О молитве

Руслан Игнашкин
Каково наше отношение к Богу,
такова и молитва; а какова молитва,
таково отношение наше к Богу.
Святитель Феофан Затворник


                Духовная жизнь – это искусство молитвы. Святые отцы Церкви определяли молитву как «духовное делание» и «художество»: она – высочайшая из искусств и наук, утешение скорбящих и отрада кающихся, защита от врагов видимых и невидимых и упование на Вседержителя, исповедание всемогущества, премудрости и благости Божией, неоскудевающий источник духовной радости и ключ, отворяющий врата Царства Небесного, вечный спутник христиан и неугасимый свет надежды, предчувствие Рая и лестница Иакова, по которой Ангелы нисходят на землю, а подвижники поднимаются на небеса. Однажды святителя Феофана Затворника спросили – «Что есть молитва?», и он ответил – «Молитва есть умное предстояние Богу в сердце с славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием». Осознает ли современный человек, что такое молитва и в чем заключается ее духовный смысл? Для чего нужна молитва, если Бог итак все видит и все знает? О чем и как надо молиться Богу? Что ищет христианин в молитве? Он ищет Бога и общения с Ним, устремляет к Творцу свой ум и обращается к Нему из глубины сердца. Молитва – это основа духовной жизни христианина, отрешенность ума от земного мира, освобождение сердца от страстей и обращение души к Богу и вечности. Человек сотворен Богом для вечности, его истинная отчизна – на небесах, в обителях нашего Отца Небесного, а в здешнем мире он – эдемский изгнанник, скитающийся от рождения до смерти, до колыбели до могилы, зачастую забывая о своей высшем призвании и становясь самым несчастным и трагическим существом во всех мирах и веках. Молитва – это искание Бога и воспоминание о потерянном Рае, обращенность души к Вездесущему, поэтому молитва не знает расстояний. Всеведущий и всезрящий Господь есть Сердцеведец, Он слышит и знает каждое наше сердечное желание и воздыхание, каждую нашу мысль, хотя бы и уста наши молчали, ибо Бог смотрит не только на речи и дела, но на саму душу, ведает все сокровенное в сердце, а значит и молитва без слов может совершаться. Святая Анна – мать Самуила, молилась Богу в сердце своем: «И говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее» (1 Цар.1:13). Если слова молитвы излились из сокровенных глубин души, то она перелетит через горы и моря, проникнет в преисподнюю и вознесется на небеса, соединит живых и усопших, людей и Ангелов, вознесется к Богу, как кадильный фимиам возносится к небу. Святитель Тихон Задонский особенно акцентировал внимание на то, что «как сердечная  молитва без голоса и слов может быть, так и уста без сердца, и слова без разума, и голос внешний без внутреннего сердечного усердия никакой пользы не приносит, ибо голос внешний и слово должны быть согласны с внутренним помышлением; и слово не что иное, как извещение внутреннего состояния. Бог же приницает сердце наше и смотрит на сердце, а не на слова (см. 1 Пар.28:9; 1 Цар.16:7). Следовательно, слова, если нет согласия с сердцем, - ничто».  Русский религиозный философ Иван Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» писал, что религиозность невозможна без молитвы – обращения души к Богу, искания Его и воззвания к небесам, Церковь есть школа молитвы, Слово Божие и святая Литургия, мудрость ее догматов и канонов, шедевры иконописи, храмового зодчества и гимнографии, зовы и ликования звонов и сокровищница Священного Предания – все направлено на то, чтобы человек научился жить духовно и молиться, а церковные молитвы, дошедшие от святых отцов, – это верный образец, непогрешимое мерило и драгоценное наследие, хранимое Церковью для каждого из нас, дабы мы научились слагать свои личные молитвы в уме и сердце своем – благоговейные молитвы благодарности и Богохваления, неизреченные воздыхания и безмолвные ликования, умно-сердечные воззвания и вопрошания, молитвы покаяния и предания себя на святую волю Вседержителя – молитвы веры, надежды и любви, наполняющие душу радостью нездешней и покоем неизреченным. Молитва – величайшее сокровище, царская диадема, в которую инкрустированы три драгоценных камня – вера, надежда и любовь, ибо, если мы любим Бога и веруем в то, что Он благ и всемогущ, и имя Ему – Любовь, у Него вся премудрость и сила, и Он бесконечно любит каждого из нас, то мы можем довериться Ему и взывать к Нему в мольбах, изливать свои скорби и каяться в согрешениях, оплакивая свое падение и желая всей душой нравственного исправления и спасения, мы имеем надежду на Всемогущего и уповаем на Его милость и попечение, веруем, что Он наш Творец, Спаситель и Промыслитель, истинный Бог, достойный хвалы и почитания, если же мы пренебрегаем молитвой, то в нас нет любви к Богу, оскудеет наша вера и погаснет надежда, когда придут дни скорбей и искушений, и все, что мы пожнем, отвернув молитву, есть безбожная жизнь, отчаяние и погибель. Молитва обращает душу к Богу, напоминает человеку, что в земной юдоли он лишь странник, конец всего земного – прах, а его вечное жительство – на небесах, освобождает ум и сердце от житейских попечений и мирской суеты, возвещает, что бессмертная душа дороже всего на свете, возводит от созерцания красоты видимого мира к красоте мира духовного и к Творцу всего прекрасного – Богу, открывает, что высшая цель жизни – это соединение с Богом и вечное пребывание с Ним. Если человек верит в Бога и любит Его, сознает свою духовную нищету и окаянство, ищет спасения души и жаждет освободиться от уз греха, смерти и Ада, не может жить без Бога и более всего на свете боится разлучиться с Ним навсегда, то его сердце будет биться с молитвой, оно будет неустанно возвышаться над суетной и мирской жизнью и устремляться к Всевышнему, как цветок тянется от земли в небо – к живительному свету солнца. Священное желание молиться есть выражение любви человека к Богу, молящийся взывает к Богу и познает благодать Святой Троицы – Божественный свет, струящийся из вечности. Если человек любит Бога, то он стремится к общению с Ним и жаждет молиться непрестанно, а там где нет молитвы, нет ни любви к Богу, ни исполнения евангельских заповедей, ни Богопознания.
