Одиссея для кино

Оксана Шуда
СЦЕНА 1

(вид изнутри комнаты, это учительская в школе иностранных языков – средний план)

Внутрь распахивается дверь, входит девушка в меховой большой шапке, в спортивной куртке “INTO”, через правое плечо тяжелая замшевая сумка.

ОНА:

- Я к Павлу Валерьевичу. Это вы? (немного рассеянно).

(крупный план)

– Можно я скину все это? – резкими и немного нерешительными движениями снимает шапку, кладет на стол, куртку на стул рядом, садится, из сумки сразу достает папку, диктофон, кладет на стол.
(крупный план)
быстро, нерешительно оглядывает кабинет, смущаясь, кладет папку на колени, прикрыв
изрядно потертые джинсы, дабы не контрастировать с интерьером. Вписаться.

МУЖСКОЙ ГОЛОС (за кадром)

Как вас зовут?”

крупный план (лицо девушки)

- Оксана. Я из газеты, это я вам звонила.

МУЖСКОЙ ГОЛОС (за кадром)

- Вы уже преступили к работе? Эту штуку на меня навели?

ОНА:

- Да, во всеоружии, так сказать, (произносит смущенно).

КАМЕРА скользит по комнате – слева девушка за компьютером выглядит погруженной в работу и отстраненной, стол завален бумагами, журналами, сувенирами.
2 невысокие полки, стоящие на полу – журналы, книги, методические пособия, видеокассеты – практически на всем англоязычные названия. Мягкие игрушки.
Справа – жалюзи на окнах – розовые, стены розоватые, на стенах висят фото природы в рамках. У окна за своим рабочим столом, сидит молодой человек (ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ) спокойно и с интересом разглядывает пришедшую девушку.

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ

- Как вас зовут?

ОНА (голос за кадром)

- Оксана. Я из газеты. Это я вам звонила полчаса назад. Здравствуйте. Я с вами буду разговаривать о программе?

ОН

- Да, со мной. (игриво) Вы уже навели на меня свою штуку?

ОНА (смущенно)

- Во всеоружии, так сказать.

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ удовлетворен увиденным и услышанным, чувствуется, что он улыбается про себя.
Медленное осветление кадра, ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ растворяется в свете.



СЦЕНА 2

Трехмерная картина бесконечного. Разделена на 2 части – левая и правая, стальным матовым лезвием – на 2 пропасти. Нет земли и неба, есть – высота и глубина. Пространство насыщенно темно-бурыми шевелящимися скоплениями, которые похожи на грозовые тяжелые тучи. В каждой из половин вертикально змейками проносятся молнии электрических разрядов, редко – над лезвием.
Глухая тишина – только звуки электрических разрядов и порывы нарастающего ветра. КАМЕРА скользит по лезвию, обнажая глубину – медленно поднимается – Далеко впереди, едва заметна фигурка человека, напряженно балансирующая по лезвию, очень медленно продвигается вперед. КАМЕРА дрожит от ветра. Срывается. Становится ветром, с огромной скоростью несется на идущую фигурку, со свистом, от которого закладывает в ушах, проносится над плечом, волосы. Стоп.


СЦЕНА 3

(действие там же, как в сцене 1, несколько дней спустя)

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ (крупный план)

Сидит за столом поддавшись к КАМЕРЕ. На столе лежат кроме всего прочего, 3 листа текста – материала о программе.

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ резко ОКСАНЕ

- Здесь нет никакой структуры!! Сначала должно быть “вступление”, затем “подготовка”, “семья”, потом переход к “школе”, потом об “американцах” и только потом – “итоги” и “заключение”. У тебя даже внутри ответов никакой логики. Ну, вдумайся сама: перед тобой милая девочка, побывавшая год в США и вот ее ответ: (цитирует грядя в текст, нарочно громко) - КОГДА ТЫ  ВДРУГ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ОКАЖЕШЬСЯ В ДРУГОЙ СТРАНЕ…

Голос за кадром, ОКСАНА (тихо, слабым голосом)

- Но она так говорила…

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ (азартно продолжает)

- Вслушайтесь! (обращается к присутствующим в комнате, начиная ораторствовать), на вопрос: (цитирует текст по листку) “Ты обычный школьник, ходишь на все уроки, отвечаешь наравне со всеми, тебе кого-нибудь прикрепляют, чтобы тот познакомил тебя со школой?” И теперь, внимание, ответ: “Нет. Такое только по фильмам” Кто-нибудь видел такие фильмы?!! Что? И не делай такие глаза!

