О пользе бега спозаранку или как догнал автомобиль

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Тема это невесёлая, но очень поучительная. Иллюстрирует то, как важны спортивные занятия и возможность их применения в неожиданных жизненных ситуациях.Поэтому читать только людям с тягой к физическим упражнениям и потребностью «наматывать на ус».Сейчас, когда мне вырезали мениск на правой ноге, пришло время вспомнить о беге и попричитать о том, чего лишился.
В детстве особо-то бегом я не занимался, просто использовал его для разминки.
Когда пришло время сдавать нормы ГТО в 10 классе, только усилием воли пробежал марш бросок лучше всех ребят из своего класса. Финишировали мы вдвоем, я и Витюшка Должиков. Кто первый, кто второй я уже и не помню, но это и не важно, потому что Витюшка был маленьким лёгким и атлетически сложенным крепышом. Я же наоборот, сравнительно тяжёлым и высоким. Поэтому удался мне этот кросс только лишь за счет настроя на победу. Просто бежал и пел про себя песню из недавно вышедшего кинофильма «Призвание» киностудии Ленфильм. Фильм этот про велосипедистов вообще-то, но песня годилась на все случаи жизни. Это и помогло достигнуть результата. А вообще мы тогда занимались дзюдо, нас тренировал на общественных началах Коля Чистяков. Прекрасный  благожелательный человек. Это занятие не было его профессией, это было именно его призванием (как в том фильме) – работать с молодежью, заставить подростков заниматься спортом, а не шататься по подворотням без дела. А работал он, скорее всего, на нашем градообразующем комбинате, как и все жители города. Кроме дзюдо ещё "качались" понемногу, чтобы укрепить мышцы. Для силы, а не для достижения внешности культуриста. На наших харчах невозможно было качаться для красоты. Нам нужна была сила.
Ну а в школе играл в баскетбол. Участвовал в школьных соревнованиях.
А вот уже в мореходке, когда начал заниматься греблей с третьего курса, только тогда мне пришлось подтянуть бег для общей выносливости организма. Третий курс был самым тяжелым в учёбе. Мы сидели безвылазно в классах на самоподготовке, тренировались в эксплуатации радиосвязи, это так официально называют изучение морзянки. Зубрили день и ночь и по другим предметам.
И то, что всё здоровье ушло на учёбу, я понял на первой же пробежке нашей училищной команды гребцов. В том ритме, который задали нам, начинающим, опытные спортсмены со старших курсов, я бежать не смог. Я просто «сдох» от такого темпа.
Поэтому надо было что-то делать. И мы с Вадимом Осиповым, моим коллегой по секции гребли, стали делать утренние пробежки на 3 километра. Он был и до этого гребцом и спорту посвятил все школьные годы. Мы с ним были из одной роты и даже из одной и той же первой группы. Что было очень удобно. Вставали до подъёма, бежали по Большому Смоленскому проспекту, заворачивали у проспекта Обуховской обороны обратно и возвращались тем же путём. Такие ежедневные пробежки достаточно хорошо развивали «дыхалку» и вырабатывали выносливость. Что очень и пригодилось потом в жизни. И я сейчас даже не о соревнованиях по гребле. Хотя в соревнованиях на ялах мы выигрывали,а в академической гребле так и не вышли на тот уровень, когда можно потягаться с регулярными спортсменами.  Но я сейчас о другом.
Расскажу такой случай. Гораздо позднее, в «лихих девяностых», бандитизм был на пике своего развития. И был случай, когда те юношеские занятия бегом позволили мне выпутаться из очень неприятной истории. Меня взяла в оборот грузинская банда автомобильных налётчиков. Действовали так – выбрав себе жертву, они на светофоре тонким шилом прокалывали заднее правое колесо. Жертва понимала это не сразу, а спустя какое-то время, когда колесо полностью сдувалось. Решив, что это обычный прокол, человек спокойно начинал его менять. В таких случаях обычно двери в автомобиль оставались открытыми. И, как правило, сумка жертвы лежит на переднем сидении. Так получилось и у меня. Сумка со всеми моими документами, и не только водительскими, но и на машину, и паспорт, и документы по работе, а также ключи, буквально от всего, деньги и немалые скажу вам, всё это было в той сумке. Я же, ничего не предвидя, спокойно менял проколотое правое заднее колесо. Вдруг машина на домкрате просела, и я понял, что в салон кто-то влез. И вот уже бандиты газанули, забрав добычу. Всё это какие-то доли секунд. Как я рванул за ними… Я не бегал так ещё никогда. В результате этого спринта, мне удалось догнать уезжающий автомобиль, и уже из последних сил уцепившись за дверь, повиснуть на ней, как это делают в кино какие-нибудь трюкачи. К счастью стекло было опущено и это-то и позволило мне ухватиться. Со стороны, думаю, смотрелось очень остросюжетненько.
Грузины не ожидали такого развития событий, хотя и продолжали волочить меня по асфальту. Видимо на "мокрое дело" они не были готовы да и поняли, скорее всего, что рано или поздно надо будет остановиться на светофоре. Поэтому к моему счастью со словами – «на тэбэ, бэри…» выкинули в какой-то момент мою сумку в окно. Ну а я, прямо как каскадёр, отцепился и закувыркался в сторону. Крови особо не было, только ссадины, грязь, порванная одежда. Я вернулся взбешённый к своей машине. Далее был вызов милиции, потеря времени в отделении. Конечно же, ничего они делать не стали и никаких планов перехват или тому подобного. Скорее всего, эти менты вообще были у них в доле и «крышевали» этих бандитов. Очень было похоже по их поведению. А то, что это была грузинская банда, я узнал позже, через своих осведомителей из армянской диаспоры. Я же видел их лица. Видел что это кавказцы. Но кто именно было непонятно. Армянская община заверила меня, что они такими делами не занимаются, а этим промышляют грузины. Всё хорошо, что хорошо заканчивается. А так закончилось только за счет тренировок в детстве и юношестве.
Или другой случай. Когда уроки каратэ от Коли Смагина, товарища с корабля «Михаил Крупский» помогли в неравном бою с бандой грабителей, промышлявших по вечерним электричкам. Они нападали толпой, внезапно, выбирали вагоны, где почти никого нет, и поэтому не останется свидетелей. А я вообще уснул в этой поездке, и не заметил, что люди то все постепенно вышли из моего вагона. Удары посыпались без всяких прелюдий, я пропустил первые, самые болезненные. Остальные уже удалось блокировать. Так, как учил Коля. Использовал всё, вплоть до лавок, чтобы  нападавшие не наваливались все разом. Спину прикрывало окно вагона, с флангов лавки, поэтому хоть толпа и была большой, но одновременно могли вести бой только один - два человека. Так что и в этом случае пострадала только распухшая затем физиономия. А денег или других ценностей у меня тогда даже с собой и не было.
Эти примеры жизненных ситуаций послужили мне наукой на будущее. Хотя я и легко отделался, но  итог мог быть совершенно другим.