Разговор

Ирина Колесникова 4
Разговор 

   Гости давно разошлись по домам. Татьяна, поджав ноги, сидела на диване и невидящими глазами смотрела  телевизор.  Встрепенулась, чего сижу, надо бы прибраться. С неохотой поднялась, налила в таз горячей воды и начла мыть посуду.  Вот уже несколько дней подряд  мысль, как надоевшая, осенняя  муха кружила в голове, где найти деньги для сына.  Андрюшенька, сыночек ее ненаглядный поступил в институт.  В городе будет жить,  место ему в общежитии дали.  Как она радовалась, как радовалась! Ведь первый из родни кто получит высшее образование!  Всем знакомым и родным позвонила, сообщила приятную новость.  Вот сегодня стол собрала. Позвала подругу, соседку с мужем.  Хорошо посидели, выпили, закусили, Алексея  её вспомнили. Вот бы отец порадовался. « Все хорошо, но так нужны деньги».  Татьяна снова возвратилась к своим горестным мыслям.  «Андрей совсем  раздетый, из всей одежды вырос.  Даже, если только куртку и ботинки, все равно получается под  десятку. А костюм, ведь нельзя же без костюма,  пару рубашек, свитер». Руки задрожали,  намыленная тарелка выскользнула и упала на пол. Вдребезги.  Присела  и начала собирать осколки. Неловко схватила один из них и порезалась.  Кровь темной струей мгновенно залила колени, испачкав юбку.  Схватив полотенце, обернула кисть и так со стоном от боли пошла в комнату. « Ну, за что, за что мне все это?!» В отчаянии вскрикнула Татьяна.  На широком подоконнике стояла маленькая бумажная  икона Святителя Николая, сын откуда-то принёс. Несколько секунд  женщина смотрела на икону, потом решительно поднялась, взяла её, поставила на стол, облокотив на чашку и начала торопливо рассказывать ему, обращаясь, как к живому и близкому человеку. « Девчонкой я, о  чём мечтала, выйти замуж за хорошего парня,  жить в просторном доме с большими окнами, растить  детей, слушая их весёлый смех, рассказывать им сказки, петь колыбельные,  помогать,  поддерживать мужа. И чтобы мамка с отцом были рядом.  Так и случилось. И муж золотой, он у меня знатный печник был, а камины какие выкладывал – произведение искусства, вся округа  о нём  знала, из других районов приезжали, приглашали.  И родители рядом с нами. Только детей, кроме Андрейки, не родила больше. Не случилось».  Татьяна  умолкла, вытерла мокрое от слёз лицо. « Ну, вот жили-поживали, не ссорились, не делились. Все по-доброму.  А за прошлый год из дома нашего три гроба вынесли. Сначала мамку - машиной сбили. Шла в больницу рано утром, потёмному,  водитель не увидел. Папка затосковал сильно,  есть перестал, даже с кровати не хотел вставать. Я, бывало,  подойду к нему, говорю, пап, мне в район надо, ты курам воды налей, семенную картошку перебрать надо.  А он глаза закроет и молчит».  Женщина вновь принялась плакать причитать, раскачиваясь из стороны в сторону «Ох, папка, папка, бедный ты мой.  Через месяц его схоронили.  А зимой Алексея в гроб положили». 
           Никогда не забудет она тот страшный день.  Муж с утра по делам уезжал, вернулся к вечеру, говорит, баню истоплю. Татьяна зашумела на него, пока растопишь, пока нагреется,  ночью мыться будешь?  А он своё, ничего, Танюша,  ты ложись,  не жди меня. И ушёл. Проснулась ночью,  как толкнул кто. В доме тихо,  посмотрела,  Алексея нет рядом. На часах три.  Набросила пальто на сорочку, обулась, и пошла в баню…  Врач объяснил потом, что сердечная недостаточность.  Татьяна снова обратилась к иконе.  «Денежного запаса  у нас не было,  муж все деньги на строительство и отделку дома тратил.  Пришлось занимать. Ферму уже лет десять  как закрыли.  Работы  в деревне не было, ну, чтобы за деньги. До смерти Алексея его зарплатой обходились, да пенсией родителей.  Я на хозяйстве,  куры, огород. Нормально жили, не бедствовали.  А как всех схоронила, долгов набрала. Попросилась в больницу, хоть нянечкой взять, хоть посудомойкой. Какой там! Все места заняты. В район ехать, так на дорогу и на обеды все прокатаешь».  Татьяна поправила сползший  с головы платок.  « Весной  сдала на два месяца рабочим баню. Они и огород вскопали,  и картошку помогли посадить, а с деньгами обманули… Им на завтра платить, а они ночью сбежали». Женщина замолкла, взяла в руки икону, пристально  всматривалась в лик не знакомого ей человека.  «Вот такие у меня, дедушка дела. И что теперь и как, ума не приложу. Может, ты подскажешь?».  Яркий свет от фар скользнул по комнате.   Возле дома остановилась машина.  «Кто же это мог быть?»  Татьяна вышла на крыльцо.  У калитки стояли соседка и не знакомый мужчина.
