Основы философии отрывки

Виктор Лёвин 3
Предназначено для студентов технических вузов. Дается краткое изложение истории философской мысли, а также раскрываются главные пробле мы современной философии. Разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
ISBN 978-5-7964-0996-l


ВВЕДЕНИЕ

Философия давно вошла в духовную культуру общества. Она существует как обособившаяся творческая умственная деятельность, собирающая, преобразующая и передающая от поколения к поколению плоды осмысленного духовного отношения человека к миру, к окружающему социальному бытию и к самому себе. С ней связано вопрошающее, проблемное сознание, рожденное относительно узкими, но влиятельными группами людей, способными творить публично и выражать критически-созидательную мысль в отношении сложившихся в конкретном обществе традиционных духовных ценностей. Чаще всего такие ценности освящались мифами и религией, но растущая наука нередко демонстрировала «твердолобость мышления». Во взаимодействии и выявлении отношений с этими элементами культуры шло постоянное движение философской мысли.
Становление философии началось в VII-VI веках до новой эры. В качестве духовного явления философия пришла на смену образному поэтическому и мифологическому мировосприятию, предложив концептуально оформленное мировоззрение. В ней вырабатывался новый обобщенный тип знания и формировалось разумное, осмысленное отношение человека к миру. В этом качестве философия стала важным элементом образования и обучения, методы и формы которых складывались в обществе начиная с эпохи Нового времени и Просвещения.
Уже длительное время философия преподается в отечественной высшей школе как учебная дисциплина. Она рассматривается в качестве базового элемента гуманитарной подготовки современных специалистов. Вместе, с тем философия трактуется в качестве системы интегрированных знаний, обобщающих достижения мировой духовной культуры- Она активно участвует в формировании мировоззренческих идей и концепций, обеспечивающих адаптацию образованных кадров к социальным и культурным реалиям нашего времени.
В условиях нарастающего информационного вала и экспоненциального роста массива знаний встают новые задачи перед учебной литературой по философии. Сегодня требуются учебники нового поколения, способные в сжатой форме донести смысл и содержание философии до специалистов. Особые проблемы возникают в процессе философской подготовки представителей негуманитарных специальностей.
В определенной мере данное пособие стремится решить обозначенную задачу. Тексты, включенные в это издание, отражают содержание учебного курса, который на протяжении ряда лет читался в Самарском государственном техническом университете. Предлагаемое пособие охватывает два раздела учебного курса. В первом из них речь идет об историческом развитии философской мысли — от древности до современности. Во втором разделе рассматриваются главные проблемы философии, выступающие основой современного философского знания.
Это пособие следует рассматривать как вспомогательный материал для самостоятельного изучения идейного богатства и творческого пути развития философии, как ступень к пониманию оригинальных философских трудов, без изучения которых невозможно усвоить практическое и теоретическое предназначение философской мудрости.
При подготовке данного пособия были использованы плодотворные идеи, касающиеся переработки содержания и структуры учебного курса дисциплины «Философия», которые формулировались в трудах отечественных философов Я.Ф. Аскина, Б. В. Ахлибининского, В.П. Кохановского, В.А. Конева, С. А. Лебедева, В.И. Метлова, В.И. Снесара, В.Б. Устьянцева и ряда других современных авторов.

Тема 1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия и мировоззрение.
Философия составляет мощный пласт духовной культуры общества и вместе с тем выступает побудителем духовного роста личности. Она удовлетворяет потребности человека в осмыслении тайн мироздания, судеб человечества, возможностей самоусовершенствования, в постижении смысла собственной жизни, в поиске счастья, добра, красоты, истины.
Применительно к развитию личности инженера философское образование представляет необходимую предпосылку возвышения меры ответственности и степени творческой направленности инженерной деятельности. Оно призвано выработать у студентов технического вуза глубокое понимание места и роли инженера в решении кардинальных проблем современного социального прогресса.
Овладение философией и возникновение философских представлений означают достижение высокой ступени развития духовных способностей человека. В известном смысле философия указывает на стремление и приближение человека и человечества к мудрости. Напомним, что слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух слов: «филео» — люблю, «софия»  мудрость. Но что значит «быть мудрым»?