                Христианство – это религия Божественного Слова, сотворившего вселенную и человека. Апостол Иоанн Богослов писал в Евангелии, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1). В Священном Писании сказано, что Господь сотворил небо и землю Своим предвечным Словом и Святым Духом – через Слово и Дух из ничего были сотворена вселенная и человек. Откровение – это Слово Бога о Себе, о Его великой и неизъяснимой любви, и Его промышлении о Им сотворенном человеке и мире, молитва – слово к Богу, а богословие – слово о Боге. Преподобный Силуан Афонский писал, что Святой Дух дает христианам дар слова о Боге – богословие, и дар слова к Богу – молитву. Человек есть образ и подобие Творца, он одарен бессмертным духом и творческим даром слова, призван к священнодействию – обращению к Богу в молитве. Человек назван Церковью словесным существом: он общается с Богом через слово в молитве; пророки возвещали миру волю Божию и апостолы проповедовали о победе воскресшего Богочеловека Иисуса Христа над смертью и Адом; в богослужениях Церкви и семи таинствах ее от священных слов неразлучно таинственное действие Святого Духа; на духовных небесах Херувимы и Серафимы прославляют Господа и поют небесные хоралы; боговдохновенный апостол Павел, вознесенный на третье небо, слышал «неизреченные глаголы»; высшее же назначение слова – молитва, гимн и песнь во славу Всевышнего. Для христианского сознания Бог есть не только Сущий и Непостижимый, не только всемогущий Творец неба и земли, но наш милосердный Отец, Которому Сам Христос учил молиться: «Отче наш, Сущий на небесах» (Мф.6:9), и ветхозаветный пророк Исайя молился «Ты – Отец наш» (Ис 63:16). Если Бог – наш Отец, то христиане – истинные и верные сыны Его, ибо как сказал апостол Павел: «все вы сыны Божии по вере во Иисуса Христа» (Гал 3:26-27). Апостол Павел дал заповедь – «всегда молитесь», ибо молитва – это высшее делание, по сравнению со словами молитвы обычная речь кажется грубой и пустой, а сама жизнь человека без молитвы – муравьиная возня, суетное и жалкое существование, лишенное духовного величия и глубины. По сильному поэтическому изречению преподобного Ефрема Сирина, «молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва – печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва – заступница судимых, отрада плачущим, веселие радующимся, ободрение скорбящим, праздник во дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва – беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва сделала Ионе и кита – домом, а Езекию от врат смерти возвратила к жизни и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы. Молитвой Илия связал небо, и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак.5:17). Молитва это беседа с Богом, но беседовать с Ним человек должен не только устами и языком, но умом и сердцем, ибо молитва – это не искусство языка, но жизнь духа, и нет смысла молиться к Богу устами, но умом и сердцем отступать от Него, как поступают все фарисеи. Святитель Феофан Затворник поучал: «Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце». Господь внимает не слову, а сердцу, ведь слово – вестник ума и сердца, а без них оно – медь пустозвенящая. Святые отцы Церкви настойчиво поучали, что обращение к Богу одними устами, без ума и сердца – это не молитва, а благоговейная мысль о Боге и любовь к Богу и без слов – молитва. В Притчах Соломоновых сказано, что Богу нужно наше сердце: «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч.23:26). Святитель Иоанн Златоуст говорил, что молитва исходит из самой сокровенной глубины сердца, а потому нужно в уме помышлять и сердцем желать того, о чем молится уста. Святитель Тихон Задонский, размышляя о великом человеколюбии Всевышнего, писал: «Если Бог – Отец наш, то чего не можем испросить у Него, если по воле Его и с верою просить будем?» Господь всеблаг, Он бесконечно милосерден к кающимся и просящим со слезами прощения, и никогда не оставляет Своих детей в скорбях, ни покидает их ни в темницах, ни в изгнаниях, ни в смерти, ни в преисподней, ибо как проповедовал преподобный Исаак Сирин – даже в геенне огненной любовь Божия не оставляет нас, и в этом ее великая и неизъяснимая для нас тайна. Христос предрек, что истинные христиане в мире будут иметь скорбь, но Он же сказал: «Я буду с вами во все дни до скончания века». В молитвах христиане каются перед Богом в своих грехах – жутких язвах души и просят у Него милостивого исцеления, благодарят Бога за все, прославляют дивные дела Творца, хвалят Его всемогущую силу, непостижимую премудрость и всеблагость. Помышляя о славе и величии Создателя мира, христианин понимает, что недостоин беседовать с Богом, ведь сами Ангелы не смеют взирать на Него, но он помнит и о Его бесконечной любви и милосердии. Молитва это духовная опора и надежды, без молитвы человек обречен на отчаяние во дни печалей и скорбей, его ожидает многопечальное и плачевное кораблекрушение веры. Молитва – это воззвание к Богу, она дает почувствовать, что Бог везде и всегда с нами, о чем повествуют изумительные поэтические строки Псалтыря: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем,  – Ты, Господи, уже знаешь их совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мен руку Твою.  Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – и Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью!; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138:1-12).
                Человек есть существо общительное и литургическое, он призван к Богообщению и через молитву включается в духовную жизнь Церкви, участвует в ее богослужениях и таинствах, углубляет, расширяет и возвышает свое сознание и бытие, жаждет пребывать с Богом. Протоиерей Александр Мень определил молитву как таинственное и непосредственно соприкосновение с Богом и его святыми – Богородицей, Ангелами и душами праведников, как основу всей религиозной жизни христианина, ибо все должно совершаться с молитвой. Если человек не молится, то у его души нет духовной связи с Богом, она разлучена с Творцом своим, и такой человек, может быть идеалистом, допускать существование Бога и рассуждать о метафизических вопросах, писать философские трактаты о Боге, Ангелах и демонах, но, не имея опыта Богообщения, он не будет жить духовной жизнью, исполнять заповеди Евангелия, всей душой участвовать в таинствах и богослужениях Церкви, постигать ее догматы и понять Слово Божие. У многих людей возникает вопрос: «Зачем молиться Богу, если Он от вечности все знает?» Бог премудр и всеведущ, Он от вечности совершенным и таинственным образом знает все, и нет ничего сокрытого от Него, Он знает все, в чем мы нуждаемся еще прежде нашего прошения, но молитва нужна нам – она необходима для нашего спасения, ибо через молитву наше сердце открывается Богу и благодать Божия освящает нас – изменяется сам человек, его внутренняя и внешняя жизнь. Размышляя о том, для чего нужна молитва и отвечая на вопрос людей – зачем молиться Богу – всеведущему Абсолютному Духу и Совершенной Личности, архимандрит Рафаил Карелин писал, что молитва – это всецелая обращенность души к Богу, тайна Богопознания и Боговидения, молитва – это не информирование Бога о наших нуждах, ибо Он всеведущ и лучше нас знает, что нам нужно для спасения, а приближение к Богу и тайна любви к Богу: «Бог хочет дать нам Себя как величайшее благо, но этот дар можно принять только через любовь; мы же любим не Бога, а себя. Это самое страшное последствие грехопадения. Основой жизни стал не Бог, а самость. Поэтому надо повернуть к Богу свое сердце, надо волевым усилием искать потерянное, воссоздавать разрушенное, выходить из плена страстей и создаваемых ими иллюзий в мир той высшей истины, которую открывает нам Евангелие». Известное изречение французского философа Рене Декарта гласит: «я мыслю, следовательно, существую». Как рационалист, он считал, что рассудок – это сущность человека, но христианин знает, что основа бытия человека есть любовь Божия, его сущность – дух, а жизнь духа – любовь, созерцание и молитва: «я люблю, следовательно, существую», я молюсь, следователь, мой дух жив – я живу духовной жизнью. Архимандрит Софроний говорил, что