Кто автор Аве, Мария?

Людмила Дементьева
Кажется, нет человека, который не любит «Аве, Мария». В переводе – это  привет тебе, Мария! –музыкальное произведение католического гимна, включающее обращение к деве Марии. В эпоху романтизма возрос интерес к молитве. В 19в. арии и песни  создавали  Ш.Гуно, Дж.Верди, А. Дворжак, Ф.Лист, Масканьи, Сен-Санс. Самой популярной долгое время была песня Шуберта- «Третья песня Эллен», хотя к молитве она никакого отношения не имела. Помните, какой восторг мы испытывали, когда слушали её в исполнении Робертино Лоретти? Его голос звучит в нас и сейчас, как
серебристый колокольчик, звонкий, чистый, нежный.

В 1970г. появилась новая «Аве, Мария» Джулио Каччини (1551-1618) – итальянского композитора, певца, теоретика вокального искусства, одного из создателей бель  канто. Помню, музыка Каччини сразу проникла в душу. Я просто была потрясена!     В лицее №23 самыми  большими знатоками музыки были Н.Н.Веселова и О.Б.Малыгина. Они и познакомили меня с пластинкой, где было напечатано имя автора. Если вы помните, до 1970г. автор не был известен. Потом подарили мне кассету (дисков ещё не было). Исполняла «Аве, Мария» Лина Мкртчян. И музыка, и голос покорили меня, и родилось стихотворение. Почему я так подробно пишу? –Потому, что автор  уже был назван: Джулио Каччини. И я назвала его. А,оказалось, автор – не он! Специалисты считают, что такого жанра музыка не характерна для периода Каччини.

Душа парит над суетой,
Когда " Ave Maria" внемлю,
И духа высшего покой
Спускается на землю.

Вновь жить хочу, хочу творить,
Нести добро и радость людям.
И лучшие творения дарить,
Как солнца луч - средь серых буден!

Звучит орган, поёт душа,
Нежна, как музыка Каччини.
А жизнь - светла и хороша,
Когда дыханье музыки обнимет.

           1999.

Так кто же автор?  В 1970г. была записана пластинка  «Лютневая музыка 16-17в.» Исполнял произведения известный гитарист, создатель учебника «Школа игры на семиструнной гитаре» В.Ф.Вавилов. Кто же он? Жил в Ленинграде очень талантливый музыкант, гитарист, впоследствии виртуоз лютни Владимир Фёдорович Вавилов.  Родился он в 1925году. В годы В.О.войны получил ранение и был госпитализирован. Учился  игре на гитаре сначала в музыкальной школе для взрослых, затем окончил музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу гитары. У него был хороший учитель Пётр Иванович Исаков. Талантливый музыкант аккомпанировал Шаляпину и Собинову. Интерес Вавилова к новому был так велик! С 1952г. он изучает теорию  музыки и композиции у композитора Адмони И.Г.
 
В 1949г. с гитаристом Львом Андроновым они создают  гитарный дуэт шести и семиструнной гитары. Играют «Польку» Рахманинова, «Вальс» Дюрана, произведения Грига, Дебюсси. Их дуэт полюбился слушателям. 1957г. принёс им серебряную медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Долго молодые музыканты вспоминали, как  добирались до Москвы на товарном поезде, ночевали в сквере у Большого Театра. Получив серебро, они продолжали концертную деятельность в Советском Союзе  в качестве солистов Ленконцерта. Выступали и с собственной программой «Вечер старинной музыки». Дуэт аккомпонировал  Шульженко, Штоколову.  В 1962г. дуэт распался. Вавилов концертирует один.

В середине шестидесятых  внимание Вавилова привлекла картина Караваджо «Юноша с лютней». Появляется новое увлечение – лютня.  Своя музыка у Владимира уже была, но было и опасение, что его музыку не пропустят цензура, комиссии. И он, записывая свою музыку, пишет другие  имена композиторов. Так, «Аве, Мария»  сначала шла под именем «Неизвестный автор 16в.», потом под именем Джулио  Каччини. «Канцона» в 1970г. на пластинке  лютневой музыки получила в авторы  Франческа да Милано. Позднее мы узнаем в ней песню «Рай»("Город золотой»). За это и назвал известный музыковед Владимир Янке композитора «Великим мистификатором».(Мистификатор от греческого mystes – посвящённый в тайну  и…фикация, намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман.)

Многие романсы со своими аранжировками дуэт исполнял в сопровождении солистов. Первая исполнительница «Аве, Мария» на пластинке Надежда Павловна Дроздова – Вайнер– народная артистка России, доцент Петербургской Консерватории – в момент записи была студенткой третьего курса Консерватории. В 1975г. Ирина Богачёва тоже на фирме «Мелодия» записывает «Аве, Мария» и уже написан автор Каччини. Через 10 лет на записи Ирины Архиповой тоже – Каччини. Ещё через 10 лет певица из Латвии записала «Аве, Мария» в альбом, который вышел в Германии в 1995г., автор тоже Каччини. Иногда рядом с Каччини появляется имя Владимир Вавилов. Получает  он и двухкомнатную квартиру, стены которой тепло приняли  11 гитар, хватило места и дорогому фортепиано Bluthner.

Надежда Вайнер рассказывает, что  Вавилов очень хороший и добрый человек, в общении доброжелательный. По её мнению его «Аве, Мария» не похожа на средневековую мелодию. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Ирина Богачёва не удивилась бы, если бы автором  был Владимир Вавилов.  «Каччини – итальянец. А тут почти северный темперамент. Музыка очень простая. Очень красивая, но очень простая. И в песне всего два слова «Аве, Мария». Как-то всё не по-итальянски.» Когда её спросили, кто ей дал ноты «Аве, Мария», она ответила, что ей принёс их сам Вавилов.

Владимир Вавилов пожил всего 47 лет. Умер он в 1973году. Осталась его дочь Тамара – искусствовед. К великому сожалению, не сохранились ни 11гитар,ни фортепиано Bluthner. Их забрала вторая жена автора всемирно-известной «Аве, Мария». Такие инструменты дорого стоят. Но авторство не должно быть утрачено. Нельзя наказывать талантливейшего музыканта за его величайшую скромность.

Фото: Владимир Вавилов.
      Использованы материалы газеты "Вечерний Ленинград".