Конспект урока по Денискиным рассказам

Светлана Власенко
В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
Внеклассное чтение,  5 класс.

Цели   урока:
1.Образовательные:
- выработка умения использовать выборочное чтение;
- пересказ для обоснования ответов на вопросы;
- выработка умения вести диалог с учителем;
- работа над характеристиками  героев рассказа.
2.Развивающие:
- способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и - творческих способностей, читательской активности;
- развивать устную монологическую речь;
- развивать внимание, интерес к литературе, навыки сотрудничества.

3.Воспитательные:
- через образ главного героя поставить вопрос нравственного воспитания, воспитания прекрасного в человеке;
- воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
- воспитывать интерес к чтению, к музыке.

Ход урока.
(Класс  разделён  на 3 равноценные  группы  по 6 человек)            

- Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.

(на слайде – фото В. Драгунского, обложки книги 
«Денискины рассказы» и запись темы урока)

-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и  книги Виктора Драгунского.

(Слайд – портрет и обложка книги «Денискины рассказы»)

-В детстве Виктор очень любил читать, был весёлым, у него было много друзей. За свою жизнь он сменил множество занятий: работал токарем, лодочником и даже клоуном. Но всем нам он запомнился как автор замечательных детских книг. А самые известные его произведения – «Денискины рассказы». Неувядаемую прелесть придают этим рассказам юмор и живой разговорный язык!

-Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. В ходе путешествия мы  будем  читать, отвечать на вопросы, анализировать.
-Мы поплывем   на прекрасном корабле.  (слайд)

(На доске – рисунки: 4 острова и теплоход).

-Но сначала нужно получить билет. Сейчас  проверим, какие вы внимательные читатели!
- К какому рассказу эта картинка?
(слайды с вопросами – картинками)
1- «Друг детства»
2- «Он живой и светится»
3- «Похититель собак»
4- «Ровно 25 кило»
5- «Сражение у чистой речки»
6- «Тайное становится явным»
7- «Главные реки»
8- «Девочка на шаре»
-Молодцы,  ребята. Все  команды получают билеты, и мы можем отправляться в путешествие!
(Вручаю каждой группе  красочный БИЛЕТ).

- Наша  первая  остановка – на острове
рассказа Виктора Драгунского  «Что любит Мишка»!
- Назовите главных героев произведения. (Дениска  и  Мишка) - (слайд)
- Что вы о них узнали? Кем были мальчики по отношению
 друг к другу?  (Они одноклассники, приятели, друзья)
- Кто ещё герой этого рассказа? (Учитель пения Борис Сергеевич)
- Что больше всего на свете любит  учитель пения?
  (Музыку Ф.Шопена)
- Фридерик  Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич
 очень любит музыку этого композитора.
   (Включаю фрагмент музыки Шопена –1 мин)  (слайд – Шопен)

– Как вы думаете, почему учитель любит именно музыку Шопена?
  (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.
– Как музыка Шопена помогает понять характер Бориса Сергеевича?
   (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– А что любит Дениска? Докажите словами из текста. (Читают)
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, книги, животные и т.д.)
– Как же это характеризует Дениску? (Он любознательный.)
– А почему Мишка вмешался в разговор?
   (Почувствовал себя обиженным.)
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Покажите, как! …  Подберите синоним к слову надулся. (Обиделся).
– Дениска любит целый мир, а что же - Мишка? Найдите в рассказе, как   он сам говорит об этом двумя словами.  (Разные разности.)
– Уточним, какие же разные разности он любит! Подтвердите текстом, что любит Мишка! (Читают по цепочке.)

– Как кратко сказать, что любит Мишка? (Продукты.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как учитель отреагировал
   на ответ  Мишки?        (Посмотрел недовольно и строго.)
– А чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы. Он хочет, чтобы всего было   больше, чтобы его тоже, как и Дениску, похвалили).
– О чём ещё Борис Сергеевич спросил Мишку?
 (Любит ли он людей, животных).
– Выберите из текста глаголы, которые показывают, как отреагировал  Мишка на вопрос  учителя. (Встрепенулся и покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит еще и котят, и бабушку, и родителей. Только  пока не выделяет это, как главное.

–Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит?
 (В жизни нет одинаковых людей,  и в литературе нет одинаковых героев.)
–Как вы относитесь к мальчикам?
– А как к героям относится сам автор – Виктор Драгунский?
(К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
- Чему учит этот рассказ?    
(Понять, что главное в жизни, увидеть свои недостатки и исправиться).
  ВЫВОД  (учитель) : - Духовный мир человека не ограничивается  любовью к продуктам,  он должен быть богаче, шире, разнообразнее).
- Значит, не хлебом единым жив человек. Как вы понимаете эту поговорку?
 (Нужна ещё пища для души, для ума).

- Наше путешествие продолжается! 
-Следующая  остановка  – остров Любимых рассказов.
-Ребята, вы познакомились с разными Денискиными рассказами.
 Почему они так называются?
( -Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни;  так звали и сына Виктора  Драгунского).
-Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими впечатлениями!  Высказать своё мнение вам поможет план. 
(на слайде)

Подхожу к каждой группе и предлагаю выбрать карточку синего цвета с названиями рассказов).

- Вы должны выбрать, какой  рассказ  представит  ваша группа  и  кто  будет  выступать.  На обсуждение – 2 минуты.

Карточка №1.
1.Сестра моя Ксения.
2.Друг детства.
3.Главные реки.

Карточка №2.
1. Девочка на шаре.
2. Что я люблю.
3. Он живой и светится.
Карточка №3.

1. Ровно 25 кило.
2. Тайное становится явным.
3. Двадцать лет под кроватью.

1.Больше всего мне понравился рассказ – …
2.Главные герои рассказа – …
3.В рассказе меня заинтересовало (или насмешило )…
4.Этот  рассказ учит …


-Итак, прошу высказаться!
(Высказывания детей на тему: «Мой любимый Денискин рассказ»)
-Молодцы!
- Наше путешествие продолжается!  И,  пока мы плывём, я предлагаю вам отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз.
-Следите за движущимися предметами.
(Физминутка для глаз – «Чунга – чанга»)

Третья остановка.
-Внимание!  Впереди – остров  Главного  героя!
-Ребята, кто же главный герой «Денискиных рассказов»? (Дениска). Давайте дадим ему характеристику. На ваших столах – оранжевые карточки с предполагаемыми  качествами  характера  Дениски. В течение 1 минуты выберите качества характера главного героя !
любознательный         ленивый            добрый                честный                общительный        обидчивый        вежливый                весёлый                добродушный        скучающий               
сообразительный        трусливый          любящий сын      смелый               
- Прочитайте  по цепочке  по 1  качеству!   

-Молодцы!
-Дальше  маршрут ведёт нас на остров Дружеских писем.
-Хотелось бы вам иметь такого друга, как Дениска? Почему?
-Давайте мы сейчас пофантазируем и напишем письмо Дениске!
- Перед вами на сиреневых карточках – план, которым вы можете воспользоваться, чтобы написать письмо.
 На ваше творчество – 5 минут.

(Дети работают в группах 5 мин, затем читают - 3 мин)
-Прочитайте ваши письма!  Молодцы!
Итог урока. - Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Виктора  Драгунского.
Оценивание и домашнее задание.
- Ребята, я благодарю вас за хорошую работу и активное участие на уроке внеклассного чтения!
                Хотелось бы вернуться в детство,
                Где радость, смех и добрые мечты.
                Для этого одно есть средство:
                Драгунского  перечитайте вы!
                Пусть книг его задор, веселье
                Зарядит оптимизмом вас,
                Поднимет ваше настроенье.
                До новых встреч и в добрый час!
- В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми рассказами  Виктора Драгунского,  которые вы ещё не читали.
А к следующему уроку внеклассного чтения подготовьте рисунки по одному из рассказов.  Это ваше домашнее задание.

Рефлексия.

-Перед вами лежат разноцветные флажки. Желтый цвет соответствует прекрасному настроению, а зелёный – если вам есть над чем задуматься. Выберите флажок, который соответствует вашему настроению, и  украсьте  им   наш корабль!
(Дети прикрепляют флажки на корабль: на обратной стороне флажков – маленькие магнитики)
-Я рада, что преобладают жёлтые флажки. А это значит –  цель нашего путешествия достигнута.  Спасибо за урок!