молитва вдыхает душу человека неземное дыхание из уст Божиих, а без молитвы душа духовно мертва, а человек – подобен червю, ползающему в земле, он –  самое несчастное существо на свете, ведь он обречен на смерть, а его жизнь – краткое время земного бытия от колыбели до гроба, лишенное  религиозного смысла. Молитва это дыхание жизни для души и сердцебиение духа, она преображает личность и делает сердце человека храмом Святого Духа, а миссия молящегося – хранить сердце свое от распаленных страстей, дабы в нем пребывал и воцарился Христос. Молитва – это беседа ума с Богом, воспоминание о потерянном Рае, предчувствие вечности, образ жизни будущего века. Молитва – это светильник Божий, горящей в сердце молящегося человека, золотое кольцо вечности, сочетающее душу с ее Небесным Женихом – Христом. Святые отцы Церкви учили, что самое высокое искусство – это непрестанная Иисусова молитва – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», ей надлежит наполнять всю нашу жизнь, ибо она есть сокращение всего Евангелия и заключает в себе всю небесную философию христианской веры и является величайшим сокровищем, сияющим как немеркнущая звезда в сердцах подвижников Иисусовых, ибо в этой молитве мы исповедуем, как и апостолы, что Иисус Христос из Назарета есть Богочеловек, совершенный Бог и совершенный человек, Он – наш Божественный Спаситель, истинный Мессия, искупивший грехи мира на Голгофе, воскресший из мертвых – победивший дьявола, смерть и Ад, и с покаянной мольбой мы испрашиваем о прощении наших бесчисленных согрешений, отлучающих нас от общения с Господом, сознавая наше окаянство и веруя в то, что Христос, грядущий в силе и славе Своего предвечного Божества судить живых и мертвых в конце времен, будет не только грозным и справедливым, но и милостивым Судией для всех искренне кающихся. Святой Антоний Великий рассказывал ученикам своим, что молитва есть порыв и устремление души к Богу, она может быть подобна дуновению и внезапно осенять сердце и ум человека, когда он созерцает чудеса, тайны и красоты жизни и природы – молитва может прийти от молнии, сверкающей среди черных облаков, от легкого и освежающего ветерка в раскаленной пустыне, от тихого заката, озаряющего вечер своими прощальными лучами, от утренних лучей восходящего солнца и улыбки ребенка, от вида снежных гор и самоотверженного деяния, от вдохновенного стиха Псалтыря и напева мелодии, запавшего в душу, от воззваний совести и слова правды, от созерцания любви, расцветающей в сердцах человеческих как райский цветок невиданной красоты и благоухающий святостью, от прозрения Божьего замысла о таинственных судьбах Церкви и мира, как в хвалебных молитвах Апокалипсиса. Все мироздание полно красот, тайн и чудес Господних и вся природа, как монументальный орган или изящная арфа Давидова, слагает восторженный гимн во славу Всевышнего и прославляет неисчислимое богатство премудрости Божией: «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоноснее и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс.148:3-10). По своему предназначению человек есть литург и богопевец, если его душа обладает религиозной чуткостью и отвечает на зов Божий – открывает ключом веры и молитвы дверь сердца апокалиптическому Страннику – Иисусу Христу, то человек обретает неописуемое счастье и во всем открывается ему Бог и Его премудрость, любовь и сила – в звездных небесах и благоухающих лугах, в солнечный день и лунной ночью, в жемчуге и алмазах, в произведениях искусства – а молящейся сонате музыканта и трепетной элегии поэта, в ликах святых, взирающих на нас с икон, и в полете мраморного Ангела, в самой жизнь – там, где являет себя миру гармония и любовь.
                Господь сотворил человека по образу и подобию Своему – создал его тело из праха земного – из материи, и вдохнул в него дыхание уст Божиих – неземную душу, и потому человек ест жилец материального мира и причастник духовного мира. Августин Блаженный писал в своей «Исповеди», что по неизреченной премудрости и любви Всевышний вложил в душу нашу неудовлетворенность земными вещами, ибо они суетны и преходящи, а душа ищет вечности, она тоскует о Боге и рвется в горние небеса – к духовному миру. По слову преподобного Максима Исповедника в способности молитвы заключено высшее достоинство человека – небесное величие, отличающее его от всех земных существ – животных, птиц, рептилий, земноводных и рыб, и уподобляющее его Ангелам. Души величайших молитвенников Церкви равны Ангелам, хотя в отличие от людей эти бесплотные духи –  грозные и могущественные вестники Вседержителя и служители Его, не знают страстей и обладают высшей свободой и вечным блаженством, которые люди должны стяжать подвижнической жизнью.  Молитва – крылья души, она одухотворяет человека и уподобляет его Ангелам, возвышает над житейскими попечения и мирскими заботами, над суетой сует мира сего, хранит его ум и сердце от низменных страстей и помыслов, дарует внутреннюю свободу духа. По разъяснению святителя Иоанна Златоуста, молитва – это единое занятие людей и Ангелов, молящийся уподобляется Ангелам и приобщается их святой и небесной жизни, с пламенной любовью устремляется к Богу и славит Его несказанное величие. Тайна молитвы заключена в синергии: она – свободный акт человеческого духа, то духовное усилие, которым берется Царство Небесное, а вместе с тем – дар Божий, ибо через молитву происходит воссоединение человека и Бога, а она сама есть содействие человеческой свободы и Божественной благодати. Искание смысла жизни и счастья во внешнем мире, где все течет и меняется и нет ничего вечного – это страшный самообман, дьявольское искушение, прельстившее Адама и Еву, которые стали искать полноту бытия, премудрости, блаженства, любви и свободы вне общения с Богом, и тот, кто обольщается сокровищами земными – мирскими благами, тот повторяет грехопадение Адама и обрекает себя на утрату духовной связи с Богом и душераздирающее разочарование. В книге Екклесиаста древний царь и мудрец Соломон все мирские блага – это суета сует и томление духа, ибо ни богатства и слава, ни царская власть и искусства, ни философская мудрость и самые справедливые законы не смогут сделать нас счастливыми, они все – горсть праха без Бога, ибо в Боге заключено наше вечное счастье, а молитва есть приближение к Богу. Святой Дионисий Ареопагит утверждал, что Бог бесконечно близок нам – ближе наших собственных сердец, и когда мы молимся Богу, то не Он приближается к нам, а мы – приближаемся к Нему, обращаем дух свой к горнему, что иллюстрирует следующая малая притча: «как бы находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы бы притягивали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале». Как таинственный Небесный Странник из Апокалипсиса Христос стучится в двери наших сердец и ждет, когда мы откроем их и выйдем навстречу Богу – обратимся к Нему с молитвой и сделаем жизнь свою богослужением, а сердце свое – жертвенником Всевышнего. Святые отцы Церкви различали три степени молитвы: 1) устную – совершаемую устами, когда христианин говорит слова молитвы, но ум его рассеян, помышляет не о Боге  и душе, а о мирском, и сердце не участвует в молитвословии; 2) умную – совершаемую умом, а не одними устами, когда разум христианина сосредоточен на словах молитвы, устремлен к Богу и помышляет о последних вещах, понимая каждое слово произносимой устами  молитвы; 3) умно-сердечную – произносимую устами, понимаемую умом и переживаемую сердцем, когда каждое слово молитвы проникает наш дух и отзывается в нашем сердце, ощущающим страшное и великое присутствие Бога Вседержителя, пред Которым трепещут даже несравненные Серафимы и Херувимы – высшие Ангелы на небесах. Августин Блаженный горько сетовал на то, что люди ищут счастливой жизни в мире смертных, и звал читателей обратиться в сокровенную глубину своих сердец, ибо найти сердце свое означает найти Бога – найти Бога можно только через схождение ума в сердце – через умно-сердечную молитву: «Он в самой глубине сердца, только сердце отошло от Него. Вернитесь, отступники, к сердцу и прильните к Тому, Кто создал вас. Стойте с Ним – и устоите, успокойтесь в Нем – и покойны будете».
