Начало моей трудовой деятельности в подземелье

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Начало моей трудовой деятельности в подземелье

В завершение моей учёбы распределили меня на работу в Куйбышев (Самару) на объект, где начальником тов. Кавтарадзе. Что это такое никто не знает. Еду я в Куйбышев и обращаюсь в управление связи за разъяснением. Мне там говорят: «Подождите, скоро будет туда автобус». Едем мы в автобусе за город по разбитой дороге, которая только указывает путь, а движемся мы по обочинам переезжая с одной на другую. Едем долго, значит углубляемся в самарскую глубинку. Наконец подъезжаем к миниатюрному поселку в степи. Захожу в административное здание и попадаю в лапы огромного моложавого грузина, который с радостью меня встретил и сразу определил место моего проживания в комнате двухкомнатной квартиры на первом этаже небольшого двухэтажного здания. В посёлке несколько таких домов и несколько бараков кроме административного здания, в котором помимо служебных отделов находились клуб, пожарная часть и пекарня хлеба. Моё состояние вроде нормальное, столько впечатлений, что не до переживаний.
Вся местность представляла собой помимо жилого поселка в полкилометра от него огороженную территорию, на которой видны небольшие одноэтажные здания и два узла по четыре высочайших мачт (250 метров и 200 метров). Невдалеке проходит узкоколейная железнодорожная колея, по которой два раза в день проходил рабочий поезд до селения Красная глинка на Волге, где были сосредоточены авиационные заводы. А рядом находилось мордовское село Новосемейкино.
Технические детали я узнал уже на работе. Предприятие представляло собой вещательные передающие станции средних и длинных волн огромной мощности до 1000 киловатт со сложением мощности в эфире от четырех излучающих мачт, стоящих на изоляторах, по идее нашего академика Модуля. Вся многочисленная и мощная аппаратура передатчиков находилась в большом подземном многоэтажном здании, вход в который на земле был мало заметен. После войны там же в боковых комнатах поместили два трофейных коротковолновых передатчика 25 киловатт. А на поле были антенны КВ станций, малозаметные на фоне огромных мачт. На поверхности также были антенные павильоны у мачт, казармы охранных подразделений КГБ (офицеры жили с нами) и собачья псарня.
Определилось место моей работы старшим сменным инженером на трофейных передатчиках, которые располагались каждый в восьми шкафах, а вспомогательное оборудование этажом ниже. Работа была круглосуточная с короткими перерывами на перестройку частоты и переключения антенн. Вещание велось на большие расстояния и на шумоподавление зарубежных передач. Студия наших сигналов находилась в Москве. Настройка на шумоподавление сигналов и его подача также были из Москвы.
Сложность работы заключалась в необходимости быть в работе круглосуточно почти непрерывно, за работой в эфире отслеживали специальные службы, и каждое даже мгновенное отключение грозило серьёзными предупреждениями. И такие моменты бывали, хотя и не часто, и приходилось на ходу исправлять непорядок под высоковольтным напряжением.
Работу и оборудование я быстро освоил, и работать было комфортно. В моей смене пультовщицей была Лена Вдовина из деревни Новосемейкино и дежурные электрик и сантехник. Старшим над нами был опытный молодой человек Ларин. Он ведал сменами и ремонтно-профилактическим персоналом. Работа была организована основательно. Оборудование профилактировалась регулярно и основательно. Нас регулярно проверяли на знание аппаратуры и техники безопасности.
Построена станция в военные годы заключенными. Там в то время участвовали в её создании видные учёные. Зачем её загнали под землю неизвестно, но можно предположить, что собирались эвакуировать в Куйбышев и правительство.
Раз в неделю выделялось полдня на профилактику аппаратуры. Однажды в мою смену во время профилактики случилось ужасное, погиб техник из Москвы, работающий также по распределению. Аппаратура была обесточена, и он, сидя на шкафу, менял мощную лампу модулятора, на которую в работе подавалось напряжение 12кв. Вдруг он валится на мои руки мёртвый с чёрной точкой на лбу. А мы долго не могли выяснить причину подачи напряжения при его отключении. В станции была сложная автоматика, в которой до конца разобраться не могли при её монтаже, и при  включении источника питания для профилактики и отключённого от лампы, всё же часть напряжения окольными путями оказалась на ней.
Нашим районным центром был Красный яр, куда мы редко ездили. Там мне в военкомате присвоили звание лейтенанта, т.к. в институте не успели. Время было скудное, и мы покупали зимой тушку барашка и хранили его в сарае, зимы были морозные. А весной сажали зелень и овощи в огороде, таким образом перебивались с питанием.
Зимой случались бураны с сильным ветром и снежной пургой. В такие дни дойти до работы было не просто, шли сгибаясь и держась друг за друга. Как-то с нами на работу шёл сотрудник в возрасте, и ему стало плохо, пришлось его до работы донести.
В сильные морозы сгорел один антенный павильон, содержащий контура из медных труб и подобных элементов. Призвали добровольцев для ремонта на морозе, и я туда попал. Нас поили спиртом, и мы за наделю павильон восстановили. Нас наградили недельными окладами.
Был у нас здравпункт в бараке, там работал молодой врач, довольно сведущий в медицине. Он нас постоянно обследовал и писал диссертацию о влиянии на человека пребывание в мощном радийном поле и в подземном пребывании. У него набрался основательный материал. Как только об этом узнали, его перевели на другое место.
Через два года меня перевели на должность старшего (вместо Ларина), управляющего персоналом КВ передатчиков. Работа стала дневной, знакома и дело пошло легко.
В питомнике содержались овчарки с длинными родословными из немецких овчарен. И я решил взять себе молодого щенка Анчара, с которым стал коротать своё свободное время. Я надеялся проработать обязательные три года и уехать. Мои институтские друзья меня не забывали и присылали тёплые письма.
Неожиданно в марте 1952г. меня переводят на работу в новый радиоцентр, вводимый в эксплуатацию на окраине Куйбышева. Это уже другая история моей работы.
В 2014г. я узнал, что этот подземный центр ликвидирован просуществовав более 70-ти лет.