Выбор

Маро Сайрян
Говорят, человек выбирает в среднем 70 раз в сутки. Одни выбирают легко и быстро, другие  мучаются. Стоят в магазине, раздумывают. Если товар на развес, скажем, яблоки, груши, тут проще. Выбираешь крупные, спелые и т. д. Тоже требует усилий, но в меру, не сравнить, скажем, с огурцами, которые продают поштучно, по одной цене, хотя они все разные. Одни короче, другие длиннее, одни потолще, другие поуже. Тут и возникают сомнения...

Я обычно выбираю огурцы минут десять–пятнадцать. Беру в руки два огурца (с одинаковым поперечным сечением), прикладываю друг к другу, смотрю, какой из них длиннее, потом еще два, и т. д. Потом сравниваю между собой победителей. Другие люди хватают первый попавшийся, не задумываясь, и идут себе дальше, я так не могу, я им завидую. Сегодня пошла в магазин, смотрю, стоит женщина, на лице задумчивость, в руках огурец. В глазах вопрос: брать или не брать? Взяла второй, сравнила с первым, положила обратно, взяла третий... Сразу видно родственную душу. Я осторожно ей намекнула, что тот огурец, который она отложила, с загнутым концом, на самом деле длиннее первого, если его мысленно распрямить. Она посмотрела на меня недоверчиво, наверное решила, что я иронизирую, но почувствовав мою искренность, сказала, что ориентируется не на длину, а на вес, так надежнее. Я предложила ей складывать бракованные огурцы в угол, чтобы не путались под руками.

Мы молча выбираем минут десять. Другие покупатели смотрят на нас непонимающими глазами, берут огурцы и уходят. 

– Было бы проще, если бы вообще не было выбора, – говорю я, – лежал бы один огурец, ну два, не больше...

– Да, да, – кивает она, – я тоже так иногда думаю.

– Мужа и то я выбирала легче, – с досадой сказала я.

– Я своего вообще не выбирала... на восьмом месяце беременности. Брат сказал, что пристрелит его, если он не женится.

Прошло еще минут десять. Наконец двум огурцам удалось убедить нас, что они самые лучшие, и они перекочевали в наши тележки. Мы с ней расстались, больше нас ничего не связывало.

Я быстро прошлась по отделам, где выбирать было особенно нечего, взяла молоко, пачку печенья, сосиски. Дошла до хлеба, тут я немного застряла, тоже ведь не совсем простая задача, одна буханка пышнее, другая румяней, надо сравнить, подумать, а как же... Выбрала самую румяную и пышную довольно быстро, минут за десять, и вспомнила, что у меня закончился сахар. Пошла за сахаром, смотрю – эта женщина, родная душа, выбирает сахар. Держит две пачки в руках, прикидывает, откладывает одну, берет другую... Ну это по-моему уже слишком! Я сахар никогда не выбираю. Какие тут могут быть раздумья, и что выбирать, и по какому принципу? Все пачки выглядят одинаково, как ни посмотри. Хотя... если хорошо присмотреться...