Это значит, во-первых, постичь глубинные основы бытия, понять, что такое человек, человечество, что такое мир в целом, каковы всеобщие законы его бытия и развития. Во-вторых, понять высший смысл жизни человека, осознать, куда идет история человечества, каковы судьбы стран, народов, цивилизации. В-третьих, определить свое достойное место в жизни, в борьбе за высокие цели и идеалы.
Мудрость, таким образом, предполагает выработку целостного понимания людьми мира и своего места в нем, требует самоопределения человека в мире. Подобное понимание вырабатывается на высших этажах человеческого сознания и имеет прямое отношение к
формированию мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, выбор жизненной позиции, программ поведения и действий. Необходимо отметить, что мировоззрение может иметь две основные формы.
1. Жизненно-практическое мировоззрение формируется стихийно на базе здравого смысла людей и их повседневного опыта. К этой форме мировоззрения относится система жизненных взглядов и убеждений, складывающаяся, например, в определенной профессиональной среде: в среде ученых, инженеров, крестьян, служащих и т.д. Такое мировоззрение зачастую опирается на убедительный жизненный опыт и солидные знания. Но его культурный запас ограничен: оно чаще всего некритично осмысливает общие тенденции социального развития, не отличается системностью.
2. Теоретизированное мировоззрение вырабатывается путем систематической реализации познавательных и ценностных принципов, четко соотносит эти принципы со средствами и характером деятельности людей. Такой формой мировоззрения является философия. Подчеркнем, что понятие «философия» является более узким по содержанию, нежели понятие «мировоззрение». В мировоззрение, вообще говоря, входят как интеллектуальная, так и эмоциональная составляющие. В нем есть два слоя: миропонимание и мироощущение. Философия тяготеет к интеллектуальному слою мировоззренческого сознания. По своему характеру философия есть теоретическое исследование. Она рафинирует, интеллектуализирует мировоззрение.
Философия опирается на понятийное мышление и логические способы организации общих идей и представлений о мире, человеке, возможностях человека познать и преобразовать мир и самого человека.
Для более точного определения философии важно соотнести ее с преобразованием социально-исторических типов мировоззрения
 Исторически первым типом мировоззрения справедливо считается мифологическое сознание, доминировавшее в эпоху первобытнообщинных отношений между людьми. Мифологическое сознание характеризуется слитностью мировосприятия, мироощущения и миропонимания, Его интеллектуальное содержание неразрывно сопряжено с метафоричностью, поэтикой языка. В нем сближаются и часто не различаются явления природы и культуры, одухотворяется природа, придается большое значение символике жизненных явлений, сквозь которую люди стремились постичь единство настоящего, прошлого и будущего, смоделировать связь естественного и сверхъестественного и т.д. Мифы закрепляли систему ценностей для данной общности людей, поощряли или осуждали определенные типы поведения, предсказывали судьбу рода, искали ответы на тайны творения вещей и людей и т.п.
С исчезновением с исторической арены первобытных форм общественной жизни ведущая роль мифологического типа мировоззрения угасает. Но потребность в мировоззренческом сознании не исчезает. Эта потребность стала удовлетворяться как на путях развития религиозного сознания, так и с помощью философии.
Характеризуя религиозное мировоззрение, следует учитывать, что его основу составляет вера в существование сверхъестественного мира и в возможность главенствующего вмешательства сверхъестественных сил в дела природы и людей.
Религия требует поклонения высшим силам и стремится регламентировать и организовывать жизнь людей, а также образ, строй их чувств и мыслей исходя из принципа святого почитания некой абсолютной воли и власти над людьми. Для религии характерна  опора на традицию в обосновании мировоззрения, подчинение мировоззренческих установок твердой вере и ее догматике.
Философия, напротив, руководствуется принципом свободы в духовном творчестве. Для нее характерна уверенность в возможности человеческого интеллекта решать великие мировоззренческие вопросы. Она делает основным своим оружием критически осмысленный подход к окружающему миру и к жизнедеятельности человека. Философия опирается на доказательства, требует аргументов.
