Критика. Алексей Медоваров -Колыбель-

Альберт Сысоев
Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была уже в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена.
Уинстон Черчилль



Будущее, а точнее развитие событий в грядущем, всегда притягивало мысли людей. Во все времена бесчисленная армия предсказателей и ведунов промышляла предсказаниями, не то выдумывая, не то действительно как-то предвидя происходящее. Со временем появились какие-то математические обоснования развития того или иного события, которые, проверенные эмпирически, были признаны академическим миром. Подобное называют прогнозом, не путайте с гаданиями и легендами-предсказаниями.
Когда, в фантастических произведениях авторы «угадывают» появление тех или иных технических приспособлений, то принято говорить о дальновидности фантаста. Например, в книге «На двух планетах» Курда Ласвица, он писал, что жители планеты Марс принесли на Землю синтетическую пищу, в частности речь шла о «синтетическом мясе». В наше время синтетическими продуктами никого удивить не получится, они продаются во всех магазинах. Тем не менее в 1897 году, когда вышла книга, это считалось очень фантастической идеей и лишь знания в области химии, биологии и прочих науках, могли позволить автору делать столь смелые прогнозы.
С другой стороны, многие загадочные совпадения сюжетов фантастических произведений с реальными событиями придают подобным книгам мистический смысл. Помните кораблекрушение «Титаника»?  В 1898 году в свет вышла повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или крушение «Титана», которая в точности описывала события, которые только еще должны были произойти спустя 14 лет. Разумеется, лайнера «Титаник», на момент выхода книги в свет, еще не было даже в чертежах.
Читая фантастику, мы погружаемся в придуманный писателем мир. Он может быть, инопланетным, волшебным или нашим, земным. Стоит правда оговориться, что, описывая мир будущего, на нашей планете, писатель берет на себя нелегкую стезю предсказателя. Если писатель создавал мир будущего, до которого его читатели и он сам смогут дожить, то последние непременно выскажут свои негодования по поводу не сбывшихся прогнозов фантаста.

