Судьба, судьбинушка, дубинушка...

Вячеслав Абрамов
«В начале было Слово...» – и слово определило имеющуюся ныне разумность человеков. ВНЕ слова мы не можем, не способны постигать ни мир, ни свою душу. Язык как система оперирования словом определяет сознание, и искажение смысла важных, определяющих человеческую сущность слов создаёт извращённый взгляд на сущностные вопросы жизни.

В результате мы не только не понимаем друг друга, но и не понимаем и самих себя. И это влечёт за собой множество как бы сначала неочевидных, но весьма деструктивных следствий и последствий, от личных до общественно двуличных, с разложением культуры и морали.

Предлагаю исследовать такое сущностное, весьма важное, определяющее и судьбу человеков, и в чём-то даже цивилизации, – слово СУДЬБА.

Человек в бытовом представлении, на обывательском уровне понимает судьбу как неразумную и непостижимую предопределенность событий и поступков, которые происходят в течение его жизни.
Для её уяснения и определения он подводит итог определенного отрезка времени, субъективно находит узловые моменты жизни (положительные или отрицательные) и связывает их воедино роком, долей, жребием или стечением обстоятельств. Субъективно, но всё же часто критически. И не менее часто определяет закономерность, которую он в силу выбранной им причинности считает предопределением или судьбой.
Если признается свобода воли, то и нет никакой такой судьбоносной неволи, а есть «свобода человека».
Если не признается свобода воли, то там фатализм, непреодолимая судьба, жёсткая закономерность, бытие определяет сознание, нет свободы и человек – раб божества или предопределенности свыше, а то и тупо расположения планет. Отсюда вылазят всякие разные фобии… Самая безобидная, что судьбинушка представляется в образе созвучной дубинушки…

А судьба – это всё же не неумолимая закономерность, а результирующая траектория… чего? Полёта валькирий?

Вот типичные определения судьбы по светским словарям:
– стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий;
– участь, доля, жизненный путь, обстоятельства, условия дальнейшего существования, развития чего-л., будущность;
– по суеверным представлениям – воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни.

Вот что можно откопать в Википедии: если разделить слово на судь- и -ба, то
«-Ба – в древнеегипетской религии понятие, обозначающее глубинную сущность и жизненную энергию человека. По верованиям египтян, душа – Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека ... Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой». Как голова связана с душой – этим определяется человек, вот так?! 

Более строгая этимология показывает, что слово образовано от глагола СУДИТЬ/-СУЖДАТЬ при помощи суффикса (привитого «корешка») -бъ-, который придаёт дополнительный смысл «подчинение, послушание, покорность». Итак, покоряясь СУДЬБЕ, человек исполняет не свою, а иную волю: делает то, что СУЖДЕНО.

Чем, кем суждено? Или Богом, или роком. «Рокъ» – реку – речь – это этимологически одно слово. Судьба определяется роком (приговором) и, по глубинной сути, представляет собой наречение человека или даже целого народа тем или иным именем. А «имя» в духовном смысле – это ведущее, определяющее свойство.

Вот ещё интересная формулировка, отобранная Википедией:
«— Судьба – одна из ключевых и универсальных категорий человеческой культуры, мифологема (Горан), онтологема (Лосев), описывающая фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражены многовековой опыт «всенародного осмысления свободы и необходимости», попытка назвать те «силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением».
Три главнейшие характеристики судьбы: тотальность, непознаваемость и независимость от человеческой воли.
Судьба – это внешняя сила, которая сводит человеческую личность к всеобщему безличному приговору, что делает её неким «небесным» аналогом земного тоталитаризма. Характеристики судьбы сплошь негативные: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. Этим характеристикам соответствуют облики судьбы, в которых она является человеку: смерть, высший суд, божественная воля, слепой случай, хаос».

Судьба на Древнем Востоке ассоциируется в первую очередь со смертью, и оттуда появляются требования «максимально соответствовать своей сущности».

В античном мире основные слова для обозначения судьбы – aisa и moira (часть, доля). Считается, что это возникло из обычая ткать магическую одежду-оберег к рождению ребёнка. У Гомера «часть, доля» повышаются в статусе и становятся космическими божествами жребия, чьему решению подчиняются даже верховные боги.
У древнегреческих философов получили дальнейшее развитие категории необходимости и вселенской справедливости, которые нашли своё законченное выражение в понятии логоса у Гераклита. А потом – разнобой: кто превозносит роль слепого случая, кто рока, а кто сближается с римской Фортуной, которая связана со жребием, но уже не в качестве воли богов, «бросания костей».