                По проникновенному определению святого праведного Иоанна Кронштадтского «молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения». Святителя Игнатий Брянчанинов был убежден, что «без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у неграмотного человека». Молитва – это пребывание с Богом и поклонение Богу в Духе и Истине, она выше всех богословских рассуждений и всей мудрости мира сего, выше всех наук и искусств, ибо дает нам соприкоснуться с Богом и духовным миром. Каждый христианин дожжен заботиться о том, чтобы в храме его сердца горела неугасимая лампада молитвы пред чудесным Ликом Христа Богочеловека, а без внутренней молитвы – драгоценнейшего сокровища, сокрытого от мира, все богословские знания и вся научная и философская эрудиция – становятся мертвым грузом, и разжигают в душе человеческой гордыню. Древние подвижники Церкви предостерегали, что даже чтение духовной литературы не должно рассеивать ум  отрывать его от молитвы, ибо только через молитву человек опытно познает Бога и воспринимает Его благодать. В основе христианства лежит не сумма отвлеченных богословских знаний и не участие в обрядах, а Богообщение – таинственный опыт общения с Богом, ибо для христианина Бог – не абстрактная идея ученых и философов, но любимая и совершенная Личность – живой Бог пророков и Откровения, и именно молитва позволяет духовно ощутить радость присутствия Божиего в нашей жизни и нашем сердце. Молитва это высочайшая ценность, Сам Бог прикасается к сердцу молящегося и дает ему познать Себя, а следовательно, потерять молитву – значит потерять Бога, остаться нищим и обречь себя на величайшую муку – на разлуку с возлюбленным Богом. По определению преподобного Иустина Поповича, молитва – это предчувствие Рая и ощущение Бога, в молитве человек может духовно ощутить, что Бог существует, Он благ, премудр и всемогущ, а значит – молитва есть искусство Богопознания и наставница богословов. Преподобный Нил Синайский писал: «Если ты молишься, то ты – истинный богослов, если ты богослов, то ты – истинно молишься». Молитва – это бесценное сокровище, она – жизнь Ангелов на небесах и святых на земле; она очищает сердце и просвещает ум, дает нам познать Бога – Его величие и премудрость, ощутить Его неисчерпаемую любовь и вникнуть в неисповедимое промышление Вседержителя о мире и судьбах всех Его созданий, увидеть себя и свою жизнь – свое высокое предназначение и горестное падение и окаянство, то, как на дне сердца, как ядовитые и ужасные змеи и скорпионы, гнездятся низменные страсти, как душа растлена грехами и драгоценное и невозвратимое время земной жизни было отдано делам суетным, житейским попечениям и праздным забавам. Если грех разъединяет душу с Богом, а ум с сердцем, то молитва низводит ум в сердце, соединяет душу со Спасителем и духовно преображает личность. В Ветхом Завете древний царь и мудрец Соломон сказал, что страх Божий – начало премудрости, а в Новом Завете провозглашается, что любовь к Богу – венец всех добродетелей и духовных совершенств. В основе духовной молитвы лежит священный трепет и бескорыстная любовь к Богу, а без покаянного чувства нет истинного Богообщения, сердце не очищается от страстей, и душа остается мертва как пустыня. Господь сказал, что мы не можем ничего сотворить без Него, а молитва – это высочайше творчество, и без Святого Духа наша молитва никогда не будет духовной – поклонение Богу в Духе и Истине будет подменено душевным и эмоциональным восторгом, экзальтацией чувств, сопровождающейся мечтательностью. В книге Притчей Соломоновых сказано, что праведники спасаются прозорливостью: молитва духовно преображает человека, одухотворяет его – наполняет благодатью Святого Духа, делает праведным, рассудительным и прозорливым, а сама прозорливость – это духовная интуиция различения добра и зла, умение ощущать где истина, а где ложь, изобличать лукавство и побеждать коварные козни демонов и нечестивых людей, хранить ясный ум и духовное трезвение. Молитва – это великое оружие в духовной борьбе с демонами и страстями, она – хранитель души, Херувим с огненным мечом, стоящий у врат сердца, она – безмятежная пристань для всех истомившихся в скитаниях по морю житейскому,  основа тишина, мира и покоя в душе, она – корень благочестия и источник тысячам благ, исповедание Бога живого и вечного, благого и премудрого, всемогущего и вездесущего; молитва изгоняет печаль и уныние, утешает в скорбях и радует надеждой, она возвращает кающимся чистоту непорочных лилий, через молитву свершаются великие дела и чудеса Божии – угашается пламя огня и обуздывается ярость львов, прекращаются битвы и укрощаются бури, исцеляются недуги и изгоняются демоны, расторгаются узы смерти и отверзаются небесные врата, она – великая честь и венец славы, ибо смертный, грешный и немощный человек может общаться с бессмертным, святым и всемогущим Богом и обретать Его милость.
