Фильм 1965 года Женщины

Валентина Газова
 Это кадр из фильма 1965 года "Женщины".

 Замечательный фильм, замечательные артисты. Десятки миллионов зрителей смотрели и пересказывали друг другу даже мелкие подробности, да и весь сюжет.

 В этом кадре актриса Галина Яцкина и актрисса Нина Сазонова. На фоне ёлочного базара одна героиня фильма одета в зимнее пальто и ботинки "прощай молодость",  другая в осеннем пальто, туфельках и с газетным свёртком в руках.

 В 1965 году Советский Союз не изготавливал зимних женских сапог.

 В фильмах всегда приукрашивали события. В этом фильме вообще-то одинокие девушки должны бы жить в общежитии, иметь койко-место. Но режиссёр на это не решился. Общежития в 1965 году были переполнены, потому что из сёл молодёжь убегала. И вот например в этом фильме одна одинокая женщина Дуся (актриса Инна Макарова) имела отдельную квартиру, чего в принципе не могло быть. Ведь одиноких женщин вообще не ставили на очередь. Другая со своим взрослым сыном проживала в просторной квартире, чего тоже не могло быть. Ей могли бы дать однушку, это самое большое! Но для фильма ведь можно где то снять просторную квартиру. У коммунистов были.

 А вот одежду и обувь никак не приукрасишь. Ну не было тогда женских сапог, откуда взять хотя бы для фильма?! Правдой было то, что молодые женщины, которые не желали носить ботинки "прощай молодость", ходили зимой в туфельках! А если ты обуешься в валенки, тебя назовут "дярёвней".

 Первые свои сапоги я купила в 1971 году за 30 рублей. Но они оказались из искусственной кожи и быстро расползлись. Приходилось долго ходить по магазинам искать импортные сапоги из натуральной кожи за 60 рублей. Очереди за этими сапогами были просто "бешеными".

 По горькой иронии вспоминается фраза Лёни Голубкова, сказанная им примерно в 1992 году:

 - Куплю жене сапоги. -

 Покупка женских сапог была событием года!

 А уж мужские зимние сапоги стали изготавливать только в конце 70-ых годов. А раньше ходили в ботинках и полуботинках.

 Я уж не говорю про солдатскую одежду и обувь. Тут может быть только отдельный разговор.

 Нас всё кормили баснями про "трудный послевоенный период". А на самом деле "Внешторг" запродал всё кожевенное сырьё за границу по бросовым ценам. Вот и не было сапог!

 А в последующем "Внешторг" запродал весь хлопок по бросовым ценам. За границей продавались футболочки и джинсы очень дёшево, а нам привозили в сто раз дороже.

 В самом начале фильма - события на пристани. Множество мужчин отплывает куда то на заработки. И вот что было в 1965 году. Был своеобразный строительный бум. Меняли соломенные крыши на шиферные, а денег не было. Нужно было заработать за одно лето, чтобы осенью перекрыть крышу. Нужно было достать и купить дефицитные доски, дефицитный шифер, дефицитный рубероид! Ах, как трудно было всё это достать. А разрушить легко. В 1967 году были объявлены миллионы сёл "неперспективными". И все затраты, все усилия оказались напрасны. Можно только сказать словами Высоцкого:

 - ...Но явился всем на страх Вертопрах... -

 Ну и в результате старики оставшиеся в сёлах, умирали на холодных печках, не в силах принести себе ведро воды. А молодёжь мыкалась по общагам.

 За границу гнали лес, нефть, уголь, металл. Всё по бросовым ценам. Да этот "Внешторг" всю Россию запродал!

 Да и сейчас бензин у нас самый дорогой в мире.

 Примеров можно привести сотни. А "Внешторг" слушает да жрёт.

 Работники "Внешторга" - потомственные барыги ещё со времён "Торгсина". Про них можно опять сказать словами Владимира Высоцкого:

 ...Но учёный, сукин сын.
    Цепь златую снёс в Торгсин.
    И на выручку - один - в магазин...

 Вот так и запродали весь Божий дар за бесценок. А простые люди мучились без обуви, без одежды, без жилья, без транспорта, без дорог. Но никто не ответил.

 Моя мама работала учительницей. Сельские учителя должны были бесплатно всё лето работать в колхозе. Да ещё маму, как беспартийную заставляли два раза в год подписываться на облигации на пятинедельную зарплату. И вот в 1950 году она всё лето ходила на колхозные работы в парусиновых тапочках и ситцевом платье. Одежда и обувь разорвались. А в конце августа надо ехать на учительскую конференцию. Но не в чем ехать. Жаловаться нельзя, обвинят в антисоветчине! И вдруг ей принесли новые парусиновые тапочки и новое ситцевое платье! Коммунизм!


 Я желаю доброго здоровья замечательной актрисе Галине Яцкиной.