Древнекитайские философы (Конфуций, Мэн-цзы) говорят о предопределении, допускающем свободу воли. Долгом «благородного мужа» было познавать все «веления Неба», но следовать только правильным. Фактор случайности китайцы с судьбой совершенно не связывают.

В Буддизме – закон кармы (воздаяния), который определяет участь человека и в сансаре (циклическом «существовании», «круговороте» перерождений). Земная жизнь – это сплошное страдание, и только нирвана (жизнь совершенного, свободного духа с потерей обладающих желаниями личности, индивидуальности) прекращает цепь перерождений, а это цель исправления кармы (предопределения судьбы).

У арабов «мана» – это конкретный удел, персональная доля каждого, и «дахрун» – безличное время, властвующее целиком над миром. В Коране уже новая концепция судьбы «кадар» – это божественное предопределение, абсолютная воля Аллаха. Аллах заменил собой слепую языческую судьбу и воплощает высшую справедливость, пусть и не всегда понятную человеку.

В древнерусском языке первоначально само слово БОГ имело значение «доля». И были ещё воплощения дурной доли: недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, бесталаница.
В православии «судьба» – это результирующая выбора между греховностью и негреховностью на пути к суду Божию и бессмертию.

Многие религии заменяют понятие судьбы божественным провидением, что в принципе одно и тоже, ибо в основу положено предопределение. В это слово вкладывается, в религиозных воззрениях, исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.

А вот ещё, оказывается, судьбой занимается генная психология – «наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека». Она пытается доказать, что по наследству передаются не только внешность и характер, но и… судьба. На том основании, что всё является результатом действия специфических генов. По мнению психогенетиков, генетическое предопределение онтогенеза это и есть судьба. Но самое необычное её открытие – геном человека можно изменить тремя способами: с помощью химии, лучевого воздействия и… психологического.

Между тем ученым известно уже около 1.600 болезней, передающихся по наследству. Все они связаны с дефектом того или иного гена, а то и с дефектом нескольких сотен генов. Среди этих недугов такие всем знакомые, как гипертония, диабет, рассеянный склероз и многие другие. То есть, даже наши гены вовсе не напоминают строгую программу, которую неукоснительно выполняет организм. Геном человека изменяется под воздействием текущей жизни, прежде всего сильных воздействий.

Воздействия свыше при этом априори не рассматриваются. Их рассматривают в священных писаниях, из которых к нам ближе всего и известнее Библия.

По Торе основанием для вынесения приговора, осуждающего человека или целый народ на тот или иной образ жизни, является Закон.
Если человек (народ) живёт по своим законам, нарушающим Закон Божий, будет осуждён свыше и понесёт наказание от Бога.
Если же живущие по Закону Божию преступают законы мира сего, они бывают осуждаемы приговорами мирских властей: «Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить её, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу» (Иер 49:12).

Но одно, если образ жизни как закон «дан свыше», ведь он может быть и придуман, как не раз случалось в человеческой истории – ибо мир сей известно кому принадлежит ... Принадлежит почему-то не Творцу, а падшему по причине гордыни ангелу. И вот уже тот, кто держится Закона Божьего и в соответствии со своим призванием живёт по-Божески, обычно бывает ОСУЖДАЕМ и гоним в миру, обрекая себя на такую СУДЬБУ: «…чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось» (1 Фес 3:2-4).
В оригинальном древнегреческом тексте вместо СУЖДЕНО написано кеймета – «положено». К этому же корню восходит и санскритское sete «поле» и вполне вероятно, что значение слова – духовное предопределение, действующее в энергоинформационном поле.

Каждый христианин имеет «двойное гражданство» – является одновременно гражданином двух «полей»: земного и Царства Божьего, которое для христиан – во Христе. Сердце человека – это поле битвы между двумя родами делателей: сеятелями доброй пшеницы и сеятелями плевел раздора. Удобрение и очистка почвы своего поля для получения доброго урожая – дело разума, который направляет волю владельца поля своими РАССУЖДЕНИЯМИ (рассудком): «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»  (Мф 13:18-23).

