О полумесяце на крестах

Андрей Николаевич Миронов
Видеоверсия статьи: https://youtu.be/X1tZs4VyLWA

       На Русь, традиция украшать купольные кресты полумесяцем (цатой), пришла довольно рано, ещё в домонгольский период и вероятнее всего из Византии, где также использовалось сочетание креста и полумесяца, хотя реже. В качестве примера можно привести каменный рельеф стены синайского монастыря св. Екатерины (VI в.), встречаются подобные изображения и на монетах.
       В Византии цата являлась символом царской власти. Впрочем, не только в Византии. Нагрудные цаты (пекторали) носили скифские цари, полумесяц знаменовал божественность царской власти у персидских правителей. На некоторых христианских крестах (горельефы и саркофаги, фрески коптских монастырей 4-6 веков) цату заменял сударий (род платка у древних римлян) означавший царственность Христа и Его Победу.
       Отсюда её первое значение в православной традиции: цата — знак Царя царей, то есть Господа Иисуса Христа, основоположника христианства и Главы Церкви.
       В свою очередь, православная Византия переняла полумесяц в качестве символа власти из ещё более ранней истории. Будущая столица Восточной Римской империи Константинополь некогда носил другое имя — Византий. В дохристианский период в этом городе был силён культ Гекаты, почитаемой, как богиня лунного света, а в более поздний период — мрака, преисподней и колдовства. Она изображалась с расходящимися из головы рогами-лучами и факелом в руке.
       В 4 веке до н.э. Византий осаждали войска македонского царя Филиппа II. Согласно легенде, в решающую ночь обороны, Геката спасла Византий, озарив окрестности светом, а лаем собак, которые сопровождали её, разбудила горожан. По другой версии, в ту ночь просто ярко светила луна, помешавшая врагам использовать фактор внезапности. Византийцы праздновали победу и благодарили богиню луны. В её честь были воздвигнуты статуя Гекаты с факелом и храм. Иногда, роль Гекаты отводят Артемиде, богине охоты, впоследствии богине луны (вероятно здесь нашло отражение смешение двух культов). После осады города на монетах Византия чеканили изображение Артемиды с её атрибутами — полумесяц, звёзды и светильники.
       Считается, что после этого полумесяц со звездой стал символом города, использовался на штандартах, а когда город возвысился до столицы Византийской империи превратился в символ власти тамошних императоров. После захвата турками Константинополя полумесяц со звездой перекочевал на знамёна Османской империи.
       Данную версию происхождения цаты конечно нельзя считать безусловной и доказанной. Как бы то ни было, православным не стоит смущаться того , что некоторые элементы православной культуры тем или иным образом связаны или могут быть связаны с языческой и эллинской культурой в частности. Христианство существовало не в безвоздушном пространстве. Церковь, принимая в свои ряды вчерашних язычников и целые народы, с чем-то беспощадно расставалась, иное адаптировало, придавая форме новое содержание. Это позволяло относительно безболезненно и, опираясь на многовековые традиции, менять религиозное сознание людей и переходить от язычества к вере во Единого Бога.
       Спустя века, уже в безбожное время, статуя Гекаты была воздвигнута вновь, став символом власти иного рода. Она стоит в Нью-Йоркской бухте и более известна, как Статуя Свободы, освящающая преисподнюю светом демократии.
       На Руси золотой и серебряной цатой украшали иконы (похожие украшения для мирских нужд назывались лунницами). Цату крепили к окладу под ликом святого. Аналогичным образом стали украшаться кресты, в купе с которым, цата получила множественные значения, перечислим их:
       Символ Богородицы. Подобно тому, как луна отражает свет солнца, так Божья Матерь отражает свет своего Божественного Сына. В Страстную Субботу возглашают печаль Богоматери, которая не видит своего Сына: «Заходиши под землю, Спасе, Солнце правды; темже рождшая Тя Луна; печальми оскудевает, вида Твоего; лишаема». Христос подобно солнцу зашёл под землю и скрылся от матери.
       Не лишним будет отметить, что в языческой традиции многих народов, крест и полумесяц также ассоциировался с солнцем и луной.