                В древней притче рассказывается, как Господь повелел Ангелам принести Ему все самое наилучшее, что они найдут на земле. Ангелы вознесли к престолу Всевышнего все красоты звездного неба и цветущей земли, прекрасные произведения искусства, гимны богомольцев и писания мудрецов. Последний Ангел вознес Создателю дивную жемчужину – слезу грешника, кающегося в своих грехах и взывающего к Богу о прощении. Премудрый Господь сказал: «Нет ничего более драгоценного в мире, чем сердце очищенное покаянием и освященное молитвой». Молитва – это драгоценная жемчужина из Евангелия, за которую мудрый купец продал свое имение – мирскую славу, знания и грезы, богатство и образы чувственной красоты. В притчах царя Соломона сказано, что мудрость дороже жемчуга, а молитва – это высочайшая премудрость, истинная христианская философия – любовь к Богу, и эта жемчужина дороже, чем весь мир, ибо ей обретается Царство Небесное. Апостол Петр назвал молитву – красотой молчаливого духа и уподобил ее утренней звезде, сверкающей в темном месте – сердце, причем слово «темное» – означает с одной стороны апофатическое – таинственное и сокровенное, рационально непостижимую и неизъяснимую тайну личности, а с другой – греховное, ведь в нашем сердце гнездится бесчисленное множество грехов и страстей. Молитва – это плачь о грехах и сокрушение сердца, жертва угодная Богу: «жертва Богу – дух сокрушен» (Пс.50:19). Познание своих грехов – это дар Святого Духа, и если бы человек узрел неисследимую бездну своего сердца и сколько неисчислимых грехов наполняют ее, то он бы как мытарь взмолился Богу: «Боже, милостив буди мне грешному». Сущность молитвы – мистическое общение с Богом и духовное преображение человека. Тайны Божии открываются молящемуся сердцу, а не аналитическому рассудку. Преподобный Исаак Сирин учил, что молитва – это истинное познание Бога, Его премудрости и всеблагости в тайниках сердца. Если Херувимы и Серафимы на небесах с трепетом молятся Богу, не дерзая взирать на Него, то с каким благоговением призваны молиться Ему люди, чьи сердца почернели от грехов и пороков! Религиозная жизнь невозможна без молитвы – таинственного и духовного опыта Богообщения, ибо верующий человек постоянно помнит о Боге и жаждет общения с Ним, соизмеряет свою жизнь с духовными и нравственными идеалами веры – заповедями, а молитва обращает его ум, волю и сердце к Всевышнему. Преподобный Иустин Попович – ученейший богослов святой Церкви и настоящий философ Святого Духа, проницательно заметил, что молитва вырабатывает христианское отношение к Богу и миру, помогает понять святую тайну каждой души, узнать и полюбить человека как творение Божье и богоподобную личность. Молитва есть единственный путь существенного самопознания, ибо без молитвы всякое самопознание поверхностно. Но молитва – это еще и единственный путь Богопознания, о Боге надо не только рассуждать, нужен духовный опыт общения с Ним, поэтому без молитвы нельзя познать Бога и увидеть Его таким, каков Он есть. Если я молюсь Богу, то я пребываю с Богом и познаю Его любовь, я не могу сомневаться ни в бытии Божием, ни в Его безмерной любви, и в сердце моем не может угаснуть упование на Всевышнего и вера в Него. Что такое молитва к Богу? Это выражение нашей любви к Богу, первая заповедь Спасителя, веры в любовь Божью и надежды на Его милость. Что такое молитва за ближних? Это выражение нашей любви к ним, нашей веры в их спасение. Если в нашем сердце нет молитвы, и наша мысль не превратилась в молитву, то у нас нет любви к Богу и нет надежды на Него, и нет верности Ему. Весь наш ум, вся наша воля, все сердце и вся душа – все должно облечься молитвой. По слову преподобного Иустина Поповича, каждая молитва – это малая Божественная Литургия, лествица, ведущая нашу душу на духовное небо, она учит нас измерять наше сердце и наш ум, нашу волю и нашу совесть, нашу жизнь и нашу душу святою мерою Христовой.  Рассудительный Иван Ильин особенно акцентировал внимание на то, что молитва связана с тайной личности и человека и есть выражение ее внутреннего мира и духовной жизни, и значит, слагается у каждого по-своему – уникально и своеобразно, свидетельствуя о неисчерпаемой  многогранности молитвенного опыта Богообщения: «Каждое познавательное усилие, каждое доброе чувство и дело, каждый молитвенный порыв вносили в это строение и в этот уровень нечто новое. Все люди молятся различно и по-своему: одни – почти никогда, только в минуты величейшей опасности и великого горя; другие – каждый день утром и вечером; третьи – почти жеминутно, трепетом сердца. Одни – остротой религиозного сомнения (Блаженный Августин, Паскаль); другие – просьбой и домогательством; третьи – смиренным принятием воли Божьей и благодарением; четвертые, может быть, ротопом и вызовом. Боттичелли и Сегантини молились своими картинами; Бетховен – своими сонатами и симфониями; Жуковский, Тютчев  и другие поэты – своими стихами. Каждый человек взывает к Богу по-своему: один обращается к Нему только делами милосердия; другой – самоотверженным и вдоховенным научным исследованием; третий – ищет Бога в тихом созерцании природы; четвертый – восходит к Нему в героической смерти за родину. Способы обращения к Богу бесконечно разнообразны.  Интенсивность молитвы, чистота созерцания, постоянство помысла, активность в проявлении, эмоциональная окраска, богословская осмысленность, волевое напряжение – в обращении к Богу – у каждого свои, особенные. Религиозный опыт у каждого из нас единственен и неповторим, как первый крик при рождении и последний вздох в смерти».