Православное понятие судьбы обобщает «Азбука веры». Обобщает как «многозначный термин, обозначающий:
1. предназначение (идеал) –
а) небесная: полное раскрытие Образа и Подобия Божия, жизнь в Царствии Небесном;
б) земная: исполнение земного предназначения; земная реализация данных от Бога сил во славу Божию;
2. жизненный путь: исполнение или неисполнение предназначения;
3. стечение обстоятельств (что есть Промысл Божий);
4. рок (неотвратимость)».
Таким образом, в православии вера в слепую судьбу/рок взамен общения с живым, личным Богом – противоречит Божественному Откровению.

Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: «Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом». Почему следует согласиться со Святителем Златоустом?
Нужно признать, что в нашем мире как в этом случае, так и почти всегда, происходит подмена понятий. Сей мир, увы, во власти лукавого, о чём уже упоминалось. И этом яснее ясного свидетельствовал Сам Христос Спаситель, противопоставивший Себя князю мира.
«Хотя судьбы никакой нет. Если ты пьёшь водку, у тебя одна судьба, а если ты торгуешь наркотиками, у тебя другая судьба. Если ты делишься последним, что у тебя есть, с ближним, – у тебя третья судьба. Если ты хамишь своей матери, у тебя четвёртая судьба. Каждый человек свою судьбу создаёт» – просто и доходчиво для современного человека сказал протоиерей Димитрий Смирнов.

В христианстве на место судьбы может быть поставлен Христос – и встаёт, конечно при условии «принятия Его в себя» или наоборот, как мыслят другие, – входа в «Тело Христово» – в Его Церковь, которая «на небесах».

А Бог, Творец и Отец находится вне временных измерений, где нет «будущего», как и «прошлого». В Его мире – мире духовном уже есть результат того, что для нас – развивающиеся события. И что-то происходит не потому, что это Он так «решил устроить нашу судьбу», а потому что это уже определено – запрограммировано. Действует Программа, которая исполняет Замысел творения, ваяемый Творцом (если хотите, ещё можно сказать – Совершенным Сознанием).

Есть «невысокие» сущности, по каким-то отпечаткам отражений заглядывающие в «будущее», но видят они только то, что могут себе вообразить в соответствии со своими свойствами. К тому же эти сущности могут полученную информацию использовать в собственных целях, в каких – так же зависит от их свойств. Поэтому не стоит доверяться всяким «сенсам».
Лучше обратиться к Всевышнему. Но не за предсказаниями, а за рождением в духе.

Для духовного рождения от тебя потребуется ВЕРА, не Творцу, а тебе потребуется! Искреннее покаяние, искренняя ВЕРА и искренняя просьба – это единственный канал «связи». Условие искренности – осознание зла как результата твоей же самости и гордыни и очищение от них.
Условие очищения – каковое возможно только открытием себя для истинной любви. А любовь – это свойство Всевышнего, и даётся только Им.

Круг замыкается? Нет, не замыкается – разворачивается в спираль развития – в ДУХОВНЫЙ ПУТЬ. И этот путь во многом выстраивается нашими устремлениями, побуждениями и через них – последующими делами.

Вот ещё такой вопрос: слова о том, что судный день уже близко – это что? Предопределение? Бог предупреждает неразумное человечество о возможной его погибели, если оно окончательно падёт духовно? НО... Судьба ли это?
Нет. Это предостережение: продолжите жить во лжи и ненависти, сожрёте в угоду себе природу – будет вам конец света.
А что есть конец света? Это есть конец света, возвращающего к Источнику. Это то, что с другой стороны – тьма и гибель.

Предопределение – это система корректирующего воздействия, и если человек её принимает – он едет с навигатором, если «я лучше всё знаю» и навигатор отбрасывает – то рулит до перекрёстка, до развилки, а там… вот там и рок, и кидание костей, и судьбинушка-дубинушка, вся житейская непруха…

А предопределённость – это определённость цели и пути к ней. Мы не можем увидеть и понять эту цель, она – намного выше того, что мы видим и понимаем. Мы можем только представить цель через образ цели. И нам был дан такой образ – Иисус Христос, и потому ОН Господь наш и Спаситель. Который УЖЕ исполнил миссию нашего спасения.