- Да, точно, это его  дом, вон жена его -  соседка рукой показала на Татьяну.
- Мне поговорить  с вами надо, - мужчина вошёл во двор.
-Говорите.
-Может, присядем, история моя не быстрая, - предложил мужчина
- Садитесь,- Татьяна кивнула на скамейку у дома.
- Мне ваш муж помог, - начал он разговор. Было видно, что волнуется, - Давно это было. В историю я попал заковыристую. Сам виноват.  Нет. Все же надо сначала рассказать. Лесопилка у меня была своя.  Дело прибыльное.  Начинал с малого, а потом хорошо поднялся.  Деньги уже не ручейком, а рекой бурной текли. Семья была. Жена, два сына. Казалось бы, живи и радуйся, а я, - он замолк,  стыдливо взглянул на Татьяну и продолжил,- Я озоровать начал,  большие деньги это только для глупого сласть, а умный человек капиталов сторонится. Ну, вот, деньги рекой, и водка, коньяк рекой,  - опять замолчал, чувствовалось, что признание это даётся ему не просто. – Короче, весь атрибут лихой жизни. Водка, женщины, домой по нескольку дней не приезжал.  Жена посмотрела, посмотрела, да и ушла.  А мне ни по чём.  Даже ещё лучше, пьянки - гулянки в своём доме справлять можно.  В таком угаре жил, что не  сразу понял, что конкуренты лесопилку мою, дом, землю к рукам прибрали. Не помнил, как и какие бумаги подписывал. Очнулся на вокзале.  Руки в ссадинах, губа разбита.  Вышел на улицу,  стою и думаю, куда идти, у кого помощи просить, когда сам всё сотворил?  Пошёл  вдоль перрона, через рельсы, там тропка через лесок. Иду себе в  голове шум, в животе пусто, руки, ноги дрожат. Добрёл до какой-то автобусной остановки. Дождь начался.  На остановке мужчина на скамейке сидит. Я подошёл, рядом присел.  Стыдно мне было, а всё же попросил,  слышь друг, нет ли у тебя чего поесть?  А он отвечает, что нет с собой, но в доме, где работает, есть еда.  Поедем со мной, накормлю.  Привёз в дом. Дал сухую рубашку, накормил. Я возьми да и расскажи ему всё про свою жизнь.  Думал, сейчас прогонит, а он, говорит, я печник, мне надо в этом доме  камин доделать,  будешь помогать,  деньги пополам поделим. Понимаете, я ведь, думал, таких людей не бывает! Чтобы  меня, побитого, грязного, похмельем от меня за версту, а он как не заметил. Как к доброму человеку ко мне отнёсся.  Работу мы с ним сделали. Хозяин рассчитался. А вот деньги  Алексей делить не стал. Отдал мне все. Хоть я и отговаривался. А он твердит своё, потом отдашь.  Выправишься и отдашь.  От  такой его веры в меня я и правда, выправился, не сразу, честно скажу. В город приехал, опять загулял было, да, быстро очухался.  Тяжело поднимался, но Господь милостив, помог, найти дорогу,   - мужчина полез в карман куртки, достал свёрток и протянул Татьяне.
- Что это?- спросила она, отодвинувшись
- Деньги.  Вы не думайте ничего худого, это честные деньги. Я обещание себе дал, вернуть! Не отказывайте. Примите.  Алексей бы понял меня, взял.  От соседки вашей узнал, что умер он.
- Нет. Деньги не надо. – Остановила его Татьяна. - Может у вас работа, какая для меня найдётся?
- Работа?  - мужчина задумался.- Найдётся, найдётся, - весело отозвался он. – Уже нашлась. Мы здесь не далеко  храм восстанавливаем,  нам кашевар очень нужен.  Я смогу за вами заезжать, мне это не трудно.  Подойдёт вам моё предложение?
- Ещё как подойдёт! Ещё как!- отозвалась Татьяна.
- С работой решили.  И деньги вы, пожалуйста, возьмите,- вставая, сказал  мужчина. Свёрток остался лежать на скамейке.
- Завтра к восьми часам заеду за вами, -  уже от машины крикнул он.
- Постойте, как зовут вас? – спросила Татьяна
- Николай!