       Иногда полумесяц на крестах дополняется двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах, например, на куполах храма Софии Вологодской (16 век). Здесь явным образом отражаются следующие слова Писания: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр. 12:1). Из толкования данного текста свт. Андрея Кесарийского: «Под женою, облечённою в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был её Божественный Сын. Но как Господь наш родился за долго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь». Аналогичным образом рассуждали и другие Отцы.
       Традиция изображать Богоматерь, стоящей на полумесяце существует в западной иконографии.
       Итак, цата — символ Церкви. Уже и не полумесяц даже. Своей формой цата изображает корабль — спасительное судно в бушующем море грехов и страстей.
       С кораблем неразрывно связано ещё одно значение: якорь — знак прибытия церковного корабля в тихую гавань Отца Небесного, удаления от житейских бурь, погашения всякой страсти и греховного волнения.
       В эпоху, когда римские власти преследовали христиан, верующие использовали символы, конспирирующие их принадлежность к истинной вере. Так, например, Христа изображали в виде пастушка или рыбы: аббревиатура «ихтис» (др. греч), что значит «рыба», образована от заглавных букв слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». А вместо крестика на шее или изображения креста, носили или изображали якорь, который своей формой напоминает крест. Собственно, классическая форма якоря с верхней поперечной перекладиной (шток) и выгнутыми лапами внизу почти идентично повторяют форму православного креста с цатой.
       Апостол Павел в Послании к Евреям рассуждает о надежде: «...которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу...» (Евр. 6:19). Свт. Иоанн Златоуст, комментируя это место Писания, пишет: «Дабы ты, услышав об якоре, не подумал, что он влечет вниз, апостол показывает, что необыкновенное свойство этого якоря то, что он влечет не вниз, но возносит ум вверх, поднимает к небу и вводит во внутреннейшее за завесу. Завесою он назвал здесь небо». Блж. Феофилакт Болгарский: «Эту надежду мы имеем, как якорь. Ибо как тот якорь во время бури дает устойчивость кораблям, так и надежда делает твердыми и терпеливыми людей колеблющихся под влиянием искушений».
       Ясли или Вифлеемская колыбель. Младенец Иисус Христос после рождения был помещён в кормушку для скота (ясли). Из них выросло христианство и распространилось по всему миру, а Рождённому предстояло взойти на крест.
       В цате отразились и такие элементы церковной жизни, как крещальная купель и Евхаристическая Чаша.
       Народное поверье связывает полумесяц под крестом с символом победы христианства над исламом. Данная версия даже не рассматривается исследователями в качестве правдоподобной, хотя бы потому, что, во-первых христианство никогда не ставило своей целью победить ислам. Церковь борется с грехом, а не с исламом. Во-вторых, данное сочетание, как уже отмечалось выше, встречалось и в раннехристиансткой символике, до появления ислама, а на Руси — до столкновения с мусульманами. В качестве примера можно привести купольный крест Дмитриевского собора во Владимире (1197 год).
       Мусульманские завоеватели позаимствовали полумесяц у империи Сасанидов, покорённую сподвижником Мухаммеда арабским халифом Усманом (полумесяц украшал корону Сасанидских правителей). Однако, символом ислама стал не сразу, а воспринимался, как знак власти в Западной Азии и в этом качестве был унаследован Османской империей.
       Вероятно, глядя, как христиане венчают свои храмы крестами, магометане стали размещать на мечетях полумесяцы, но не повсеместно. На казанских мечетях они появились только в 18 веке. Считается, что когда Мухаммед вывел единоверцев из Мекки перед путешествием в Медину, на небе сиял полумесяц, ну, а сам основоположник ислама, подобно луне от солнца отражает божественный свет. Также с луной у мусульман связано определение дат религиозных праздников. Исламский календарь так и называется лунным.   
 
А.Н. Миронов. 2018 г.