болело сердце

Наталия Васильевна Жукова
Болело сердце

Болело сердце. Боль была привычной, родной. Такой же родной, как и она.
Придя на работу, Валентин первым делом посмотрел на вешалку. Ее курточка уже висела, под ней стояли ее сапожки 35 размера. Такие изящные, чистенькие в эту слякотную погоду. Он улыбнулся про себя: ну и слава Богу! Значит, она здорова, значит, все хорошо.
Он пошел в отдел.
Вот она, его Дашенька! В ожидании начальства пьет чай с подружками.
Валя вытащил из портфеля вафельный тортик и подошел к столу:
- Здравствуйте, девочки. Здравствуй, Дашенька! Вот вам к чаю! - и он положил на стол торт.
- Ой, Валечка, золотой ты наш. Спасибо! - запричитали подружки и стали резать тортик.
А он смотрел на Дашу. Милую и единственную. Даша тоже смотрела на него не то с тревогой, не то с болью.
- Как ты, Дашенька? Здорова?
- Да, Валь. Все нормально.
- А муж?
- Выписали вчера. Сын загрипповал. Не пустила сегодня в школу.
- Как же так?... Загрипповал? Это и ты разболеешься? А температура? Давай, я за лекарствами сбегаю?
- Не надо пока. Врача вызвали. Он пропишет что-нибудь, Ромка купит.
Валя, встревоженный, пошел к столу.
«А если разболеется Дашенька? Как она в прошлом году слегла?!»
Да... Для Валентина вся жизнь заключалась в счастье этой женщины.
Он любит ее. Всегда любил. Сколько себя помнил. В детском саду, в школе любил. В институт пошел за ней, на эту работу. Лишь бы рядом!
Он и был всегда рядом: на контрольной подсказывал, на дни рождения приходил не только есть и пить, но и готовить стол.
На его плече Даша плакала из-за неудавшейся любви к мальчику Пете. Валя тогда вместе с Дашиной мамой, тетей Наташей, уговаривал Дашу поесть.
Тетя Наташа все понимала про Валю и жалела его:
- Валечка, мальчик мой золотой! Что ты так прилип к Дашке? Ну найди ты себе девочку!
- Я нашел, - кивал Валя в сторону Дашиной комнаты.
- Ну ты пойми: она видит в тебе только друга! Так будет всегда, я уж это чувствую! А ты?
- А я буду с ней. Пусть она будет счастлива, мне не надо ничего больше!
- Это ты сейчас так говоришь! А потом, как захочется любви, детишек?!. Ну найди ты девочку! Отвлекись от Дашки. Дружите просто.
Но ни о какой другой девочке он подумать не мог.
На втором курсе института Валя все же решил объясниться Даше в любви. У нее тогда не было парня, она была свободна и не тяготилась этим.
Была весна, они сидели на лавочке после лекций. И он ей сказал. Даша посмотрела на него с такой болью, что сразу стала похожа на свою маму:
- Валя! Я ждала этих слов и боялась их. Я знаю, что ты любишь меня. Это только слепой не увидит. Но пойми ты меня! Ты для меня друг. Я никогда не смогу увидеть в тебе мужа, отца моих детей. Это немыслимо для меня. Я и рада что-то с этим сделать, но сердцу не прикажешь!
- Не мучай себя, Дашенька. Я ничего и не прошу.
Потом Даша вышла замуж. И тогда Валя впервые ощутил свое сердце. Оно не болело еще, но он теперь точно знал, где в его организме находится сердце. Он попросил тогда у Даши:
- Только не гони. Я не помешаю тебе и твоему мужу! Я буду рад вашему счастью. Только не гони!
Даша пожала плечами:
- Хорошо, Валь. Но правда, было бы лучше, если бы ты нашел себе девушку, женился бы.
Валя и сам не понимал, что же творится с ним. Почему у него не как у всех? Как так получилось, что он полюбил Дашу и больше никого не может полюбить? Он пытался! Но представил, что влюбится в него девушка, а он ее не полюбит! Как ей, бедняжке, больно будет! Нет! Не хочет он никому боли.
Вскоре раздался поздний ночной звонок. Звонила Даша:
- Валя, - говорила она слабым голосом, - приди, а?! Ромка на дежурстве, а мне плохо. Токсикоз сильный. Я скорую вызвала. Ромка знает, что ты придешь.