                Святой Никодим Святогорец говорил, что одно возношение ума к Богу и одна смиренная молитва кающегося грешника – драгоценнее всех сокровищ мира, бессильных спасти душу: «Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира». Молитва – корень всех добродетелей и мать благочестия, все христианские добродетели – дар Божий и плоды молитвенной жизни, нельзя совершить ничего доброго без Бога и Его благодати, а потому нравственная жизнь и благочестие невозможны без молитвы. Святые отцы Церкви называли молитву – царицей добродетелей и неразлучной спутницей мудрости, она – наставница всех подвижников и богословов, дщерь любви и надежды, щит праведных и меч Господень, хранящий души христиан, поражающий дьявола и аггелов его. По наставлению преподобного Силуана Афонского только с молитвой можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, ибо человек сам бессилен исполнить их, но все возможно Всемогущему, а молиться – означает пребывать с Богом. Если человек молится небрежно и рассеянно – без священного трепета и любви предстоит Богу, обдумывая в помыслах своих житейские дела и не имея сердца, сокрушенного покаянием, то он будет пренебрегать и исполнением заповедей Евангелия, перестанет остро осознавать свою греховность и милосердно относится к окружающим его людям, и сов временем может превратиться в тщеславного и обидчивого фарисея, с раздражением порицающего и высокомерно наставляющего других, но не замечающего своих собственных согрешений. Для христианина Христос – высший идеал, духовная жизнь – жизнь в Его святой Церкви и участие в ее таинствах, изучение Священного Писания, борьба со страстями, хранение ума и сердце, исполнение заповедей, а духовность – это присутствие Святого Духа, преображающего личность человека и одухотворяющего всю его жизнь. Вне религиозной жизни духовность – это слово, лишенное всякого смысла, а для христианина – духовная жизнь есть путь соединения с Богом через уподобление Христу и стяжение благодати Святого Духа, но все это невозможно без молитвы, поэтому апостол Павел и призывал: «непрестанно молиться» (см. 1 Фес.5:17). Размышляя об этой заповеди апостола Павла, архимандрит Рафаил Карелин писал: «Другие заповеди представляют собой или отдельные действия, совершаемые в определенное время, или чувства, которые не могут быть постоянными и неизменными. Даже любовь к Богу сменялась у подвижников периодами охлаждения. Этот духовный пламень то ярко горел в их сердцах, то промыслительно скрывался в глубинах и тайниках их духа». Великие подвижники и молитвенники Церкви от Исаака Сирин, Макарий Египетский до Силуана Афонского – были людьми, живущими по заповедям Христовым, их сердца – золотые чаши, переполненные благодатью Святого Духа, они с плачем молились за весь мир, и это было выражением их евангельской любви к многогрешным людям и непрестанной жертвой Богу, с любовью промышляющему о вселенной. Архимандрит Рафаил Карелин акцентировал внимание на вселенском значении молитв подвижников Церкви за весь мир: «…сила молитвы простирается на весь космос. Молитва людей и молитва Церкви – это та огромная гармонизирующая и очистительная сила, которая, можно сказать, сохраняет бытие всего космоса. У апостола Павла есть такие таинственные слова: тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Сол. 2:7). Что это за удерживающий, который не дает прийти на Землю олицетворению зла? Святые Отцы говорят, что эта удерживающая сила есть дух благочестия и прежде всего – дух молитвы. Когда иссякнет дух молитвы, видимый мир придет в состояние разложения и распада, ибо уже не будет силы, обновляющей его. Поэтому молитвенники, уходившие из мира в монастыри и пустыни, и многие простые, незаметные, никому не ведомые в этом мире люди, достигшие путем многотрудного духовного подвига, напряжением всех своих сил непрестанной молитвы, – величайшие благодетели всего человечества».
                Духовная молитва есть средоточие трех христианских добродетелей, она есть неисчерпаемый родник надежды, немеркнущий светоч веры, неугасимое пламя любви. Если человек истинно молится, он никогда не впадет в отчаяние, никогда не потеряет веру и не отречется от Христа, храня верность Богу даже пред лицом мученической смерти. Молитва – это сущность религиозной жизни, она отличает христианство от идеалистической философии, а без молитвы нет, и не может быть духовного опыта. Православная гимнография – Псалтырь, молитвы и песнопения Ефрема Сирина, молитвы Макария Египетского, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина – это наивысшие образцы богомыслия и созерцания, это духовный опыт святых мудрецов и подвижников Церкви, обобщенный и сконцентрированный в ее молитвословии, богослужениях и Божественной Литургии. В Священном Писании Церковь называется мистическим Телом Христовым, а молитва – это пульс ее духовной жизни и жизни всех христиан, ибо богослужения и молитвы соединяют всех христиан на земле – когда мы молимся в храме, то за нас совершается богослужение и о нас молятся во всех православных храмах – от Афона до Гроба Господня в Иерусалиме, и за нас молится вся Небесная Церковь – Пресвятая богородица, Ангелы и святые на небесах. Молитва соединяет людей с Ангелами, воспевающими величие и славу Святой Троицы, молящимися за нас, печалящимися о нераскаянных грешниках и радующихся за кающихся. Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что христиане должны поучатся у Ангелов  в молитвах, ибо сущность молитвы – это устремление духа к Богу и пламенная любовь к Нему, от которой проистекает и неугасимая любовь ко всем делам и чудесам Божиим – ко всем творениям Его. Жизнь в Церковь и участие в ее таинствах – исповеди и Евхаристии, в богослужениях и литургической жизни, верность ее незыблемым догматам и исполнение заповедей святого Евангелия – это лучшее средство для обретения духовной молитвы. Нельзя духовно молиться Богу не исполняя Его заповедей, не участвуя в литургической жизни Его святой Церкви, отвергая благодать Святого Духа и боговдохновенные истины, открытые в Священном Писании. Святитель Иоанн Златоуст рассудительно говорил: «Если ты хочешь, чтобы Господь услышал твои молитвы, исполни прежде возвещенное Им в евангельских заповедях». В Священном Писании сказано: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» (1Ин.3:22). Зачастую Господь не исполняет то, о чем люди просят Его в молитвах оттого, что они не исполняют Его заповеди, обращаются к Нему с корыстными сердцами, просят о неполезном для души, не имеют милосердия, живут и мыслят как язычники. Надо помнить, что Господь не только всемогущ, но благ и обладает всеведеньем и совершенной премудростью, Он лучше нас знает, что нам нужно для нашего спасения и земной жизни. По признанию преподобного Иоанна Лествичника молитва, идущая от сердца никогда не бывает бесплодна: «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» Если человек любит Бога, то он стремится к общению с Ним и исполняет заповеди Его, постепенно меняется и преображается – уподобляется Иисусу Христу, не только размышляет о Боге, но с благоговением молится Вседержителю и исполняет Его святую волю. Молиться Богу надо не только для того, чтобы получить от Него чувственные блага и духовные дары, но прежде всего, чтобы приблизиться к Нему и пребывать с Ним – жить Богом, ведь молитва есть священное таинство, она – святая святых христианской жизни, и етсь выражение любви к Богу, поэтому высочайшая молитва есть херувимское искусство Богохваления и серафическая наука Богопознания – радостное восхваление Бога и духовно-опытное познание Его любви, премудрости и бесконечного могущества, богословие поющего сердца.
