Внутренний мир. Из книги Мир твой, главы 3

Анатолий Марасов
П.Чайковский. 1-ая часть 4-ой симфонии.
1877. (Гос. симф. орк., дир. К Иванов)


К себе нельзя слишком пристально «вглядываться» – опасно: наше Я – это  некая параллель состояния атома!
Приоткрыл  Чайковский наши тайны: в глубине нашей души – сомнение и поэзия; наше Я мечется и не может быть «замершим»: наше Я – везде и нигде;
оно только в движении, в пути, оно неуловимо и оно есть, в «мгновенье ока» там, где нужно нам… Как? Кто или что направляет его?
Мелодия тоже в движении, «уходя», она оставляет боль – след свой, боль утраты. Боль – это непонимание: мы не можем понять утрату. В каждом витке мелодия приближается к барьеру, отделяющего сознательное от Неведомого, и в этой спиралеобразной форме приближения – единственная возможность не сорваться, быть понятным…
Приближение к тайне прекрасно, да чем ближе, тем непонятнее, и граница, за которой Неведомое – странное чувство Ожидания, всеготовности, сплошное чередование противоположных значений… И прекрасен «отход» из неопределённого состояния к ясности, к человеческому, к понятному (не отступление!), и словно музыка обогащается какой-то великой догадкой, каким-то прозрением…знаю! почти непостижимого…
Наверное, описать состояние нашего внутреннего мира на этой границе удалось только в «Смерти Ивана Ильича»…
И в каждом витке – недоверие, неверие: инерция музыки в буквальном смысле «проносит» мимо «опасных мест» – каких-то  важных ответов, и в каждом витке – сомнение… А были ли вопросы?
И мчится мелодия, успевая только поднять (вызвать?) мысли, а сама уже далеко, и рождается противоречие, беспокойное: что это было? что думать? И что сами мысли нам? непонятные застывшие ажурные переплетения (но чего?)? и наше Я лишь освещает в каждый миг ту или иную часть «переплетения»? Или «всё» рождается заново и вместе: и желания (мысль вообще) и осознание желания?
Но более всего непонятна «внутренняя» граница нашего внутреннего мира: она – тревога. Её старательно и обязательно человек заслоняет (задвигает, закрывает) другим человеком, работой, увлечением к чему-либо, и я хорошо  понимал, что 1-ую часть симфонии нужно было осознавать как «художественно» закрываемый провал в бездну, откуда веет непонятным и взаимоисключающим…Что в той глубине? Какой уровень, какой космос (а может быть, хаос?), какие законы?
Тревога порождена незнанием: мы из ничего! ощущая внутри себя бесконечным движением себя (?)  к каким-то идеалам…
Эта музыка как бы спрессовывала и опосредовала долгое-долгое становление Человека