В романе Алексея Медоварова «Колыбель» перед читателем возникает мир будущего на стыке XXI и XXII веков. Россия. Новое ООН. Более совершенные достижения в технике и особенно в космонавтике. Если быть честным, то заключение о временных рамках, описываемых Алексеем, я сделал исходя из упоминаемых дат в конце романа, хотя стоило бы поместить их в экспозицию произведения, где им самое место.
Сюжет построен вокруг нескольких загадочных, но в то же время громких событий, которые в конечном итоге приводят к пересечению героев по мере развития событий. К сожалению, в книге отсутствует конкретный главный герой. Все произведение строится на описаниях событий с персонажами, которые, видимо все, по замыслу автора, являются главными. Стоит так же заметить, что разделение романа не на главы, в книге нет глав вообще, а на указание персонажа, про которого дальше пойдет речь — очень дурная идея для литературного произведения. Возможно эту идею стоит отнести к попыткам найти автором новизны структурирования литературного произведения, но по большей части напоминает протокол допроса или список сцен для дальнейшего монтажа фильма. Но это не фильм, не сценарий, это роман.
Особенно «спотыкаешься», во время прочтения, на использовании автором времени изложения. К примеру, «…Николай, переведя дыхание, осматривается». Не лучше ли было автору написать: «Николай, переведя дыхание, осмотрелся»? Если бы это был сценарий, то подобное описание вполне являлось бы годным, но это литературное произведений, подобное изложение является просто неудобным для чтения и понимания. К завершению романа, благо, подобное сходит на нет, и читать становится легко и приятно.
Так же не понятным остается для меня выражение «бабник фм», это, что, жаргонизм, сленг, может профессионализм, который мне не известен? Однозначно, что подобным вещам делать в художественном произведении нечего.
Многие вещи, как например удар электро-шокером, плесень из метеорита, автором не изучены, поэтому, для читателя, который понимает суть этих вещей, просто звучит дилетантски. Если вы будете бить электро-шокером более пары секунд, то у человека остановится сердце, а метеоры, который проходят сквозь плотные слои атмосферы, прогреваются на столько сильно, что ничего там выжить в принципе не может. Поэтому, метеорит, как средство доставки биологического оружия или случайное попадание биоматериала, очень плохая идея, так как любой метеорит, обязательно был крупным метеором.
Так же чувствуется не знание автором военной специфики. Так, например, снаряды автор изготовил из вольфрама, хотя в условиях космоса и большой радиации там, снаряды из урана были бы на много эффективнее и не такие затратные. Чувствуется перенос в будущее реалий изготовления оружия семидесятых годов прошлого века. Чудовищной, в боевых условиях, выглядит и полное представление по должности и имени во время связи, когда со времен образования радиосвязи, военные представляются коротко, по своему позывному. Причем в современных условиях уже используются компьютеризированные тактические комплексы, в которых командир видит бойца по его идентификатору и местоположению. Командиру все равно, как зовут солдата и какое звание он носит, так как современное командование оперирует такими понятиями как «боевая единица» и «тактическая задача».
Опять вернусь ко времени происходящих событий. Когда автор описывает средние века, то появляется ощущение, что это недалекое будущее, но затем возникает вопрос, а с их уровнем развития технического и политического, разве не XX век для них средний? Постоянное неведение читателя о времени происходящего, которое принято определять еще в экспозиции, оставляет неблагоприятный осадок о недосказанности.  И только к завершению этого произведения у автора появляются конкретные даты. Становится понятным, что события происходят после 2056 года, затем после 2086 года. Чувствуется, что автор не может точно назвать дату начала происходящих событий.
После прочтения остается чувство запутанности. В произведении есть очень грубые ошибки повествования, так, например, Аннет, помещена, с ее матерью, под домашний арест, буквально через несколько абзацев оказывается, что домашний арест на Аннет не распространялся. Спустя несколько абзацев далее: «В первое же утро, после окончания домашнего ареста» … Думаю, что полной вычитки произведения автор не проводил, поэтому текст содержит подобные «ляпы».
Так же текст не лишен большого количества опечаток, как будто с произведением не работал редактор. Присутствуют орфографические ошибки, например, название компании Митсубиси, которой были произведены дроны, в тексте произведения значится как «Митсубиши», что по правилам русского языка является грубейшей орфографической ошибкой. Хочу заметить, книга издана на русском языке, а не на английском, поэтому орфография должна подчиняться правилам транскрипции с японского на русский язык. На худой конец, всегда можно проверить, например, официальное название одного из подразделений этой компании ООО «Митсубиси электрик (РУС)», что уже само за себя говорит о том, как пишется название компании.
Но вернемся к сюжету, при всей его связанности, отдельные сцены с отдельными персонажами, выглядят очень рваными и не завершенными. Видимо читатель должен был представить себе все как в фильме, чего не хватает, то самому придумать. Еще раз повторюсь — произведение, роман, не является разделом кинематографии, а уже является частью русской литературы, частью русской прозы, русской фантастики. Исходя из этого автору следует, по моему мнению, во-первых, снять с публикации свой роман, во-вторых, сделать несколько вычиток своего произведения, исправить все, что касается режима повествования, выбрав однозначно, например, рассказ от третьего лица. Разделить произведение на главы. Сделать произведение законченным, то есть переписать концовку, а не пытаться оставить какие-то «ниточки» для продолжения, а то напоминает «чернуху» девяностых, ведь читателю, по большей части все равно, какую великую мысль хотел донести автор невнятно закончив текст. Исправить, в обязательном порядке неисчислимое количество опечаток, некоторые орфографические ошибки, затем отдать произведение редактору, сделав еще несколько вычиток уже после редакторской правки. И только потом вновь опубликовать. После чего, автору, четко стоит определить для себя в жизни, кто он, писатель или сценарист.
Сам сюжет романа очень политизирован, причем с упором на наше, настоящее время и происходящие события, чего не может быть в описываемом автором будущем. Тем не менее произведение оставляет приятное послевкусие боевой фантастики. События, происходящие на планете, постепенно переходят в космос, где происходят баталии флотов землян и инопланетян, хотя автор даже сюда смог уместить некоторый политический оттенок нашей современности.
Большое количество главных героев приводят читателя в некоторое заблуждение и могут заставить спутать имена персонажей, но это все нивелируется разницей происходящих событий. Один из главных героев вообще пропадает из повествования до окончания произведения, но и там не понятно, чем заканчивается его сюжетная линия, по большей части можно сказать, что роман не имеет конца, завершается лишь текст.
В целом роман заслуживает внимания, но лишь с оговоркой, что он будет переработан и приведен в обычный, читаемый вид.

13 декабря 2018г.
06:57 SAMT