Валя метнулся к Даше. Она была зеленая, ее без конца рвало. Вскоре приехала скорая. Решено было забрать Дашу в больницу на сохранение. Валя метался по квартире и собирал сумку для больницы. Он и поехал с ней в роддом. Потом отзвонился мужу. Ромка - муж - был очень благодарен Вале. И они даже вроде как подружились. Во всяком случае, Ромка понял Валю, как смог. И не осудил. И не запретил любить, сказав: «мое, не тронь!»
Валя помогал с малышом, иногда просто давал Ромке деньги: случились трудные времена, когда Ромка потерял работу. В общем, Валя никуда не делся из жизни Даши. Теперь он любил и ее сына, и Ромку уважал. Но Даша... Его чувство к ней не остывало никогда. А она стала смотреть на него с болью... Он улыбался, а она - с болью.
И сердце стало болеть. Он не говорил об этом никому. Он вообще давно перестал спрашивать себя, почему его жизнь так сложилась. Он устал спрашивать себя. Он устал объяснять своим, Дашиным родителям, что он не может жить без Даши. И не хочет. Он понимал, что все эти люди, и Даша в первую очередь, желают ему счастья, хотят добра. Поэтому все говорят и говорят о женщине, семье... Как он устал!
Он уезжал летом в отпуск. Всегда один. Во время отпуска думал о Даше, о ее сыне. Каждый день хотел позвонить им и спросить, как дела. Но сдерживался. Не звонил.
Приезжал. На него смотрели с надеждой: ну? Не нашел ли в отпуске женщину? И у него появилось чувство вины, что никак он не может разлюбить Дашу и найти женщину!
Время шло. Боль в сердце стала ежедневной. Но его перестали хотя бы теребить. Он часто бывал дома у Даши. Сын Саша к нему привязался. Единственное, на что не согласился Валентин - это стать крестным для Саши.
И только тетя Наташа поняла, почему.
- Валечка, сынок. Это твое дело, мы найдем крестного. Но ты никогда не женишься на Даше.
- А вдруг?... Ох, да. Простите. Я понимаю. Но... Крестный - дело серьезное. Не возьмусь.
Сейчас Даше и Вале уже по тридцать семь. Саша учится в девятом классе. Даша и Рома живут очень складно, в любви. Поначалу были ссоры, но они мирились. И всегда, когда Даша ссорилась с мужем, она вспоминала кроткого Валю и шла мириться... И Рома как будто ждал, что она придет!
Вот так и прошли годы. Даша и Валентин так и работали вместе. И сегодня Валя всерьез озаботился гриппом сына Даши.
Его опасения усилились, когда он услышал, как Даша закашляла.
«Заболеет! Заболеет!»
В последнее время он заметил, что ему трудно стало справляться с тревожными мыслями.
- Дашенька, ты правда себя хорошо чувствуешь?
- Вроде да.
- А кашель?
- Не знаю, я нормально себя чувствую. Валечка, ну не волнуйся ты! Ну даже если я заболею, то ведь вылечусь!
- Да, конечно. Лучше бы не...
- Что? Валя! Что с тобой?!
Как сдавило сердце!.. Валя хотел улыбнуться и сказать, что все нормально. Он хотел уже пойти работать, но стало невыносимо больно.
Даша поставила рядом еще два стула и уложила Валю.
- Девочки, скорую! - крикнула она. - Валечка, милый! Да что с тобой?! Родной, хороший!
- Ничего, Да-шенька...
И больше он не мог ничего выдавить из себя.
Скорая приехала поздно. Голова Вали покоилась на коленях у Даши. И Даша странно отстраненным взглялом разглядывала это родное, привычное лицо: прямой нос, высокий лоб, скулы высоко, как у азиата. Волосы густые и волнистые. Какой же он красивый! Хоть и седеть начал! Какой невероятно красивый! Как же так? Он рядом, его голова на ее коленях, но его уже нет?...??? Всего тридцать семь... Как мало! И как она будет без него?!
Господи, какое же горе!
Когда скорая увезла Валино тело в морг, Даша встала у окна и стала сиотреть на улицу. Слезы неудержимо текли по ее щекам.
«Какой же он красивый!» - вертелось в ее голове.
Рядом плакала одна из ее сотрудниц. Они особо не дружили никогда, но сейчас Даша спросила:
- Ты что плачешь?
Та посмотрела на Дашу и просто ответила:
- Я много лет любила его. С тех пор, как вы пришли сюда работать.
Господи! Как же так? Как?

Н. Ж.