Паспорт

Валера Матвеев
                               
 В Краснодаре во время учёбы заочно в институте, когда мы приезжали туда на консультации к преподавателям или для выполнения лабораторных работ, то останавливались на ночь в гостинице, потому что эта «процедура общения с преподавателями» занимала в большинстве случаев два дня.

Естественно, по вечерам происходило дополнительное общение между нами. Просто приходили друг к другу в гости для большего разнообразия впечатлений «на рюмку чая», а главное веселей коротать время. И как-то раз в одно из таких поселений в гостиницу, вечером к нам в номер зашла поболтать «за жизнь» Люба Петросян. И во время общения  к нам в руки попал как-то случайно её паспорт. Самое интересное, что при просмотре её паспорта мы обнаружили и заинтересовало нас в её докУменте, её национальность. Оказывается, она по паспорту оказалась  русская. Естественно у нас возник вполне понятный вопрос:

- Люба, как же это так могло такое получится: отец – армянин, мать – украинка, а ты русская?  Национальность же определяется, если ты еврей, по матери, или по отцу, а так вообще непонятно твоё «соседское» происхождение.

- Я просто так захотела.

Я понимаю, что в паспорте обязательно должна быть записана принадлежность к государству, а национальность – это не должно быть отображено даже в свидетельстве о рождении, если нет на это желания, и как-то регулироваться родителями. Но в то время национальность записывалась в паспорте  (знаменитая 5 шрпфа) и, получается, что национальность происходит со слов «клиента». То есть я, к примеру, могу при смене паспорта свободно оказаться якутом или туркменом. А что? Так захотел!

В конце концов, в результате всех споров оказалось, что доказывать ей бесполезно, она была упрямая, как скала –  ответ был один и тот же, как на допросе:  «Так я захотела». А как же на это реагируют работники паспортного стола? На основании чего они делают такую запись? Со слов «клиента»? Зачем тогда вообще национальность, если её можно менять так запросто, как перчатки? И вообще, с учётом произошедшего и происходящего до сих пор исторического процесса, где вы видели «чистоту» какой-нибудь национальности? Зачем это в нынешних условиях с этим заморачиваться нужно вообще?

А вот другая сторона вопроса на ту же тему. В школе, в нашем классе учился мальчишка Коля Азнаурьян. Вот у него действительно были проблемы с выбором национальности. Судите сами. Дед по отцу у него армянин, дед по матери – русский, бабка по отцу – полячка, бабка по матери – украинка. Так кто он, кем он хочет быть – вот действительно дилемма. Везде свой? Но у него какая-то из кровей «есть в наличии», поэтому он имеет право на любую из четырёх национальностей. Но настоящей принадлежности к какой-либо национальности у него, получается, нет. Так, какой-то суржик. А что писать тогда в паспорте? Никто? Или в графе национальность сделать прочерк? Или писать все четыре? Вот вам и тупик!

 Я вообще сторонник того, чтобы убрать этот пункт как в паспорте, так даже и в свидетельстве о рождение. Должна быть прописана только принадлежность к государству. А как же с национальностью? Для этих целей выдавать по желанию заказчика отдельную «бумагу», где будет прописано о национальности нескольких поколений. Своеобразное генеалогическое дерево. По нему и пусть определяют национальность, кому это необходимо. Или пусть родственники на семейном совете подсчитывают, сколько и какой крови течёт в их отпрыске.