Слабый голос ОКСАНЫ за кадром

- Какие?

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ

- Дальше: это вычеркнуть, это, смотри, поменять местами, это, вообще, не нужно здесь. Я – бизнесмен, и эта статья – часть моего бизнеса.

КАМЕРА в это время медленно отходит от Павла Валерьевича влево – сразу напротив камеры сидит девушка с красивыми карими глазами с удовольствием наблюдает происходящее, дальше влево – сидит Марина – без видимого интереса смотрит в свой компьютер.

ПАВЕЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ замолчал – камера медленно возвращается к нему. Он сосредоточен в своем компьютере на Емэйле. КАМЕРА опять медленно проделывает путь от Оли к Марине, останавливаясь на мгновенье на их лицах. Слева от Марины дверь с позолоченной ручкой, остановка на двери, медленное осветление. Все растворяется в свете под шелест ветра.

 
СЦЕНА 4

(через несколько дней, за окном спускаются сумерки, средний план)

ПАША за столом, смотрит то в компьютер, общаясь с кем-то онлайн, то на ОКСАНУ, качаясь на стуле. ОКСАНА блуждает в небольшом пространстве комнаты, рассеянно рассматривая содержимое полок. Вечер. Яркий электрический свет.

ОКСАНА

- Я воспользовалась твоим предложением. Я приехала. Просто, чтобы поболтать.

ПАША (крупный план)


Откидывается на стуле. С интересом слушает, улыбается “про  себя”.
ОКСАНА садится на “свой” стул, рядом со столом ПАВЛА

ОКСАНА (крупный план)

- Ненавижу пятницу. С утра так сильно переругалась со всеми в редакции – представляешь – я пытаюсь их уничтожить, а они – меня! Я ведь совсем к другому стремлюсь – к доброте…А потом, представь, я поехала к Имаму! В мусульманское общество. Он – молодой еще, мальчишка, и уже Имам! Старший, значит. И знаешь, я часа два только и делала, что самоутверждалась. Он мне пытался навязать свою реальность, говорит: “Аллах тебя создал, благодари Аллаха, что он дал тебе такие прекрасные мозги и такое воображение!” Я ему свою навязывала – наука, геокосмоантропология… и всякое другое... и представь, провожая, он сказал: “Мне ни с кем так тяжело не приходилось общаться”. Я победила! Самоутвердилась, это плохо, да? Я вот книжки по Корану взяла почитать…

(крупный план)

КАМЕРА плавает медленно –– стол, рука ОКСАНЫ, 2 брошюры кладутся на стол,     камера на миг останавливается на лице ПАШИ.
КАМЕРА фиксирует – картину на стене, рыбку – на столе Марины, маленьких стеклянных мышек на столе, пол, протертые джинсы ОКСАНЫ (вид сверху – крупный план).

Голос ПАШИ (за кадром)

- Ты ведь приехала с какой-то целью? И зачем-то ты мне все это говоришь, рассказываешь о себе…

ОКСАНА  (крупный план)

- Ты ведь приглашал, говорил, что без повода приходи. Мне нравится здесь, очень комфортно…

ПАША

- Но ты ведь знаешь зачем. Что конкретно тебя привело?

ОКСАНА (смущенно)

- А зачем тебе знать это? Разве нельзя просто поболтать?

КАМЕРА – средний план – сувениры (стеклянные мышки) на столе.

ПАША (за кадром)

- Хорошо, я объясню (КАМЕРА медленно возвращается к ПАШЕ, у него расслабленная поза, открытое честное лицо).  - Каждый человек, живя, сталкивается с тайной этого мира, с объективной стороной жизни. И, естественно, когда видишь непознанное так близко, возникает желание узнать, посмотреть в лицо тайне. Тем более, когда лицо так красиво… Ты выглядишь разведчиком. Приходишь, присматриваешься, собираешь информацию…и не раскрываешь себя. Зачем? – это естественный вопрос. Во всем ведь есть своя скрытая логика.

ОНА верит, что он честный.

ПАША

- Ты мне нравишься (КАМЕРА скользит по лицу ОКСАНЫ –крупный план). - Когда ты улыбаешься, смеешься, говоришь, мыслишь, нравятся твои жесты, мимика, как ты двигаешься. Я обо всем могу сказать честно, потому что я не собираюсь что-либо скрывать от тебя. Тем более, как-то использовать тебя в своих целях (облокачивается на стол, становясь крупней в кадре). Ты мне интересна.