 В ней используется особый язык, отвечающий задачам разумного постижения природы и человеческого бытия, раскрытию условий гармонии природного, социального и индивидуального мира человека. Это язык универсальных понятий, идей и категорий — к их числу относятся категории «объект», «субъект», «материя», «дух», «истина», «добро» и др. Применение понятийного языка, опора на доказательства роднит философию с наукой.
Важно усвоить, что язык философии вырабатывается под воздействием комплекса требований:
  об истинном постижении действительности;   о согласовании истинных знаний с представлениями о должном порядке и организации действительного мира;   о выборе должного поведения, деятельности людей и их сообществ, руководствующихся представлениями о важном, ценном;   о выделении среди разнообразных ценностей некоторых высших идеалов;   о проверке жизненности идеалов, об анализе возможностей  их воплощения в действительность, об исследовании оснований для соответствующих идеалов.
Итак, философию можно определить как концептуальную форму существования мировоззрения и как способ его духовного теоретического обоснования. С ее помощью рационально выражается смысложизненная ориентация человека как сознатель ного и свободного в выборе своего поведения субъекта.
Выполняя это предназначение, философия способна обобщать все известные типы ориентации человека в мире (научно-познавательную, ценностно-практическую, нравственную, эстетическую, экологическую и др.). В этом качестве она является духовной квинтэссенцией культурного освоения мира, в ней выражается духовная зрелость человечества.
Следует, конечно, учитывать, что к высотам зрелости философия поднималась постепенно В различных школах и системах философствования нередко рассматриваются лишь отдельные стороны мировоззренческой ориентации людей. Однако весь путь развития философии демонстрирует тенденцию к ее универсализации, доказывает ее способность функционировать в обществе в качестве такой формы сознания, которая удовлетворяет потребность в целостном осмыслении жизнедеятельности человечества.
Природа философских проблем. Раскрывая второй вопрос темы, дадим характеристику проблемного поля философии, выясним природу и способы постановки ее фундаментальных вопросов, определим характер ответов на такие вопросы.
Следует иметь в виду, что философия, по существу, есть проблемно ориентированное сознание. Она имеет непосредственный выход к разрешению того или иного умственного беспокойства, к снятию умственной неудовлетворенности, к интеллектуальному прояснению сложившегося положения дел в некоторой сфере человеческой деятельности. В ней находит отзвук реальная проблемность жизни человека и человечества, осмысливаются парадоксы этой жизни. Ее теоретический язык призван выразить более глубоко и точно суть возникающих в жизни проблем.
Философия стремится выявить действительный смысл разнообразных жизненных конфликтов и парадоксов, соотнести способы их решения с универсальными возможностями самореализации человека.
Специфически философский подход к формулированию и разрешению проблем связан с процессом генерализации, обобщения, универсализации тех оснований, из которых родилась соответствующая проблема, выработки универсального и свободного (от ограничений случайного порядка) понимания действительности во всей полноте и целостности. От такого обобщения не должны ускользнуть не только все наличные данные формы конкретной действительности, но и ее иные, скрытые или неразвитые формы.
Одной из исторически первых проблем, универсальный смысл которых осознан философией, явилась проблема бытия (реального существования). Необходимо иметь в виду, что эта проблема ставится и решается философскими средствами как биполярная. Именно такой подход позволяет высветить все ее существенные грани.
Так, в философии исследованы вопросы о единственности и  множественности бытия, о телесном и сверхтелесном (идеальном) бытии, о бытии природы и бытии человека и т.д. Следует подчеркнуть, что свое глубинное мировоззренческое значение данная проблема обнаруживает при изучении соотношения материального и идеального бытия. Есть целая философская традиция, рассматривающая указанное соотношение как основной вопрос философии.
Важно понять и усвоить, что все фундаментальные философские проблемы имеют биполярный характер. Это касается, например, проблемы объяснения специфики общественной жизни. В ней проявляется определенная необходимость, но вместе с тем реализуется человеческая свобода.
Аналогичный характер имеет проблема жизни, универсальное постижение которой требует осознания соотношения жизни и смерти- Точно так же философия ставит и решает проблему личности, в рамках которой исследуется социальная заданность поведения личности, но вместе с тем проясняются основания личного выбора, ответственности, творчества и самореализации.