                В богослужебных книгах Церкви изложены молитвы ее святых подвижников и богомудрых богословов, проникнутых благодатью Святого Духа, лучше нас понимающих Священное Писание, видящих души в безднах их падения и в ослепительном сиянии преображения, и когда мы читаем их молитвы, то мы беседует с Богом словами святых – людей, живших благочестиво и исполнявших волю Божию, отдававших жизнь свою за Христа, научаемся почитать Всевышнего в Духе и Истине, постепенно – на протяжении все земной жизни настраиваем свою душу, как расстроенную лиру, на духовный лад и православное Богомыслие, постепенно сознаем всю глубину своего падения и плачем о грехах, научаемся прощать обидчиков и врагов, любить Бога и людей не мечтательно, а деятельно, жертвенно и духовно. Молитва – наставница в Богопознании: нельзя познать Бога одни интеллектуальным путем – из одного чтения богословских книг и философских рассуждений, ибо именно через молитву и таинства Господь Сам открывает Себя ищущим Его и дает им познать Свою любовь, премудрость и могущество. Молитва – это предстояние живому Богу, искренняя беседа с Творцом, Который видит каждое намерение нашего сердца и помышление нашего ума, и потому молитва должна быть проникнута благоговением и священным трепетом пророка Исайи, ибо мы – смертные и многогрешные люди, а Бог свят и неописуемо велик, пред ним трепещут Херувимы и Серафимы. Святитель Феофан Затворник говорил, что молитва – это главное дело всех христиан, а не только монахов и безмолвников, молитва – это дыхание духа, наш дух живет молитвой, а без молитвы – для духа нет жизни. Стоять перед иконою и класть поклоны, читать молитвы по Псалтырю, Молитвослову или на память – еще не есть молитва, ибо молитва – это устремление сердца к Богу, помышление о Боге и пребывание пред лицом Его. Святые отцы Церкви говорили: «стой на молитве, как на Страшном Суде, ибо ты предстоишь всемогущему Богу». Для молитвы очень полезны память о смерти и помышление о Страшном Суде, они разбивают окамененность нашего сердца, а Бог смотрит на сердце, а не на слова. Богу нужно наше сердце, согретое любовью к Нему и к нашим ближним. Если душу сравнить с музыкальным инструментом, то ее надлежит настроить на молитву, а молитвенное настроение души – это мысль о Боге и чувство к Богу, мысль о вездесущии Бога, Его любви и промышлении, чувство страха Божиего и любви к Богу, желание всегда и везде быть с Ним, беспрекословно исполнять Его святую волю. В духовной основе молитвы лежит вера в Бога – уверенность в бытии Творца, в том, что Бог есть Любовь, доверие Его святой воле и Промыслу, верность Его заповедям. Молиться – взывать из сердца к Богу, вникать мыслью в каждое слово, заключать ум в слова молитвы, без внимания нет молитвенной жизни. Нельзя молиться рассеяно – это оскорбление для Бога, каждое слово молитвы надо пережить сердцем, прочувствовать его душой и понять умом.  Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал, что цель молитвы – научиться любви и смирению, всецело предаться Богу и жить святой жизнью, как Ангелы живут на небесах, но Ангелы в священном трепете предстоят Богу и нам надлежит молиться с благоговением и вниманием, ибо «без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся причисляется к приемлющим имя Божие всуе». Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что настоящий христиан должен иметь в сердце своем благоговейный страх перед абсолютной святостью и несравненным величием Божиим, ибо «нет большего греха, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения». Святитель Феофан Затворник поучал: «Стань, например, размышлять о благости Божией – увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно, и духовно, - падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; стань размышлять о вездесущии Божием – уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, - и не можешь не исполняться благоговейным страхом; стать рассуждать о правде Божией – уверишься, что ни одно худое дело не  останется без наказания, - и непременно положишь – очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; стань размышлять о всеведении Божием – познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, - и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным ко всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога».
          Существуют опасные враги молитвы, они подобны ядовитым змеям, поджидающим путника, восходящего в горы – возвышающегося к Богу и вечности. Это – гордость: гордый противится Богу, он уверен в своих силах и не хочет взывать к Всевышнему или требует от Него высоких духовных даров, не соответствующих собственной жизни, кичится своим мнимым благочестием и своими интеллектуальными богатствами – знаниями, но не имеет ни истинной праведности, ни истинной мудрости, не понимает, что человек должен искать в молитве не даров Божиих, а Богообщения и прощения своих грехов, оттого гордец часто обманывается в своих ожиданиях и надеждах, впадает в уныние или прельщения, не имеет целомудрия и духовного трезвомыслия. Всю жизнь христианин призван приобретать смирение, обращая свой взор к недосягаемому идеалу – Иисусу Христу, сказавшему о Себе: «Научитесь от Меня, как Я кроток и смирен сердцем». Молитва – это путь к смирению, она сообщает человеку покаянное умонастроение и обращает его душу ко Христу Богочеловеку, учит не осуждать ближних, а прощать врагов, не помнить зла, каяться в грехах и не поддаваться искушениям. Враг молитвы это рассеянность и мечтательность: если человек молится небрежно – помышляет о мирских вещах представ пред Вседержителем, то он оскорбляет Бога своего и пренебрегает Его любовью, не ценит искупительную жертву Иисуса Христа на Голгофе и не осознает своей греховности, иначе бы он с горечью в сердце проливал слезы пред Ним и молитва бы его не превращалась во внешний ритуал фарисея, но молился бы усердно, храня сердце свое от житейских попечений и мечтаний. В Новом Завете сказано, что Бог есть Дух и поклоняться Ему надо в Духе и Истине – помышлять о Боге надлежит духовно и молиться Ему без воображения. Святые отцы Церкви предостерегали – не надо чувственно представлять Бога, Ангелов и Богородицу в молитве. Бога надо принять в сердце, а не воображать о Нем, чтобы не впасть в прелесть – духовный обман, мираж в пустыне воображения. Апостол Павел предостерегал христиан, что дьявол действует хитростью и коварством: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились... И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2Кор.;11:3,14–15). Святые отцы Церкви и ее величайшие молитвенники – светильники Господни, умудренные летами подвижнической жизни и просвещенные благодатью Святого Духа, строго воспрещали воображать в уме своем Божественный Свет, Ангелов, Богородицу и Иисуса Христа, во время молитвы, дабы не впасть в прелесть, ведь и демон может принять обличье Ангела света и искусить молитвенника, приведя его к погибели. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что главный закон в молитве – ничего не воображать, не парить мыслью в заоблачных сферах фантазии и мечтаний и не рассеивать внимание на мирские попечения, но собравшись умом в сердце молиться Всевышнему с верой, вниманием и благоговением. Святой Марк Подвижник давал совет во время молитвы пребывать умом в сердце, чтобы ум начал молиться из сердца, тогда моление охватит всего человека – всю личность, ее волю, ум и сердце, а каждое слово молитвы будет осмыслено и глубоко переживаться, произноситься со вниманием, благоговением и трепетом. Преподобный Исаак Сирин советовал в молитве пред Богом не расточать лишних слов – Богу не нужно слов, Он смотрит на сердце, для Него драгоценна не только изреченная, но и безмолвная молитва, если она исходит из глубин сердца, не расхищается помыслами и не оскверняется мирскими образами воображения, свитой земных ассоциаций, чувств и страстей, но является свободной от земных образов, соединенной с памятью о Боге и смерти. Святой Нил Синайский – великий подвижник V века, настойчиво пояснял, что молиться христианам надлежит в Духе и Истине – ничего не заимствуя от плоти и не обольщаясь мечтательностью, не желая видеть чувственно Ангелов, Богородицу и Христа, чтобы не сойти с ума, но – ощущая всем сердцем страшное величие Бога и святость Его, сознавая свою недостойность и поучаясь в этом у пророка Исайи, помня о своем окаянстве и горько оплакивая его, даже не смея помыслить о восхищении на третье небо, ибо – никто из нас не равен Павлу и Иоанну, молясь со смирением и вниманием, храня свою душу от прелести, дабы не обольститься демоном, принявшим обличье Ангела света и не воздать поклонение падшим Ангелам, жаждущим погибели души нашей и всей вселенной. Преподобный Нил Синайский возвещает: «Есть высшая молитва совершенных – некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизреченными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое подонбо исписанной книге и в безгласных образах выражающее волю свою». Внимательная и трезвая молитва нерассеянного ума – это великий подвиг, именуемый у святых отцов и учителей Церкви бескровным мученичеством. Прежде чем молиться Богу надо успокоить и согреть свое сердце и отрешить ум от волнений и суеты, а для этого надлежит неспешно и вдумчиво прочесть Священное Писание, обратиться к творениям святых отцов Церкви, обратить ум к Богомыслию и только после этого вставать на молитву, как воин встает на стражу. На страницах двух Заветов – Ветхого и Нового, Господь сетует на то, что люди чтут Его устами, но сердца их далеки от Бога, они – лицемеры, и молитвы их – фарисейское молитвословие, недостойное учеников Иисусовых. Коварные враги молитвы – это 1) жажда чувственных наслаждений, развращающих душу и являющихся суррогатом счастья на земле, но приводящих человека к чувству опустошенности, ибо никакие удовольствия не утолят духовную жажду души; 2) забвение смерти и вечности – святые отцы Церкви учили, что память о смерти и Страшном Суде словно изводит человека из потока времени, вселяют в его сердце трепет пред Богом Судией и покаяние, нравственно исправляет его, ибо тот, кто помнит о смерти не может грешить. Память о смерти делает человека странником на земле, понимающим, что все, что существует во времени – только путь, паломничество в поисках горнего Иерусалима, побуждает задумать о посмертной участи души и переосмылить жизнь, она научает человека думать о вечном и не прельщаться соблазнами и преходящими благами суетного мира, напоминает ему о неибежном конце земного скительчества и ответе на Страшном Суде, отрывает его от земных вещей и отрезвляет от страстных грез и мечтаний, вселяет в душу смирение и страх Божий, покаянный плач и угрызения совести – скорбь о нерадиво прожитой жизни, через память о смерти Господь ниспосылает человеку духовные силы для молитвы и наполняет его душу миром и тишиной, дарует ей прикосновение к вечности. Священномученик Серафим Звездинский вдохновенно проповедовал, что молитва дает человеку приобщиться к Богу и испытать счастливый миг неописуемого блаженства вечной жизни небожителей – Ангелов: «Вы знаете: Ангелы потому не ведают времени и всего, соединенного с временем: постепенного увядания, старости, смерти, – потому что они живут в Боге. И человек, когда живет в Боге, входя с Ним в теснейшее общение через молитву, также перестает считаться с временем, переходит часто за грань его, приближается к порогу вечности». Молитва и память о смерти – это два духовных ока человека, устремленных в вечность, два крыла его души, отрывающие ее от земного мира и возносящие к миру небесному. Если в душе исчезает память о смерти, то человек начинает думать, что вся реальность ограничивается лишь материальным миром, он забывает о Боге и вечности, утрачивает духовную свободу и страсти, как незримые цепи, приковывают его к земле,  вместо радости о Боге, покоя и благоговения, сердце его возмущается тревогами, воля колеблется между добром и зло и все более склоняется ко греху, а ум – волнуется многочисленными помыслами, становясь похожим на корабль, застигнутый штормом в бушующем и безбрежном океане.
                Страшный враг молитвы – это уныние и отчаяние: если мы молимся без надежды на милость Божию, то мы забываем о бесконечной любви Всевышнего, о том, что Небесный Отец всегда открыт к общению с нами и готов обнять нас как блудных сынов, и, забывая это, мы тяжко согрешаем пред Богом, тогда и сама молитва наша – вопль отчаявшегося Иуды, а не пламенная песнь веры, надежды и любви. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что «вера окрыляет молитву, и без веры молитва не может взлететь на Небо». Где нет веры, надежды и любви, там нет и молитвы – устремления души к Богу, а где нет молитвы, там нет и вечной жизни в Святом Духе, любви к Небесному Отцу, тайной встречи человека с Творцом, личностного обращения к Вседержителю, духовного таинства преображения – уподобления Христу. Священный язык церковных молитв и песнопений – это язык христианской души, любящей Бога, славящей Его и кающейся перед Ним. Вся литургическая жизнь Церкви и ее богослужения направлены на то, чтобы научить человека искусству молитвы – общению с Богом; все молитвенные правила, Псалтырь и все священнодействия, совершаемые в храмах, вся подвижническая жизнь монахов и богословская мудрость Церкви, иконография и акафисты – все это нацелено на то, чтобы человек обрел непрестанную Ииусову молитву в сердце своем и дышал молитвой во всех путях жизни своей и свершениях своих.  Евангелие – лучшее руководство по молитве, но стяжать молитву надо не одним чтением Евангелия, а жизнью по Евангелию. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что нас спасают не чудеса – явления всемогущества Божиего, а Евангелие – благая весть о победе Христа над смертью и преисподней, о том, что Бог есть Любовь, сотворившая мир и промышляющая о каждом создании, никого не оставляющая и желающая всех спасти, искупающая грехи мира и отверзающая небеса. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что любовь есть венец всех добродетелей и источник духовных совершенств, а его духовно-назидательная книга «Лествица», завершается своеобразным богословско-поэтическим гимном в честь любви: «любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преуспеяние».  Молитва – это бесценный дар Божий, она есть наше утешение в скорбях, просвещение ума, поучение в евангельских добродетелях, попечение о душе и ее спасении, очищение сердца и насаждение доброго нрава, укрепление веры и стойкость духа, отречение от мирской суеты и искание вечности и смысла, учительница смирения и покаяния, память о Боге и преданность Богу. Самое главное в молитве – это духовное горение сердца к Богу, Авраамова верность Творцу, духовная жажда общения с Ним и любовь, исполненная самоотречения, более сильная, чем смерть, крепкая и несокрушимая как сама вечность.