Кадр осветляется, ПАША растворяется медленно. Телефонный звонок. Он берет трубку, бодро: “Да… Приветик…”
Стоп (кадр прерывается)


СЦЕНА 5

 ПАШИН голос (в белом свете)

- Все взаимоотношения – это игра. Ритуалы. Я нашел алгоритм. Все очень просто.

Голос ОКСАНЫ (сдавленно)

- Играть с чувствами – это больно.

Сквозь звуковую пелену – захлопывается дверь, рабочая суета. Играет Мумий Тролль “Невеста?” - немного искаженно, будто под водой.


СЦЕНА 6

Кадры бесконечного пути, лезвие над пропастью, сквозь видение просвечивается кабинет ПАШИ, становясь все более реальным.

ОКСАНА (крупный план)

КАМЕРА плавает, фокусируя детали - глаза, лицо, говорящие губы и т.д.
 
- Границы реальности потеряли свое значение. Мир реальный и нереальный вошли друг в друга. Я не знаю, где я сейчас. Ты легко зашел в меня, скальпелем вскрыл мой мозг, все древнее и тайное скрытое обнажилось. И ты сделал это так легко! Границ моего тела нет (волосы ОКСАНЫ будто на ветру начинают развиваться и путаться, хотя в кабинет нет сквозняка). Я ощущаю себя космосом (разводит руки, обозначая бесконечное, тело просвечивается - трехмерное изображение космоса), а ты как космические корабль залетел и спокойно бороздишь по звездным просторам (со стороны ПАШИ, из его груди, вылетает космические корабль, залетает внутрь космоса ОКСАНЫ и КАМЕРА туда же устремляется).

ОКСАНА (крупный план)

- Я знаю, что должна отдаться тебе. Я не согласна.  Но у меня нет сил противостоять этому чувству. Мой друг говорит, что участь женщины – отдаваться и покоряться мужчине. Но я протестую – слышишь?

ПАША

- Это выглядит так: (показывает на плоскости стола, на столе разворачивается панорама митинга) собрались женщины и кричат: “Возьми меня, я твоя, а в руках у каждой плакат: “Я протестую!”

ОКСАНА

- Да, да…(радостно смеется). Это я. Я – такая.

Осветление.

В свете ПАШИН голос

- Я больше не опасен для тебя?


СЦЕНА 7

КАМЕРА – вид сверху – внутри тела ОКСАНЫ над сердцем, которое бьется гулко, легкие – вдох, выдох – равномерно и глубоко. Низ живота пульсирует красным.

Голос ПАШИ

- Да, я думал о сексе. Кроме того: ты и умна – с тобой интересно, и привлекательна.

ПАША (крупный план)

- Я разглядываю тебя. Пытаюсь рассмотреть сквозь джинсы, свитер какая ты.

- У меня кружится голова.
- Это естественно.

Я молчу, пытаюсь посмотреть на Пашу бесстрастно, наверное, это так и выглядит. Он тоже, вероятно, волнуется, но также как и я выглядит бесстрастно. Тупик. Я понимаю, что мы будем говорить и говорить, ни он, ни я не сможем проявить свои чувства, по крайней мере, я не верю в истинность происходящего. Холодное предчувствие.

ПАША

- Тебе хотелось бы сделать что-то по отношению ко мне, но ты этого не делаешь?”

- Да, - отворачиваюсь и закусываю губу (реальность состоит в том, что я постоянно убегаю от реальности, от самой себя и от своих чувств).
- Что?
Я не отвечаю и не отвечу.

- Как ты себя чувствуешь?
- Устала.
- Да пора собираться. Ого, уже четыре  часа, как мы общаемся! Все, домой.
- Да…, - я встаю, надеваю куртку.
ПАША с интересом смотрит на меня, я смущаюсь.
- Я пытаюсь представить какая ты без всех своих одеяний.
- Мне нравится то, что у меня есть (это выглядит как: «на сегодня общение закончено»).

ОН (растерянно)

- Ну, передавай привет тому, что у тебя есть…

Отключает компьютер, КАМЕРЫ. Закрывает сценарий, расписывается в книге учета  персонала КИТЦа, улыбкой и легким поклоном благодарит слушателей, зрителей, читателей. Мне (немного разочарованно): “Пошли”.

Наложение кадров среднего плана: Оксана и Паша, Он и Она. Осветление.

Титры под музыку Раммштайн “Ду хаст”.