 Многие философские проблемы имеют «вечное» звучание. Но в то же время существуют механизмы обновления их содержания. Здесь в первую очередь необходимо учитывать изменение содержания практики человечества, возникновение новых элементов научного, религиозного, нравственного опыта людей и т.п. С другой стороны, следует иметь в виду изменения самого стиля философствования, смену доминант (или парадигм) философского мышления.
Философия и научное познание. Какова специфика философского познания? Для правильной оценки этой специфики надо обратить внимание на то, что философское познание развертывается в двух неразрывно связанных плоскостях. Оно дает знание о мире и человеке, и это знание фиксируется с помощью общих принципов и начал, объясняющих природу сущего. Но параллельно вырабатывается рефлексивное знание, которое обращено к самому познанию, раскрывает его принципиальные условия и границы. Так, философ не только выясняет, что он знает о сущем, но одновременно исследует и то, что возможно знать о сущем.
И этим знанием тоже дело не ограничивается, поскольку философское познание соединяет знание с Должным, его применением, соотносит Знание с благом, с Добром и красотой как ценностями человеческого бытия. Мало, например, знать внутриатомные силы. Мудрость предполагает возможность благого применения такого знания и требует единства знания и блага.
К сказанному надо добавить, что философское познание выводит человеческое знание на уровень универсалий, дает понимание всеобщего. Тем самым оно раздвигает границы любого частного знания и позволяет формировать сверхопытное знание — например, знание о человеческой истории в целом, о мире в целом и т.д. Без подобного рода обобщений человеческое познание вынуждено было бы вращаться в кругу отрывочных, случайных, фрагментарных знаний.
Познавательная ценность философии в различные исторические эпохи оценивается по-разному. Для раскрытия этого аспекта темы полезно обратиться к попыткам принизить ценность философского познания в сравнении с религиозным, а также и с научным познанием. Религия, например, непомерно возвеличивает истины откровения, принижая добываемые философией истины разума. С другой стороны, современная наука, опираясь на тщательно разработанные методы верификации (опытной проверки) знаний, нередко сомневается в пользе сугубо теоретических гипотез философии о мироустройстве. Она же  усматривает несовершенство философского знания в силу использования в рамках философии субъективно-объективного языка  для постановки своих проблем. Наука кичится объективизмом и подчас забывает о своем человеческом предназначении.
Соотношению философии и науки стоит уделить особое внимание, помня о том, что их взаимодействие и в историческом прошлом, и в настоящее время имело и имеет сложную природу.
Отражением этой сложности являются попытки:
а) растворить философию в науке (позитивизм и неопозитивизм);
б) обособить философию и науку (экзистенциализм);
в) найти сферы соприкосновения философии и науки в развитии методологии науки, в этике науки (критический рационализм, диалектический материализм).
Роль философии в культуре. Философия занимает место духовного ядра культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического бытия людей и создает логические конструкции — понятия, которые служат для самоопределения человека и человечества, для постижения основных сфер их деятельности, а также для конструирования различных возможных миров. Она прорабатывает мысль о том, что наличное бытие человечества не является единственным и наилучшим и указывает на возможность творчества в этом мире для совершенствования природы, общества и самого человека.
В отличие от науки, философия говорит не только о том, что уже есть. Ее интересуют смыслы и значения того, что есть; она высвечивает ценностное содержание наличного бытия и перспективы его развития и совершенствования. Она выступает хранителем и создателем идеалов культуры, в которой возможна свободная самореализация личности. Мера свободы, виды  свободы, понимание условий свободы и причин ее исключения  — вот специфическое поприще философии. Ее интересует свобода, соединенная с наукой и знанием, с истиной и добром, с красотой и справедливостью. В центре философской свободы стоит человек.
Вместе с тем философия исследует условия человеческой несвободы. Она выясняет также характерные черты ответственности и разрабатывает методы познания и деятельности, которые способны нацелить на истину, добро и красоту все существующие формы сознательного усвоения мира человеком (науку, религию, мораль, искусство и пр.). В этом просматривается главное призвание и предназначение философии.