Потери ВВС РККА в Финляндии. Вступление

Павел Селезнев
Иллюстрация взята из финского издания о Зимней войне.

Ну, как говорится, лиха беда начало...
Автору хотелось бы открыть серию очерков, посвященных потерям ВВС РККА в советско-финской войне. Данные взяты исключительно из открытых источников.
Это лишь попытка "объять необъятное".
Причина: отсутствие в открытом доступе информативных публикаций по этому поводу (за исключением таблицы, составленной М. Жироховым и ряда публикаций Геуста). Не исключаю, что готовятся или уже вышли узкоспециализированные монографии по этому вопросу. Однако, лично мне подборка такой информации не встречалась. Попадаются обобщенные цифры, основанные на неких документах, корректность которых также нуждается в проверке.
Далеко не вся информация есть в открытом доступе. И наоборот, можно наблюдать множественные «нестыковки» и противоречия в публикациях по истории советской авиации.
В исследовании любого вопроса существует два основных пути: дедуктивный и индуктивный. А теперь переведу: путь от частного к общему либо наоборот.
Можно легко и безапелляционно утверждать, мол, военная кампания не удалась, потери огромны, все равно Финляндия уступила и так далее…
Возможно, все действительно так. Но. У потерь были имена и судьбы. Потери – это не только статистика (хотя из судеб отдельных людей и состоит статистика войны).
Почему хочется провести разбор потерь именно советских летчиков?
По двум причинам: авиация была элитой РККА, гордостью всего народа, а во-вторых, авиаторы – одна из сложнейших воинских специальностей с длительным и дорогим процессом обучения.
Потеря летчика для любой армии очень болезненна.
Гибель пилота (экипажа) очень часто сопровождалась уничтожением техники. Поэтому о самолетах здесь тоже придется вспомнить.
Но, все-же, во главу угла хочется поставить судьбы авиаторов, назвать их по-именно...
На чем заострено внимание: фамилия-имя-отчество (в скобках варианты, даже заведомо не верные, но встречающиеся в источниках), год рождения, известные обстоятельства гибели - все для идентификации человека.
На чем НЕ заострено внимание: разночтение в званиях (например, все "сержантские" звания даю как "младший командир"; учитываю лишь роль авиатора в небе - "пилот", "штурман", а не его должность в эскадрильи ("ст. летчик-наблюдатель", "военком", "командир звена" и т.д.).
Поскольку даю заводские номера машин, не углубляюсь в их модификации - кто желает, разберется и без моей помощи.
Главный принцип: «у каждого события есть дата и место, у каждого погибшего на войне – имя, у каждой машины – был серийный номер».
Постараюсь от этой формулы не отступать.
Автор не рассматривает потери авиационно-технического персонала. Также не учитываются санитарные потери: ранения, боевые травмы, обморожение...
Попавшие в плен авиаторы собраны в отдельном списке - http://proza.ru/2020/09/04/803

Отдельную благодарность хочется высказать Олегу Александровичу Каминскому.

Информация дана отдельными публикациями по подразделениям в сборнике - http://proza.ru/avtor/postscriptum14&book=4#4

Если у кого из читателей есть сведения, корректирующие данные, мною изложенные, - пишите в комментариях.

                С уважением Павел.