,2 тыс. мужчин, 35,7 тыс. женщин и 20,7 тыс. детей в возрасте до 10 лет…»

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн. погибших, имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн. в общем.

 И что самое ужасное война в Афганистане нанесла мощнейший улар по взаимоотношению людей, живущих в многонациональном Советском Союзе. Я ни в коей мере не стану идеализировать положение дел в области восприятия народами СССР различных культур и религий. Проблемы в этой сфере существовали. Иначе, наверное, и быть не могло. Однако, люди старались искать точки соприкосновения. Обмен делегациями, концертными программами, кинофильмами, издание и распространение литературных произведений авторов из практически всех без исключения республик и автономных образований, межнациональные браки давали свои плоды. Но случилась эта треклятая война и граждане СССР узнали, что есть моджахеды («духи»), которые стали ассоциироваться с чужой (?!) религией, требующей противостояния по всем фронтам. В том числе, и на территории СССР. И подобный расклад стал серьёзной трещиной, расползающейся по сию пору и приводящей к опаснейшему размежеванию. В связи с этим мне вспомнился замечательный фильм Владимира Хотиненко «Мусульманин».
Думаю, нет надобности пересказывать сюжет. Эта картина смотрелась на одном дыхании и сейчас не потеряла актуальности. Безусловно, расширению этой злосчастной трещины способствовала и война в Чечне.

...В 1978-м году я поступил в институт и благодаря наличию в ВУЗе военной кафедры ограничился трёхмесячными сборами вместо полноценной службы в армии. Тогда, в конце семидесятых, была большая вероятность, что я мог бы оказаться в Афганистане в случае провала вступительных экзаменов. Потому как много ребят призывного возраста именно из Закавказья и Средней Азии попадали в страшную мясорубку Афгана. И даже сегодня, спустя почти сорок лет, я испытываю по меньшей мере неловкость, осозновая, что неизвестные мне парни откуда-нибудь из Рязани, Тбилиси, Самарканда или Пскова вместо меня прошли через ад войны или вовсе вернулись домой в цинковых гробах. Спасибо вам, мужики...